Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего Бутаковой О. А., при секретаре Павликовской Т. Б., с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж. Н., истца Худякова Е. В., представителя ответчика Абрамова В. Я. представителя третьего лица Некрасовой И. Б. рассмотрел в открытом судебном заседании 22 июня 2011 г. в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-247/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Худякова Е. В. к Администрации Катайского района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение, Установил: Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Худякова Е. В. к Администрации Катайского района о предоставлении Худякову Е. В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Петропавловского сельсовета Катайского района, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м. Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что Худяков Е. В., ... года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как <данные изъяты>. При устройстве Худякова Е. В. в детский дом жилье за ним не закреплялось. В 2009 году Худяков Е. В. окончил образовательное учреждение <данные изъяты> однако жилой площадью, соответствующей санитарно-техническим нормам, после окончания учреждения и до настоящего времени не обеспечен. В соответствии с действующим законодательством он должен быть обеспечен жилой площадью, как лицо из числа детей-сирот. В судебном заседании прокуроры Катайской районной прокуратуры Рукавишников П. А. и Ильина Ж. Н. поддержали исковые требования, настаивают на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Прокурор Рукавишников П. А. считает, что необходимо установить срок исполнения решения до 31.12.2011 г. Истец Худяков Е. В. в судебном заседании также поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении, пояснив суду, что сейчас он снимает жилье по адресу: .... В этом году собирается поступать в <данные изъяты> для получения второго профессионального образования. Он не возражает против того, чтобы установили срок исполнения решения до 31.12.2011 г. Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В. Я. исковые требования прокурора Катайского района не признал, пояснил суду, что Худяков Е. В. учтен в числе лиц, нуждающихся в получении жилья. Сведения о нем даны в областной банк данных. Иск не признают, так как в исковом заявлении не указано, за счет каких средств истцу должно быть предоставлено жилье. Органы местного самоуправления приобретают жилье только за счет субвенций из областного бюджета. На сегодняшний день таких средств нет. Когда поступят деньги, тогда и будет решен вопрос о предоставлении истцу жилья. Если будут удовлетворены требования, то необходимо учесть график использования денежных средств, решение может быть исполнено не ранее 31.12.2011 г. Представители третьего лица МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» Хомутова Л. С. и Некрасова И. Б. считают, что требования не подлежат удовлетворению. Представитель Хомутова Л. С. пояснила суду, что отдел по опеке и попечительству выполнил все свои обязательства, Худяков Е. В. учтен, как лицо, нуждающееся в жилье. По поступлении денег квартира ему будет выделена в порядке очереди, но нужно еще учесть, что Худяков Е. В. собирается поступать учиться, он будет находиться на полном государственном обеспечении, поэтому сейчас выделять жилье в с.Петропавловское не имеет смысла, кроме того, у него не будет возможности оплачивать коммунальные услуги. Если суд вынесет решение об удовлетворении иска, то исполнение решения суда возможно не ранее 31.12.2011 г. Заслушав прокуроров, стороны, представителей третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Катайского района в интересах Худякова Е. В. к Администрации Катайского района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение - законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Постановлением Правительства Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 29 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется Главным управлением образования Курганской области для формирования и ведения банка данных детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для включения детей-сирот в банк данных является принятие их органами местного самоуправления Курганской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Постановлением Правительства Курганской области от 13 мая 2008 г. N 186 утвержден «Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». В соответствии с указанным Порядком финансирование предоставления жилых помещений осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области. Субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан предоставляются бюджетам муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) для финансового обеспечения дополнительных гарантий прав граждан на жилое помещение путем приобретения органом местного самоуправления муниципального образования жилых помещений для дальнейшего предоставления их гражданам по договору социального найма. В соответствии с п. 4 указанного Порядка для определения объема субвенций бюджету муниципального образования на очередной финансовый год орган местного самоуправления до 1 июля текущего финансового года представляет в Главное управление образования Курганской области заявку по форме, утвержденной Главным управлением образования Курганской области. Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 № 2539 ((в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 № 332, от 31.03.2008 № 349, от 01.09.2008 № 384, от 01.12.2008 № 422, от 26.11.2009 N 508, от 28.06.2010 N 35). Органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями (пункт 44 статьи 3 Закона). В силу статьи 8 Закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. В судебном заседании установлено, что Худяков Е. В. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами и подтверждается свидетельством о рождении (л.д.18), копией решения Катайского районного суда от ... (л.д.17), постановлением Администрации Катайского района от ... № об устройстве несовершеннолетнего Худякова Е. В., оставшегося без попечения родителей, в детское государственное учреждение и об отсутствии возможности закрепления за ним жилья (л.д.16 на обороте), справкой государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Кетовского детского дома «Родничок» о нахождении Худякова Е. В. на полном государственном обеспечении в период с 30.10.2003 г. по 27.06.2006 г. (л.д.5 на обороте). Отсутствие у Худякова Е. В. жилого помещения на территории г.Катайска и Катайского района подтверждается сообщением Катайского филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» (л.д.6) и постановлением Администрации Катайского района от ... № об устройстве несовершеннолетнего Худякова Е. В., оставшегося без попечения родителей, в детское государственное учреждение и об отсутствии возможности закрепления за ним жилья (л.д.16 на обороте). В соответствии с Постановлением от 23.12.2008 г. № 256 Главы Катайского района и Приложением к нему - Списком граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в приемных семьях, нуждающихся в предоставлении жилья (л.д.7 и на обороте) Худяков Е. В. признан нуждающимся в жилом помещении и под номером 24 принят на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Данное постановление является основанием для включения Худякова Е. В. в региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. С 01.01.2008 г. муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству. Обязанность по предоставлению жилья Худякову Е. В. возлагается на Администрацию Катайского района Курганской области, поскольку в соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования Катайского района администрация Катайского района является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района (л.д.9-15). Решением Катайской районной Думы № 226 от 22.04.2008 г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 15 кв. м. (л.д. 8). 24.06.2009 г. Худяков Е. В. окончил обучение в <данные изъяты> (л.д.16) и у него возникло право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м. С 6 мая 2005 г. Худяков Е. В. зарегистрирован в с.Петропавловское Катайского района (л.д.4). Таким образом, администрация Катайского района обязана приобрести для Худякова Е. В. за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Катайского района, жилое помещение площадью не менее установленной социальной нормы 15 кв. м. на одного человека в черте Петропавловского сельсовета Курганской области и предоставить его истцу Худякову Е. В. вне очереди по договору социального найма. Доводы представителя органа опеки и попечительства о том, что в случае поступления истца в образовательное учреждение он не будет иметь возможности оплачивать коммунальные услуги в связи с отсутствием заработка, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Истец настаивает на удовлетворении иска, полностью дееспособен и вправе самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Также не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований предположение о возможном в будущем поступлении истца в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение. В настоящее время истец не состоит на государственном обеспечении, нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения имеется и подтверждается письменными доказательствами. В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом порядка финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, порядка и длительности процедуры, связанной с приобретением жилых помещений, передачей их в муниципальную собственность, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 31 декабря 2011 года. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Исковые требования прокурора Катайского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Худякова Е. В. к Администрации Катайского района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение удовлетворить в полном объеме. Обязать Администрацию Катайского района предоставить Худякову Е. В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте Петропавловского сельсовета Катайского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров в срок до 31 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд. Председательствующий судья: О. А. Бутакова Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2011 г.