признание права собственности на дом



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего Бутаковой О. А.,

при секретаре Хужиной Л. В.,

с участием истца Кокорина А. В.,

представителя истца Белоусова В. А.,

представителя ответчика "А" Устюгова А. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2011 г. в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-32/2011 по иску Кокорина А.В. к Кокориной Н.В. о признании права собственности на жилой дом,

Установил:

Истец Кокорин А. В. просит признать за ним право собственности на деревянный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес 2, общей полезной площадью 28,2 кв.м., в том числе жилой площадью 13,7 кв.м., а также на холодный пристрой из теса (веранду), сооружения (заборы, ворота, уборная).

Свои требования истец мотивирует тем, что спорный дом в 1998 году построил его отец ФИО1 на отведенном ему в 1988 году на основании решения Катайского горисполкома земельном участке. В 1998 году отец вселился в построенный дом, но продолжал вести строительные работы внутри дома. Дом отец построил в соответствии с проектом, но не сдал его государственной приемочной комиссии, не поставил на учет в органах технической инвентаризации и не зарегистрировал право собственности на созданный объект недвижимости. (дата) его отец умер, наследниками умершего является он и его сестра Кокорина Н. В. Брак между их отцом и матерью расторгнут в 1977 году, родители отца давно умерли. В установленном законом порядке он обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, сделал в доме необходимый ремонт, следит за домом, использует приусадебный земельный участок. Ответчик Кокорина Н. В. к нотариусу не обращалась, так как не претендует на наследственное имущество. Адрес домовладения с момента постройки дома изменился: первоначальный адрес был «Адрес 1», в настоящее время «Адрес 2».

(дата) в качестве соответчика была привлечена "А" (л.д.48-49).

В судебном заседании истец Кокорин А. В. и его представитель Белоусов В. А. исковые требования поддержали, и настаивают на их полном удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Кокорина Н. В. в судебное заседание не явилась, согласно письменному заявлению от (дата) признает исковые требования Кокорина А. В. в полном объеме, не претендует на жилой дом, расположенный по адресу: Адрес 2, оставшийся после смерти её отца. Просит рассмотреть дело без её участия (л.д.37).

Представитель ответчика "А" Устюгов А. Ю. на судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку действительно земельный участок под строительство дома был отведен отцу истца, тот в свою очередь построил дом, но не получил правоустанавливающие документы на дом.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, поступил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело без участия представителя, указав, что сведений о зарегистрированных правах на жилой ... в ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) не имеется, заявление о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости не принималось (л.д.39).

Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Кокорина А. В. о признании права собственности на жилой дом являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что на основании Решения исполнительного комитета Катайского городского Совета народных депутатов № от (дата) ФИО1 для строительства одноквартирного жилого дома и надворных построек был отведен земельный участок по Адрес 1 общей площадью 0,06 га, что подтверждается указанным Решением (л.д.14), Актом выбора и обследования участка (л.д.15), Актом об отводе земельного участка в натуре (л.д.16).

Согласно Типовому договору № о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке (л.д.17-18), заключенному между ФИО1 и исполнительным комитетом Катайского городского Совета народных депутатов в августе 1988 года, ФИО1 обязался построить на отведенном земельном участке и закрепленном в бессрочное пользование жилой деревянный дом полезной площадью 28,75 кв.м., в том числе жилой 25,0 кв.м. в соответствии с проектом, утвержденным отделом архитектуры (дата), а также баню, конюшню, сарай с общей площадью надворных построек 30,0 кв.м. Согласно п.15 указанного Договора до полного возведения жилого дома и принятия его в эксплуатацию государственной приемочной комиссией застройщик не имеет права продавать дом или часть дома (дарить, производить обмен) другим лицам без разрешения исполнительного комитета Катайского городского Совета народных депутатов.

Судом из пояснений истца, свидетелей и справки ГУП «Кургантехинвентаризация» № от (дата) (л.д.19) установлено, что ФИО1 на основании указанного Типового договора № на отведенном ему земельном участке построил индивидуальный жилой дом из бревен, общей площадью 28,2 кв.м., жилой площадью 13,7 кв.м., а также холодный пристрой и сооружения (надворные постройки). Объектов, возведенных самовольно, органом технической инвентаризации не установлено. Свидетели ФИО3 и ФИО2 в судебном заседании пояснили, что действительно ФИО1 построил сам дом на отведенном ему участке, в котором он и проживал.

Указанный жилой дом на технический учет постановлен впервые (дата) (л.д.22). Согласно справке "А" от (дата) (л.д.20) жилой дом, первоначально имевший адрес: Адрес 1 в настоящее время имеет следующий адрес: Адрес 2, на основании Решения Исполнительного комитета Катайского городского Совета народных депутатов Курганской области от (дата) № «О проведении упорядочения номерного хозяйства».

(дата) ФИО1 умер (л.д.31). Судом установлено, что ФИО1 при жизни построенный им дом никому не продавал, не дарил, пользовался при жизни постоянно и открыто как собственник, никто его прав на дом не оспаривал, однако государственную регистрацию права собственности не осуществил.

Согласно ст.219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно ст.6 указанного закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной законом.

Таким образом, право собственности ФИО1 на построенный им в 1998 году жилой дом принадлежит ему на основании Решения исполнительного комитета Катайского городского Совета народных депутатов № от (дата) и Типового договора № о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, хотя и не было им зарегистрировано в установленном законом порядке.

Частью 2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований приобретения права собственности предусмотрено также наследование: в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.

В судебном заседании установлено, что наследниками по закону ФИО1 являются его сын Кокорин А. В. (л.д.10) и дочь Кокорина Н. В. (л.д.47). Из материалов наследственного дела ФИО1 (л.д.29-35) следует, что завещания наследодателем не оформлялось. Согласно материалам наследственного дела ФИО1, единственным наследником по закону, обратившимся в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства, является сын наследодателя - истец Кокорин А. В., который, в соответствии с правилами ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации является наследником по закону первой очереди.

В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Кодексом.

В ч.1 ст.1110 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, что предусмотрено в ч.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства, что предусмотрено в ч.1 ст.1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.1110, ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации Кокорин А. В. приобретает право собственности на наследство по закону после смерти своего отца ФИО1, в том числе на жилой дом, принадлежащий наследодателю на праве собственности.

Согласно техническому заключению ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (л.д.40-45) сохранение постройки - жилого дома по адресу: Адрес 2 – не создает угрозы жизни граждан и безопасно при соблюдении норм эксплуатации. Указанный жилой дом, согласно справке "А" от (дата) (л.д.46), размещен без нарушения градостроительных норм и правил. По набору помещений, участку размещения дом соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что подтверждается заключением № от (дата) филиала ФКУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Катайском, Далматовском районах» (л.д.58-59).

Согласно ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям. По данному спору суд не разрешает вопрос о распределении между сторонами судебных расходов, поскольку истец отказался от взыскания с ответчиков уплаченной им государственной пошлины (л.д.60).

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Кокорина А.В. к Кокориной Н.В., "А" о признании права собственности на жилой дом удовлетворить в полном объеме.

Признать за Кокориным А.В., <данные изъяты>, право собственности на деревянный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес 2, общей полезной площадью 28,2 кв.м., в том числе жилой площадью 13,7 кв.м., а также на холодный пристрой из теса (веранду), сооружения (заборы, ворота, уборная).

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд.

Председательствующий: О. А. Бутакова