Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего Полухина С.И.
при секретаре Павликовской Т.Б.
с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Рукавишникова П. А.,
представителя ответчика "А" Абрамова В. Я.,
представителя ответчика "Б" Соснина А.В.
представителя третьего лица "Г" Баёва А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2010 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-398/2010 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к "А", "В", "Б" об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности,
У с т а н о в и л:
Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к "А", "В", "Б" в котором просит обязать "Б" в срок до 01.03.2011 года устранить эксплуатацию горючей отделки (масляной краски) ступеней на лестничных маршах "Б", устранить эксплуатацию горючей отделки (обои) стен в общих коридорах "Б", исключить эксплуатацию встроенной котельной. Возложить на "А" и "В" обязанность по финансированию указанных мероприятий.
Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении проверки здания "Б" по соблюдению требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности РФ: допущена эксплуатация горючей отделки (масляной краски) ступеней на лестничных маршах "Б", и эксплуатация горючей отделки (обои) стен в общих коридорах "Б". Кроме того в здании "Б" допущена эксплуатация котельной в нарушение требований п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 (далее Правила), п.1.8 Строительных норм и правил II-35-76. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в заключении специалиста – старшего инспектора "Г" (дата). Статьей 1 вышеуказанных Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п.1.4 Устава "Б" учредителем "Б" является "А", полномочия учредителя осуществляет "В". Согласно п.6.3 Устава учреждения объекты права собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении. В соответствии с договором на передачу имущества в оперативное управление, заключенное между "А" и "Б", "А" передала "Б" принадлежащее ей на праве собственности имущество в оперативное управление. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Соответственно на "А" лежит обязанность по обеспечению содержания здания "Б", в том числе по обеспечению средствами противопожарной безопасности. Для этого собственник обязан выделить денежные средства для устранения нарушений норм пожарной безопасности. "А" является источником финансирования "Б" и собственником его имущества, "В" является учредителем "Б", соответственно на них лежит обязанность по обеспечению содержания здания "Б", в том числе по обеспечению средствами противопожарной безопасности. Для этого собственник обязан выделить денежные средства для устранения нарушения норм пожарной безопасности. Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье посещающих учреждение <данные изъяты> лиц, <данные изъяты> чем нарушают права указанных лиц на безопасность жизни и здоровья. Поэтому прокурор Катайского района обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель Катайской районной прокуратуры Рукавишников П.А. поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика "А" Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив суду, что требования признаются только в той части, в которой они уже исполнены. На исполнение остальных требований требуется вложение финансовых средств, которых у "А" не имеется, поскольку бюджет на 2010 г. уже утвержден. Исполнение оставшихся требований возможно только после утверждения бюджета на 2011 г.
Представитель "В" Свежинина Н.И. согласна с исковыми требованиями, пояснив суду, что к 01.01.2011 года новая котельная в "Б" будет готова, а горючая отделка будет устранена (дата). Пока на выполнение указанных требований нет денежных средств, так как на них не запланированы средства в бюджете. Дополнительных средств не имеется на выполнение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности.
Представитель "Б" Соснин А.В. в судебном заседании признал исковые требования и пояснил суду, что в настоящее время здание котельной готово, необходима установка оборудования и к Новому году котельная должна быть запущена. Горючую отделку в коридоре и на лестнчных маршах будет убрана (дата)
Представитель третьего лица "Г" Баёв А.В. пояснил суду, что он поддерживает исковые требования прокурора.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к "А", "В", "Б" об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района проведена проверка в "Б", в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно: допущена эксплуатация горючей отделки (масляной краски) ступеней на лестничных маршах школы, и эксплуатация горючей отделки (обои) стен в общих коридорах школы. В самом здании "Б" допущена эксплуатация котельной в нарушение требований п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, п.1.8 Строительных норм и правил II-35-76 Указанные нарушения зафиксированы и отражены в заключении специалиста от (дата) "Г" (л.д.4).
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявлен обоснованно.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч.1 ст.21 вышеуказанного закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
П.53 Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, предусматривает, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Положениями ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В судебном заседании установлено, что муниципальное "Б" является <данные изъяты>, учредителем которого согласно п.1.4 Устава (л.д.7) является "А", полномочия Учредителя возлагаются на "В". П.6.1 Устава предусматривает, что собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством, закрепляет за учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной Уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. В п.6.3 Устава указано, что объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за Учреждением, находятся в оперативном управлении Учреждения (л.д.21).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
В п.10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Часть 1 ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В ч.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч.1 ст.126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч.ч.1,2,3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В ст.15 Устава муниципального образования ... (л.д.24-31) предусмотрено, что органы местного самоуправления ... от имени ... района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом ... в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления ....
Ст.13 Устава муниципального образования ... (л.д.24-31) предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления ... составляют находящееся в муниципальной собственности ... имущество, средства бюджета ..., а также имущественные права ....
Органы местного самоуправления ... от имени ... района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом ... в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления ..., вправе передавать имущество, находящееся в собственности ... во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти ... и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством (ст.15 Устава).
Согласно положений ст.ст.57-59 Устава муниципального образования ... "А", в структуру которой входят <данные изъяты> и органы "А", является исполнительно-распорядительным органом ... и действует под непосредственным руководством Главы ... района, являющимся высшим должностным лицом района и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории ... района.
В ст.18 Устава муниципального образования ... указано, что составление проекта бюджета ... – прерогатива "А".
В судебном заседании установлено, что "А" обладает правом распоряжаться от лица собственника – муниципального образования ... – муниципальным имуществом, и что именно "А" является уполномоченным органом, который вправе представлять интересы собственника муниципального имущества муниципального образования ....
Согласно п.1.2 Положения "В" является органом муниципальной исполнительной власти.
В соответствии с п. 1.5 Положения "В" финансируется из районного бюджета, имеет самостоятельную смету и самостоятельный баланс. Финансирование управления осуществляется за счет ассигнований на содержание органов муниципального управления, предусмотренных в районном бюджете.
"А" в лице начальника "В" закреплено за "Б" имущество на праве оперативного управления, являющегося собственностью муниципального образования
В судебном заседании ни представителем "Б", ни представителем "В", ни представителем "А" не оспаривался факт необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности. Судом установлено, что препятствием к устранению нарушений является недостаточное финансирование.
Ссылка представителя ответчика "В" и представителя "А" на то, что в районном бюджете не заложены финансовые средства на проведение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности "Б", судом не принимается во внимание, поскольку государство не отменяло и не приостанавливало действие законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием денежных средств.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность профинансировать мероприятия, связанные с устранением нарушений пожарной безопасности, должны быть возложены и на "В", и на "А" за счет казны муниципального образования ..., которая состоит не только из денежных средств, но и из иного имущества, нераспределенного между муниципальными юридическими лицами.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон, представителей третьих лиц, исходя из реальных возможностей "Б" по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к "А", "В", муниципальному "Б" об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности удовлетворить в полном объеме.
Обязать "Б":
устранить эксплуатацию горючей отделки ступеней на лестничных маршах и стенах (обои) в общих коридорах "Б" в срок до 01.04.2011 года.
Исключить эксплуатацию встроенной котельной в "Б" – по вступлении решения в законную силу.
Обязать "В" и "А" за счет казны муниципального образования ... профинансировать противопожарные мероприятия в "Б" состоящие из устранения эксплуатации горючей отделки ступеней на лестничных маршах и стенах (обои) в общих коридорах "Б".
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом с подачей кассационной жалобы в Катайский районный суд.
Судья: С.И.Полухин