взыскание заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего Бутаковой О. А.,

при секретаре Хужиной Л. В.,

с участием представителя ответчика "А" Баевой Т. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Катайске Курганской области 10 декабря 2010 года гражданское дело № 2-368/2010 по иску Воротниковой С.С. к "А" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

Установил:

Истец Воротникова С. С. обратилась в суд с исковым заявлением к "А", просит взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную заработную плату за период с 01.01.2009 г. по 31.07.2010 г. в сумме 49826,47 рублей и обязать "А" выплачивать ей в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, то есть оклад (тарифную ставку) в размере не ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), выплаты компенсационного характера – сверх фиксированного размера оплаты труда.

Свои требования мотивировала тем, что она работает <данные изъяты> "А" её заработная плата с 01.01.2009 г. составляет 4 330 рублей в месяц, что нарушает её трудовые права и не соответствует Конституции РФ и трудовому законодательству. С 01.01.2009 г. Федеральным законом от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4 330 рублей в месяц. Законодательное определение понятия заработной платы устанавливается в ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ. При этом в частях 2 и 3 статьи 129, части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ дается понятие тарифной ставки, оклада, согласно которых они являются фиксированными размерами оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Вознаграждение за труд, признаваемое в соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ первым по значимости слагаемым элементом заработной платы, находится под особой защитой, что указано в ч.3 ст.37 Конституции РФ. Отсюда следует, что вознаграждение за труд, включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является не просто составной частью заработной платы, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, но и особой конституционной гарантией, не допускающей при этом никакой дискриминации. Таким образом, Конституция РФ предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, то есть части заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного размера оплаты труда. Иное в соответствии со статьями 3 и 4 Трудового кодекса РФ можно расценивать только как дискриминацию, то есть ограничение трудовых прав, не связанное с деловыми качествами, а также как принудительный труд, поскольку работа выполняется под угрозой применения наказания (увольнения) при наличии права отказаться от ее выполнения в связи с тем, что заработная плата выплачивается не в полном размере. Размер ежемесячной заработной платы истца с 01.01.2009 г. по 31.07.2010 г. составляет 4330 рублей, включая работу, выполненную за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, отпускные, доплату за неблагоприятные условия труда (то есть вредность – больные ВИЧ, туберкулезные больные и т.д.), доплату стимулирующего характера в размере 14 %. Месячный заработок в соответствии с трудовым законодательством в период с 01.01.2009 г. должен составлять: минимальный размер - 4 330 руб., 4 330 х 30% (стаж работы) – 1 299 руб., (4330+1299) х 15% (уральский коэффициент) – 844,35 руб., итого: 4 330+1 299+844,35=6 473,35 руб. Ежемесячная недоплата составляет 6 473,35 – 4 330 = 2 143,35 руб. Всего с 01.01.2009 г. по 31.07.2010 г. недоплата составляет: 2 143,35 руб. х 19 месяцев = 40 723,65 руб. Также за установленные доплаты за неблагоприятные условия труда работникам здравоохранения (то есть вредность) компенсационные выплаты с 01.01.2009 г. по 31.07.2010 г. составляют 9 102,82 руб. В соответствии с трудовым законодательством (ст.ст. 146-148, 315-317 Трудового кодекса РФ) компенсационные выплаты работникам не только формально не включаются в состав именно вознаграждения за труд (ч.1 ст.129, ч.2 ст.135 Трудового кодекса РФ), но и основания для осуществления этих выплат связываются не с количеством труда, а с выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием по профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в условиях, отклоняющихся от нормальных, с работой в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличии от вознаграждения за труд и компенсационных выплат могут быть, а могут не быть установлены в порядке, предусмотренном ст.135 Трудового кодекса РФ, так как вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда как конституционная гарантия является обязательной формой выражения заработной платы.

В судебное заседание истец Воротникова С. С. не явилась, от неё поступило письменное заявление о рассмотрении дела без её участия, на исковых требованиях настаивает (л.д.89).

Представитель ответчика Баева Т. В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив суду, что требования истца необоснованны, начисления заработной платы производилось в соответствии с трудовым законодательством. В МУ «Катайская ЦРБ» проводились проверки и инспекцией труда, и прокуратурой по начислению заработной платы, нарушений установлено не было. Размер процентов компенсационных и стимулирующих выплат предусмотрен коллективным договором. При начислении заработной платы Воротниковой С. С. если её размер был меньше МРОТ, то производилась компенсационная выплата до минимального размера заработной платы - 4330 рублей.

Представитель третьего лица "Б" на судебное заседание не явился, поступил отзыв и ходатайство (л.д.67), согласно которого просят рассмотреть дело без участия представителя.

