РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Катайск Курганской области 19 мая 2011 года
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего Боровинских Т.Ф.
при секретаре Марениновой Н.В.,
с участием: прокурора Катайской районной прокуратуры Рукавишникова П.А.,
истца Реутовой С.С., представителя ответчика Администрации Катайского района Абрамова В.Я., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Хомутовой Л.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-224/2011 по иску прокурора Катайского района в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Реутовой С.С. к Администрации Катайского района о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Администрации Катайского района о предоставлении Реутовой С.С. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте ..., соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.. В обоснование требований указал, что в связи со смертью родителей Реутова С.С. ... г.р. относится к категории детей-сирот. Закрепленное за Реутовой (Сазоновой) С.С. при опеки жилое помещение не сохранилось, она нуждается в предоставлении жилого помещения. После выпуска из ГОУ СПО «...» в 2008 году и до настоящего времени Реутова С.С. не обеспечена жилой площадью, соответствующей санитарно-техническим требованиям.
В судебном заседании прокурор Рукавишников П.А. поддержал исковые требования, на их удовлетворении в полном объеме настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Просит установить срок исполнения решения не позднее 31.12.2011 года.
Истец Реутова С.С. настаивала на удовлетворении иска и предоставлении ей жилья в течение полугода.
Представитель ответчика - Администрации Катайского района Абрамов В.Я. исковые требования прокурора Катайского района не признал. Полагает, что иск заявлен необоснованно, так как администрацией района выполнены все установленные законом обязанности и не допущено нарушения прав Реутовой С.С.. Она учтена в числе лиц, нуждающихся в получении жилья. Порядок предоставления жилья лицам указанной категории установлен действующим законодательством за счет средств федерального бюджета. После получения субвенций, администрация района приобретает жилые помещения, передает их в муниципальную собственность муниципальных образований района для передачи по договорам социального найма конкретным лицам, нуждающимся в предоставлении жилья. С учетом графика выделения денежных средств просит определить срок исполнения решения не ранее конца января 2012 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Хомутова Л.С. поддержала доводы представителя ответчика.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд признает исковые требования прокурора Катайского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Сторонами не оспаривается, что Реутова С.С. относится к лицам из числа детей-сирот, данное обстоятельство подтверждается и свидетельствами о смерти родителей истца (л.д.8), распоряжением об учреждении опеки (л.д.11). Смена фамилии Сазоновой С.С. на Реутову подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.9).
В судебном заседании установлено, что постоянным местом жительства Реутовой С.С. в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является ..., где она постоянно проживает по окончании пребывания под опекой и окончания ... образовательного учреждения – ГОУ СПО ... (л.д. 10). Регистрация по месту жительства подтверждена соответствующей отметкой в паспорте (л.д.6).
Решением Катайской районной Думы № 226 от 22.04.2008 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 15 кв. м. (л.д.4).
Постановлением Правительства Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 29 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется Главным управлением образования Курганской области для формирования и ведения банка данных детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для включения детей-сирот в банк данных является принятие их органами местного самоуправления Курганской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
На основании постановления главы Катайского района № 206 от 07.11.2008г. Реутова (Сазонова) С.С. была учтена в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, и включена в региональный банк данных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д.13). Нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения признается ответчиком и подтверждается письменными доказательствами об отсутствии у Реутовой (Сазоновой) С.С. жилья (л.д.6, 7, 12).
Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 г. № 2539 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 N 332, от 31.03.2008 N 349, от 01.09.2008 N 384, от 01.12.2008 N 422, от 26.11.2009 N 508, от 28.06.2010 N 35). Органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями (пункт 44 статьи 3 Закона). В силу статьи 8 Закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.
С 01.01.2008 года муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству. Обязанность по предоставлению жилья Реутовой С.С. возлагается на администрацию Катайского района Курганской области, поскольку в соответствии со статьей 39 Устава муниципального образования Катайского района администрация Катайского района является исполнительно- распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района (л.д.16).
Таким образом, Администрация Катайского района обязана приобрести за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Катайского района, и предоставить Реутовой С.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее установленной социальной нормы 15 кв.м. на одного человека, в г. Катайске Курганской области.
Доводы представителя ответчика о необоснованности иска, суд признает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на внеочередное обеспечение жильем по окончании пребывания в государственном учреждении. Поскольку право истца на получение вне очереди жилого помещения по окончании образовательного учреждения в 2008 году не было реализовано, то предъявление иска по истечении более двух лет о защите нарушенного права является обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом представленного графика использования в 2011 году денежных средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 31 декабря 2011 года (л.д.39).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:Удовлетворить требования прокурора Катайского района в полном объеме.
Обязать Администрацию Катайского района предоставить Реутовой С.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте ..., соответствующее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, в срок до 31 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия, с подачей кассационной жалобы (представления) через Катайский районный суд.
Председательствующий: Т.Ф. Боровинских