Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего Бутаковой О. А., при секретаре Хужиной Л. В., с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж. Н., представителей ответчиков: МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Свежининой Н. И., Администрации Катайского района Абрамова В. Я., МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» Нагумановой Т. А., представителя третьего лица Давыдова А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июля 2011 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-272/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района», муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Ильинская начальная школа –детский сад «Рябинка» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности, Установил: Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района», МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» об обязании МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» оборудовать пантус над трубой отопления, проложенной на пути эвакуации на полу в логопедическом кабинете; устранить загромождение путей эвакуации в тамбуре и между кабинетом первого класса, а также логопедическим кабинетом; установить на стене здания указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника; разместить приемно-контрольный прибор управления пожарной сигнализацией в помещении, где присутствует круглосуточное пребывание дежурного персонала, на высоту от уровня пола до оперативных органов управления не более чем 1,5 метра; оборудовать рассеивателем электросветильник в складе кухни; ширину проступи наружных лестниц на путях эвакуации привести в соответствие с установленными требованиями; установить противопожарные двери, ведущие в склады; а также о возложении обязанности на Администрацию Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать вышеуказанные мероприятия. Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении проверки в МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» по соблюдению требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03): в нарушение п. 53 Правил на пути эвакуации в логопедическом кабинете проложена труба отопления, а также допущено загромождение путей эвакуации в тамбуре и между кабинетом первого класса, логопедическим кабинетом; на стене здания не установлен указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника, что нарушает п. 90 Правил, п. 18 НПБ 160-97; приемно-контрольный прибор управления пожарной сигнализацией размещен на высоте от уровня пола до оперативных органов управления более, чем на 1,5 м., в помещении, где отсутствует круглосуточное пребывание дежурного персонала, что нарушает п. 3 Правил, п. 12.48*, п. 12.52, 12.55 НПБ 88-2001; электросветильник в складе кухни не оборудован рассеивателем, что нарушает п. 60 Правил; ширина поступи наружных лестниц на путях эвакуации не соответствует требованиям, установленным п. 3 Правил, п. 6.30* СНиП 21-01-97*; двери складов не являются противопожарными, что нарушает п. 3 Правил, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, п. 7.14 СНиП 21-01-97*. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в заключении специалиста по вопросам пожарной безопасности от 24.04.2011 г. В соответствии с Уставом МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» учредителем школы является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации Катайского района». В соответствии с Договором Администрация Катайского района передала МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» имущество, принадлежащее Администрации на праве собственности. Соответственно на Администрации Катайского района, как собственнике имущества, и на МУ «Управление образования Администрации Катайского района», как лице, осуществляющим полномочия учредителя, лежит обязанность по обеспечению содержания здания указанного образовательного учреждения, в том числе по обеспечению средствами пожарной безопасности путем выделения денежных средств для устранения нарушений норм пожарной безопасности. Определением Катайского районного суда от 05.07.2011 г. производство по данному делу в части обязания МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» оборудовать пантус над трубой отопления, проложенной на пути эвакуации на полу в логопедическом кабинете; устранить загромождение путей эвакуации в тамбуре и между кабинетом первого класса, а также логопедическим кабинетом; разместить приемно-контрольный прибор управления пожарной сигнализацией в помещении, где присутствует круглосуточное пребывание дежурного персонала, на высоту от уровня пола до оперативных органов управления не более чем 1,5 метра; оборудовать рассеивателем электросветильник в складе кухни; обязания профинансировать указанные мероприятия МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и Администрацией Катайского района, а также обязания профинансировать Администрацией Катайского района мероприятия по приведению ширины проступи наружных лестниц на путях эвакуации в соответствие с установленными требованиями; по установлению противопожарных дверей, ведущих в склады, по установлению на стене здания указателя с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника - прекращено в связи с отказом прокурора от вышеуказанных требований (л.д. 79). В судебном заседании прокурор Катайской районной прокуратуры Ильина Ж. Н. поддержала оставшиеся заявленные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив, что необходимо обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать оставшиеся мероприятия. Представитель МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Свежинина Н. И. исковые требования признала, пояснив суду, что большинство нарушений устранены, осталось только привести ширину проступи наружных лестниц на путях эвакуации в соответствие с установленными требованиями; установить противопожарные двери, ведущие в склады, установить на стене здания указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника, которые будут выполнены до 1 сентябрю 2011 года, деньги на проведение данных мероприятий уже выделены и имеются на счете МУ «Управление образования Администрации Катайского района». Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что мероприятия по устранению нарушений уже профинансированы. Представитель МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» Нагуманова Т. А. