Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего Бутаковой О. А.,
при секретаре Хужиной Л. В.,
с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Рукавишникова П. А.,
представителей ответчиков:
"А"
Свежининой Н. И.,
"Б" Абрамова В. Я.,
"В" Исаковой И. Г.,
представителя третьего лица территориального отдела территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах Маслаковой Т. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2010 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-406/2010 по исковому заявлению Прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к "А", "Б", "В" об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания,
У с т а н о в и л:
Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к "А" "Б", "В", в котором просит обязать "В" оградить съемными деревянными решетками отопительные приборы в учреждении немедленно, произвести расстановку мебели с соблюдением расстояния между ученической доской и первыми столами не менее 2,4 метров немедленно, в срок до 01.04.2011 г. на каждом этаже оборудовать санитарные узлы для мальчиков и девочек, обеспечить подвод горячей воды в кабинеты начальных классов, провести на второй этаж здания школы горячее и холодное водоснабжение, оборудовать классные доски софитами установленного образца, выделить отдельные помещения для мясо-рыбного цеха, овощного цеха, цеха готовой продукции, установить резервный источник горячего водоснабжения достаточной мощности, оборудовать двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды, кабинет информатики обеспечить специализированной мебелью, организовать мытье кухонной и столовой посуды в раздельных моечных ваннах, произвести подбор мебели согласно антропометрическим данным учащихся; возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий в указанные сроки на "А" и "Б".
Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении проверки соблюдения санитарного законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания несовершеннолетних в "В" установлено нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее СанПиН). В кабинетах начальных классов отсутствует подвод горячей воды, на втором этаже здания отсутствует горячее и холодное водоснабжение; количество санитарных приборов недостаточное, отсутствуют санитарные узлы на каждом этаже для мальчиков и девочек; классные доски не оборудованы софитами установленного образца; объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организации питания в "В" не отвечают требованиям, предусмотренным п.2.5, п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками; установленный резервный источник горячего водоснабжения имеет недостаточную мощность; для мытья кухонной посуды отсутствует двухсекционная ванна; не соблюдается цветовая маркировка мебели при подборе мебели для учащихся, отсутствует цветовая маркировка красная, оранжевая, фиолетовая; не соблюдается расстояние между ученической доской и первыми столами (составляет менее 2,4 м); кабинет информатики не обеспечен специализированной мебелью; мытье кухонной посуды осуществляется в моечных ваннах для мытья столовой посуды. Указанные нарушения подтверждаются справкой по результатам проверки от 26.10.2010 г. специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах. В соответствии с п.1.4 Устава "В" учредителем школы является "Б", полномочия учредителя осуществляет "А". Согласно п.6.3 Устава учреждения объекты права собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении. В соответствии с договором на передачу имущества в оперативное управление, заключенное между "Б" и "В", "Б" передала "В" принадлежащее ей на праве собственности имущество в оперативное управление. Соответственно на "Б", а также на "А" как исполнителе полномочий учредителя, лежит обязанность по обеспечению содержания здания образовательного учреждения, в том числе по оборудованию учебных кабинетов, помещений "В" в соответствии с требованиями и нормами, предусмотренными законом. Оборудование помещений столовой "В" ненадлежащим образом создает условия, при которых жизнь и здоровье обучающихся может оказаться под угрозой. Поэтому прокурор Катайского района обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Катайской районной прокуратуры Рукавишников П. А. поддержал заявленные требования, уточнив, что настаивает на удовлетворении исковых требований в том объеме, который до настоящего времени не выполнен, а именно: просит обязать "В" оградить отопительные приборы съемными деревянными решетками, которые должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности, в срок до 1 марта 2011 г., оборудовать двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды и организовать мытье кухонной и столовой посуды в раздельных моечных ваннах в срок до 1 марта 2011 г., обеспечить кабинет информатики специализированной мебелью в срок до 1 апреля 2011 г., произвести подбор мебели согласно антропометрическим данным учащихся в срок до 1 июня 2011 г., обязать "А" и "Б" профинансировать мероприятия по ограждению отопительных приборов съемными деревянными решетками, которые должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности, в срок до 1 марта 2011 г., по оборудованию двухсекционной ванны для мытья кухонной посуды и организации мытья кухонной и столовой посуды в раздельных моечных ваннах в срок до 1 марта 2011 г., по обеспечению кабинета информатики специализированной мебелью в срок до 1 апреля 2011 г., по подбору мебели согласно антропометрическим данным учащихся в срок до 1 июня 2011 г.