Согласно отзыву (л.д.68-69) третье лицо "Б" не согласно с доводами истца, считает, что в величину МРОТ включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты. Статьей 133 Трудового кодекса РФ уточнено, что МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, организациями, финансируемыми из бюджета субъектов РФ, из местных бюджетов, не только из бюджетных средств соответствующего уровня, но и за счет внебюжетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Утратила силу часть 4 ст.133 Трудового кодекса РФ, которой устанавливалось, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Считает также необоснованным требование истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с 01.01.2009 г., так как пропущен трехмесячный срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора, исчисляемый в соответствии с ч.1 ст.392 Трудового кодекса РФ со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истец ежемесячно получала в письменной форме от работодателя расчетный листок о составных частях заработной платы, причитающейся ей за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, общей денежной сумме. По состоянию на 01.11.2010 г. истец может требовать взыскание недоначисленной заработной платы с 01.08.2010 г.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Воротниковой С. С. к "А" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы не подлежат удовлетворению ввиду необоснованности по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Воротникова С. С. работает <данные изъяты> "А" (л.д.7,8,9). Разделом 5 трудового договора предусмотрено, что оплата труда Воротниковой С. С. определяется на основе схемы должностных окладов, оплата труда производится по 2 разряду ЕТС. Пунктом 5.3 трудового договора предусмотрено, что Воротниковой С. С. установлен должностной оклад в размере 1 461 рубль, персональная надбавка (размер не указан), уральский районный коэффициент 15 %, доплата в размере 14 % стимулирующего характера, надбавка за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения (размер не установлен), надбавка за ненормированный рабочий день (размер не установлен), надбавка за вредные условия труда (размер не установлен), доплата до МРОТ на основании федерального закона РФ от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ.

Пунктами 5.4-5.6 трудового договора предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику 15 и 30 числа каждого месяца; работодатель автоматически индексирует должностной оклад работника на соответствующий коэффициент в случае увеличения окладов Единой тарифной сетки для работников бюджетных организаций; работник имеет право на получение по результатам своей деятельности различных надбавок, доплат, премий, предусмотренных системой оплаты труда, действующей в "А"

В разделе 4 трудового договора установлено, что время начала и окончания выполнения работником служебно-трудовых обязанностей, а также перерывы для отдыха и питания, выходные дни определяются правилами внутреннего трудового распорядка или графика сменности. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда продолжительностью 14 календарных дней, дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день, размер которого не указан.

Согласно справке "А" (л.д.80-86) Воротниковой С. С. в период с 01.01.2009 г. по 31.07.2010 г. начислена заработная плата:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Из справки <данные изъяты> о начисленной заработной плате Воротниковой С. С. за период с 01.01.2009 г. по 31.07.2010 г. следует, что в заработную плату истца включается тарифная ставка (оклад) в размере 1531 руб., стажевые в размере 30%, ночные в размере 50%, праздничные, разовая доплата в размере 14%, уральский коэффициент в размере 15%, а также доплата за вредность и, в случае недостижения размера начисленной заработной платы до минимального размера оплаты труда 4330 руб., также включена компенсация до установленного размера, с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени.

Начисление компенсации до установленного минимального размера оплаты труда производится на основании постановления Главы Катайского района от 13.09.2007 г. № 250 «О повышении заработной платы работников муниципальных учреждений Катайского района» (л.д.76-77), согласно которому с 01.09.2007 г. локальными нормативными актами муниципальных учреждений Катайского района устанавливается ежемесячная компенсационная выплата (доплата) работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в целях обеспечения соответствия размера месячной заработной платы работника, установленному Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», минимальному размеру оплаты труда. Указанным постановлением утверждена тарифная сетка по оплате труда работников муниципальных учреждений Катайского района, в соответствии с которой тарифная ставка работника муниципального учреждения Катайского района с третьим разрядом составляет 1 531 руб. (л.д.78).

Судом установлено, что оспаривая размер и порядок начисления заработной платы, истец считает, что районный коэффициент, стимулирующие и компенсационные надбавки должны начисляться на размер тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы, которые должны быть не ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд считает, что указанный вывод истца основан на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В ст.4 Соглашения между Федерацией профсоюзов Курганской области, Правительством Курганской области, Курганским региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» от 28.04.2008 N 08-0-01 «О поэтапном доведении размера минимальной заработной платы в Курганской области до уровня прожиточного минимума» указано, что месячная заработная плата работника (за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета), полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной настоящим Соглашением.

Согласно ст.5 данного Соглашения в Курганской области минимальная заработная плата устанавливается для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, в размере 2 300 рублей.

Ст.8 Соглашения предусмотрено, что настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания Соглашения сторонами и действует до заключения нового соглашения о минимальной заработной плате в Курганской области.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Воротниковой С. С. в оспариваемый период составлял не менее 4 330 рублей как российской, так и установленной для Курганской области, нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы в указанный истцом период ответчиком не допущено.

Судом не принимается во внимание заявление третьего лица "Б" о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права (исковая давность), поскольку в соответствии с ч.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре.

Заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности, если соответствующее заявление не сделано стороной по спору. Ответчик указанного требования не заявил.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Воротниковой С.С. к "А" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы отказать в виду необоснованности.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд Курганской области.

Председательствующий: О. А. Бутакова