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила суду, что оставшиеся нарушения будут устранены к 1 сентябрю 2011 г. Представитель третьего лица ОГПН по Катайскому району Давыдов А. В. пояснил суду, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района проведена проверка в МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка», в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно: на пути эвакуации на полу в логопедическом кабинете проложена труба отопления; допущено загромождение путей эвакуации в тамбуре и между кабинетом первого класса, а также логопедическим кабинетом; не установлен на стене здания указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника; приемно-контрольный прибор управления пожарной сигнализацией в помещении, где присутствует круглосуточное пребывание дежурного персонала, размещен на высоту от уровня пола до оперативных органов управления более, чем на 1,5 метра; не оборудован рассеивателем электросветильник в складе кухни; ширина проступи наружных лестниц на путях эвакуации не соответствует требованиями; двери складов не являются противопожарными. Данные нарушения отражены в заключении специалиста по вопросам пожарной безопасности от 24.04.2011 г. (л.д.4). В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявлен обоснованно. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. П. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В п. 6.30 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» указано, что уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи — как правило, не менее 25 см, а высота ступени — не более 22 см. Пунктом 1.82 СНиП 2.0802-89* «Общественные здания и сооружения» предусмотрено, что двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч. В п. 1.12 Устава МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» (л.д.62-73) указано, что учреждение создано в целях реализации права граждан на образование, гарантии его бесплатности и общедоступности. В соответствии с п. 1.3 Устава учредителем учреждения является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации Катайского района». Ч. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ч. 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч.ч. 1,2,3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа. Ст. 65 Устава муниципального образования Катайского района (далее МО Катайского района) (л.д.13-19) предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления Катайского района составляют находящееся в муниципальной собственности Катайского района имущество, средства бюджета Катайского района, а также имущественные права Катайского района. Органы местного самоуправления Катайского района от имени Катайского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности Катайского района, вправе передавать имущество во временное пользование или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, могут создавать предприятия и учреждения, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, что предусмотрено ст. 67 Устава. Согласно положений ст.ст.39-42 Устава МО Катайского района Администрация Катайского района, в структуру которой входят заместители Главы Катайского района и органы Администрации Катайского района, является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района, являющимся высшим должностным лицом района и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Катайского района. В ст. 70 Устава МО Катайского района указано, что составление бюджета Катайского района – прерогатива Администрации Катайского района. В соответствии с п. 1.1 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации Катайского района» (л.д. 31-37) МУ «Управление образования Администрации Катайского района» является органом Администрации Катайского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории Катайского района. На основании договора от 01.08.2005 г. Администрация Катайского района передала МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка» в оперативное управление имущество: здание, находящееся по адресу: ... (л.д.5). Ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В п. 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В судебном заседании факт необходимости устранения нарушений норм пожарной безопасности представителям ответчиков не оспаривался. Судом установлено, что в Перечне образовательных учреждений и основных видов работ на лицензирование по Катайскому району на 2011 г. указано МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка», в перечне расходов данного учреждения предусмотрены работы по установке противопожарных дверей, реконструкции пожарных лестниц, объем финансирования на данный объем работ указан в размере .... руб., которые выделяются из областного бюджета (л.д. 53-54). Между Главным управлением образования Курганской области и Администрацией Катайского района заключено соглашение на 2011 г. (л.д. 56-60). В п. 6 Соглашения указано, что Главное управление образования Курганской области на условиях софинансирования выделяет средства на подготовку муниципальных образовательных учреждений, в том числе и МДОУ детский сад «Рябинка», к лицензированию в объеме .... руб. – областной бюджет и .... руб. – муниципальный бюджет. Согласно п. 6 Соглашения Администрация Катайского района выделяет из муниципального бюджета целевые средства на подготовку муниципальных образовательных учреждений, в том числе и МДОУ детский сад «Рябинка» к лицензированию .... руб. Из пояснений представителя ответчика МУ «Управления образования Администрации Катайского района» усматривается, что в настоящее время на счет МУ «Управления образования Администрации Катайского района» поступили денежные средства, которые будут использованы на выполнение оставшихся мероприятий в МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка». Согласно представленного платежного поручения № 280 от 23.06.2011 г. поступили денежные средства из областного бюджета в размере ... руб. на проведение ремонтов и оснащения школ и детских садов (л.д. 55). В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон исходя из реальных возможностей МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка» по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений норм пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 1 сентября 2011 года. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МУ «Управление образования Администрации Катайского района», муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Ильинская начальная школа –детский сад «Рябинка» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности удовлетворить. Обязать МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка» в срок до 1 сентября 2011 года: установить на стене здания указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника; привести в соответствие с установленными требованиями ширину проступи наружных лестниц на путях эвакуации; установить противопожарные двери, ведущие в склады. Обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать мероприятия в МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка» мероприятия в срок до 1 сентября 2011 г.: по установлению на стене здания указателя с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника; по приведению в соответствие с установленными требованиями ширины проступи наружных лестниц на путях эвакуации; по установлению противопожарных дверей, ведущих в склады. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд. Председательствующий судья: О. А. Бутакова Мотивированное решение изготовлено 7 июля 2011 г.