Представитель "А" Свежинина Н. И. в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора признает частично в части финансирования обеспечения кабинета информатики специализированной мебелью в срок до 1 апреля 2011 г., пояснила суду, что все остальные мероприятия Управлением образования профинансированы, подбор мебели согласно антропометрическим данным учащихся будет произведен без финансовых затрат, для начальных классов из <данные изъяты> будут переданы в "В" столы и стулья в срок до 1 июня 2011 г., двухсекционной ванны в наличии в настоящее время нет, но она профинансирована и скоро будет привезена и установлена в школе, оградить съемными деревянными решетками немедленно не возможно, так как материал закуплен и сейчас производится изготовление этих решеток, кроме того, необходимо их обработать негорючим составом, поэтому она согласна со сроком, который в судебном заседании предложил прокурор, то есть до 1 марта 2011 г.
Представитель ответчика "Б" Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования признал в той части, которая исполнена в настоящее время, согласен с теми сроками исполнения требований прокурора, которые указала Свежинина Н. И.
Представитель "В" Исакова И. Г. в судебном заседании исковые требования признала частично и пояснила суду, что практически все требования прокурора выполнены, за исключением оборудования двухсекционной ванны, которая будет установлена в течение этой недели, подбор мебели произведут своими силами, постараются приобрести мебель для компьютерного класса и установить ограждения. Сроки, которые назвала Свежинина Н. И., она считает разумными.
Представитель третьего лица территориального отдела территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах Маслакова Т. А. пояснила суду, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в той части, которые не исполнены. Она провела повторную проверку "В" и выяснила, что остались не исполненными требования по ограждению отопительных приборов съемными решетками, оборудованию двухсекционной ванны, организации мытья кухонной и столовой посуды в раздельных моечных ваннах, обеспечению специализированной мебелью кабинета информатики и проведению подбора мебели согласно антропометрическим данным учащихся. Со сроками, названными Свежининой Н. И., согласна.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района к "А", "Б", "В" об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района (дата) при проведении проверки соблюдения санитарного законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания несовершеннолетних в "В" выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а именно пункты 2.3.23, 2.4.2, 2.4.3, 2.5.1, 2.6.2, 2.7.5 «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2 Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, пункты 2.5, 3.3, 4.1, 5.4, 5.8 «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, и пункт 2.4.6 «СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Изменение № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Нарушения выражаются в следующем: в кабинетах начальных классов отсутствует подвод горячей воды; на втором этаже здания отсутствует горячее и холодное водоснабжение, количество санитарных приборов недостаточное, отсутствуют санитарные узлы на каждом этаже для мальчиков и девочек, классные доски не оборудованы софитами установленного образца, не соблюдается цветовая маркировка мебели при подборе мебели для учащихся, отсутствует цветовая маркировка красная, оранжевая, фиолетовая, не соблюдается расстояние между ученической доской и первыми столами (составляет менее 2,4 м), кабинет информатики не обеспечен специализированной мебелью, отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками, установленный резервный источник горячего водоснабжения имеет недостаточную мощность, объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организации питания в "В" не отвечают требованиям, предусмотренным п.2.5, п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08, для мытья столовой посуды отсутствует двухсекционная ванна, мытье кухонной посуды осуществляется в моечных ваннах для мытья столовой посуды. Наличие указанных нарушений подтверждается справкой от (дата), составленной специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах Маслаковой Т.А. (л.д.4).
