РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Катайск Курганской области 18 января 2011 года
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего Боровинских Т.Ф.
при секретаре Марениновой Н.В.,
с участием:
прокурора Катайской районной прокуратуры Рукавишникова П.А.
истца Крамаренко А.В., представителя ответчика Администрации ... Абрамова В.Я., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МУ ... Зеленкиной И.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-29/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Крамаренко А.В. к Администрации ... о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Крамаренко А.В. к Администрации ... о предоставлении по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте г. Катайска, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.. Исковые требования мотивированы тем, что Крамаренко А.В., ... г.р., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец К. решением Далматовского районного суда Курганской области от 26.05.2000 г. признан безвестно отсутствующим, мать - Г. решением Лебяжьевского народного суда Курганской области от 03.07.1992 г. лишена родительских прав, согласно свидетельству о смерти умерла 04.09.1992 г.. При назначении над Крамаренко А.В. опеки жилье за ним не закреплялось. После выпуска из детского дома Крамаренко А.В. поступил в ГОУ НПО ..., которое окончил в 2008 году. Жилой площадью, соответствующей санитарно-техническим требованиям после окончания обучения и до настоящего времени не обеспечен.
В судебном заседании прокурор Рукавишников П.А. поддержал исковые требования, на их удовлетворении в полном объеме настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Крамаренко А.В. просит удовлетворить исковые требования, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что не имеет жилья. Брак с бывшей женой расторгнут в октябре 2010 года, он зарегистрирован в квартире, собственником которой является его бывшая теща. После расторжения брака снимает жилье.
Представитель ответчика - Администрации ... Абрамов В.Я. исковые требования прокурора Катайского района не признал. Пояснил, что со стороны администрации ... выполнены все установленные законом обязанности и не допущено нарушения прав Крамаренко А.В., он учтен в числе лиц, нуждающихся в получении жилья. Нет необходимости в вынесении дополнительного судебного решения, поскольку при поступлении субвенции из областного бюджета жилье будет приобретено и предоставлено истцу. Кроме того, обращение прокурора с иском в суд нарушает права других лиц указанной категории, которые учтены ранее Крамаренко А.В. Факт нуждаемости истца в жилье не оспаривает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - МУ ... Зеленкина И.Е. исковые требования не признала. Пояснила, что Крамаренко А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья 25.12.2008 под № 30. В настоящее время он стоит под № 20. Нуждаемость истца в жилье не оспаривает, но не признает иск из-за отсутствия денежных средств на приобретение жилого помещения. Также полагает, что будут нарушены права 19 граждан, которые значатся в списке за номерами с 1 по 19.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд признает исковые требования прокурора Катайского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 ст.57 ЖК РФ). Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Сторонами не оспаривается, что Крамаренко А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается также решением Далматовского районного суда Курганской области от 26.05.2000 г. (л.д.14), решением Лебяжьевского районного народного суда Курганской области от 03.07.1992 г. (л.д.17), свидетельством о смерти Крамаренко Г.А. (л.д.15). В ходе судебного заседания установлено, что постоянным местом жительства Крамаренко А.В. является г. Катайск Курганской области, где он постоянно проживает по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях и зарегистрирован с 22.03.2008 года (л.д. 6, 56,57). Окончание пребывания Крамаренко А.В. в образовательном учреждении, а также в учреждении профессионального образования 30.06.2008г. подтверждается путевкой о направлении в Далматовскую санаторную школу (л.д.19), справкой ГОУ НПО ... о периоде обучения (л.д.20) и дипломом о начальном профессиональном образовании (л.д.18).
Постановлением Правительства Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 29 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется Главным управлением образования Курганской области для формирования и ведения банка данных детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для включения детей-сирот в банк данных является принятие их органами местного самоуправления Курганской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
В период с 09.07.2002г. по 18.11.2008 г. Крамаренко А.В. состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в администрации Лебяжьевского района (л.д.11-13). Постановлением Главы Катайского района № 256 от 23.12.2008 г. Крамаренко А.В. был внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту постоянного проживания в г. Катайске. Данное постановление явилось основанием для включения Крамаренко А.В. в региональный банк данных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д.8).
Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 г. № 2539 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 N 332, от 31.03.2008 N 349, от 01.09.2008 N 384, от 01.12.2008 N 422, от 26.11.2009 N 508, от 28.06.2010 N 35). В силу норм, установленных пунктом 44 статьи 3, статьи 8 указанного Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (далее также - субвенции).
С 01.01.2008г. муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству. Обязанность по предоставлению жилья Крамаренко А.В. возлагается на администрацию ..., поскольку в соответствии со ст. 57 Устава ... администрация ... является исполнительно- распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района (л.д. 30).
Стороны признают и не оспаривают в судебном заседании, что решением Катайской районной Думы № 226 от 22.04.2008г норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 15 кв. м.
Таким образом, Администрация ... обязана предоставить Крамаренко А.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Катайске Курганской области, площадью не менее установленной социальной нормы 15 кв.м. на одного человека, приобретенное за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Катайского района.
Доводы представителей ответчика Администрации ... и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МУ ... о нарушении прав других граждан указанной категории в случае принятия судебного решения по данному делу суд признает несостоятельными. Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище. Вышеуказанным Федеральным законом установлено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди. В случае нарушения их жилищных прав граждане указанной категории в силу статей 45, 46 Конституции Российской Федерации вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе обратиться за судебной защитой своих прав и свобод.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом порядка финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 01 июля 2011 года.
В силу пунктов 9 и 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В данном случае прокурор, а также администрация ... и муниципальное учреждение ..., как органы муниципальной исполнительной власти, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому суд не разрешает вопрос о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:Удовлетворить требования прокурора Катайского района в полном объеме.
Обязать Администрацию ... предоставить Крамаренко А.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, в срок до 01 июля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия, с подачей кассационной жалобы (представления) через Катайский районный суд.
Председательствующий: Т.Ф. Боровинских