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения Санитарных правил и нормативов ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга несовершеннолетних лиц, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц заявлен обоснованно.
В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, согласно ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Положениями ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г № 3266-1 (ред. от 28.09.2010) «Об образовании» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, к которым, в том числе, относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
К компетенции образовательного учреждения, согласно положений ст.32 этого же Закона «Об образовании» относятся:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии со ст.51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 с 01.10.2008 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 г.
Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - Санитарные правила 2.4.2.1178-02), согласно п. 1.1, направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к размещению общеобразовательного учреждения, к участку и зданию общеобразовательного учреждения, к оборудованию помещений общеобразовательного учреждения, к воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации образовательного учреждения, к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях, к режиму образовательного процесса, к организации медицинского обслуживания обучающихся, санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения, организации питания обучающихся.
Пунктом 2.3.23 Санитарных правил 2.4.2.1178-02 предусмотрено, что на каждом этаже здания общеобразовательного учреждения должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв. м. Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них. На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.
В соответствии с п. 2.4.2 указанных Санитарных правил 2.4.2.1178-02 каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
В соответствии с таблицей 1 п. 2.4.2 маркировка мебели производится: оранжевым цветом – для групп роста 1000-1150 мм, фиолетовым цветом – 1150-1300 мм, желтым цветом – 1300-1450 мм, красным цветом – 1450-1600 мм, зеленым – 1600-1750 мм, голубым цветом – для групп роста свыше 1750 мм.
Пунктом 2.4.3 Санитарных правил 2.4.2.1178-02 предусмотрено соблюдение размеров проходов и расстояний между предметами оборудования при оборудовании учебных помещений, в том числе от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м.
В силу п. 2.5.1 Санитарных правил 2.4.2.1178-02 отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.
Пунктом 2.6.2 Санитарных правил 2.4.2.1178-02 предусмотрено, что классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Согласно ч.2 п. 2.7.5 Санитарных правил 2.4.2.1178-02 учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее Санитарные правила 2.4.5.2409-08), которые, согласно п.п. 1.1, 1.2, 1.3 разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Пунктом 2.5 указанных Санитарных правил 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающим встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
В соответствии с п. 3.3 Санитарных правил 2.4.5.2409-08 во всех производственных цехах общественного питания образовательных учреждений устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения.
Согласно п. 4.1 Санитарных правил 2.4.5.2409-08 оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке.
Пунктом 5.4 указанных Санитарных правил 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что в образовательных учреждениях мытье кухонной посуды должно быть предусмотрено отдельно от столовой посуды.
В моечных помещениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах.
В соответствии с п. 5.8 Санитарных правил 2.4.5.2409-08 при мытье кухонной посуды в двухсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье щетками в воде при температуре не ниже 45 °C и с добавлением моющих средств;
- ополаскивание горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C;
- просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках и стеллажах.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2007 № 22 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Изменение N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».
Согласно п.п. 1.1-1.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (далее СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), указанные государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554, действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда, направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ и определяют санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к организации рабочих мест с ПЭВМ, производственным оборудованием и игровыми комплексами (автоматами) на базе ПЭВМ. Требования Санитарных правил распространяются на условия и организацию работы с ПЭВМ; на вычислительные электронные цифровые машины персональные, портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатура, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые комплексы на базе ПЭВМ. Ответственность за выполнение указанных Санитарных правил возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
- разработку, производство и эксплуатацию ПЭВМ, производственное оборудование и игровые комплексы на базе ПЭВМ;
- проектирование, строительство и реконструкцию помещений, предназначенных для эксплуатации ПЭВМ в промышленных, административных общественных зданиях, а также в образовательных и культурно-развлекательных учреждениях.
Пунктами 9.5-9.7 указанных СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предусмотрены требования к организации рабочих мест детей - пользователей ПЭВМ, согласно которым используемая мебель должна отвечать определенным требованиям. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п.1.1 Устава "В" (л.д.6-30) учреждение создано для реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В п. 1.4 Устава указано, что учредителем образовательного учреждения является "Б", полномочия учредителя осуществляет "А"
Ч.1 ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В ч.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч.1 ст.126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч.ч.1,2,3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Ст.13 Устава муниципального образования Катайского района (далее МО Катайского района) (л.д.37-44) предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления Катайского района составляют находящееся в муниципальной собственности Катайского района имущество, средства бюджета Катайского района, а также имущественные права Катайского района.
Органы местного самоуправления Катайского района от имени Катайского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности Катайского района, вправе передавать имущество во временное пользование или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, могут создавать предприятия и учреждения, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, что предусмотрено ст.15 Устава.
Согласно положений ст.ст.57-59 Устава МО Катайского района Администрация Катайского района, в структуру которой входят заместители Главы Катайского района и органы Администрации Катайского района, является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района, являющимся высшим должностным лицом района и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Катайского района. В ст.18 Устава МО Катайского района указано, что составление бюджета Катайского района – прерогатива "Б".
В соответствии с п.1.2 Положения <данные изъяты> "А" является органом "Б", осуществляющим управление в сфере образования на территории Катайского района (л.д.32-35).
В п.6.3 Устава "В" предусмотрено, что объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за учреждением, находятся в оперативном управлении учреждения (л.д.7-30).
Ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании ни представителем "В", ни представителем "А", ни представителем "Б" не оспаривался факт необходимости устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил. Установлено, что препятствием к устранению нарушений является недостаточное финансирование "В".
В судебном заседании установлено, что утвержден перечень образовательных учреждений и основных видов работ на лицензирование по Катайскому району на (дата) (л.д.69-72,73), в котором указано, что в "В" необходимо провести реконструкцию пищеблока, приобретение технологического оборудования для пищеблока, установку дополнительного освещения, водоснабжение кабинетов, также указан объем финансирования.
Судом установлено, что выявленные нарушения норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся частично устранены, а именно: произведена расстановка мебели с соблюдением расстояния между ученической доской и первыми столами не менее 2,4 метров, на каждом этаже оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек, обеспечен подвод горячей воды в кабинеты начальных классов, проведено на второй этаж здания "В" горячее и холодное водоснабжение, оборудованы классные доски софитами установленного образца, выделены отдельные помещения для мясо-рыбного цеха, овощного цеха, цеха готовой продукции, установлен резервный источник горячего водоснабжения достаточной мощности (л.д.74-90,91,92).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность профинансировать мероприятия, связанные с устранением нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся должна быть возложена и на "А" и на "Б" за счет казны муниципального образования Катайского района, которая состоит не только из денежных средств, но и из иного имущества, нераспределенного между муниципальными юридическими лицами.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон, представителя третьего лица, исходя из реальных возможностей "А" "Б", "В" по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к "А" "Б", "В" об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания удовлетворить в полном объеме.
Обязать "В"
оградить отопительные приборы в учреждении съемными деревянными решетками, которые должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности, в срок до 1 марта 2011 г.;
оборудовать двухсекционную ванну для мытья посуды и организовать мытье кухонной и столовой посуды в раздельных моечных ваннах в срок до 1 марта 2011 г.;
обеспечить кабинет информатики специализированной мебелью в срок до 1 апреля 2011 г.;
произвести подбор мебели согласно антропометрическим данным учащихся в срок до 1 июня 2011 г.
Обязать "А" и "Б" за счет казны муниципального образования Катайского района профинансировать в "В" мероприятия:
по ограждению отопительных приборов в учреждении съемными деревянными решетками, которые должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности, в срок до 1 марта 2011 г.;
по оборудованию двухсекционной ванной для мытья посуды и организации мытья кухонной и столовой посуды в раздельных моечных ваннах в срок до 1 марта 2011 г.;
по обеспечению кабинета информатики специализированной мебелью в срок до 1 апреля 2011 г.;
по подбору мебели согласно антропометрическим данным учащихся в срок до 1 июня 2011 г.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд.
Председательствующий: О. А. Бутакова