устранение нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего Бутаковой О. А.,

при секретаре Хужиной Л. В.,

с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж. Н.,

представителей ответчиков:

МУ «Управление образования Администрации Катайского района»

Свежининой Н. И.,

Администрации Катайского района Абрамова В. Я.,

МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» Нагумановой Т. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июля 2011 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-271/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Администрации Катайского района, МОУ «Рябинка» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания,

Установил:

Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Администрации Катайского района, МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка», в котором просит обязать МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» оборудовать помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, провести маркировку уборочного инвентаря; в логопедическом кабинете произвести расстановку мебели с соблюдением расстояния между ученической доской и первыми столами не менее 2,4 метров; обеспечить умывальные горячим водоснабжением; исключить эксплуатацию разделочных досок для вареной продукции с трещинами и механическими повреждениями. Кроме того, просит возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Катайского района и МУ «Управление образования Администрации МО Катайского района».

Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении проверки соблюдения санитарного законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания несовершеннолетних в МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» установлено нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее СанПиН): в нарушение п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» не оборудовано помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, уборочный инвентарь для туалетов и для классов хранится вместе; в нарушение п. 2.4.3 этих же Правил в логопедическом кабинете, кабинете 2-го класса не соблюдается расстояние от первых столов до ученической доски, которое составляет менее 2,4 м.; в нарушение п.2.7.5 Правил в умывальных зонах нет горячего водоснабжения, в нарушение п.4.12 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.5.2409-08 «санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для вареной продукции используются разделочные доски с трещинами и механическими повреждениями. Указанные нарушения подтверждаются справкой по результатам проверки от 26.04.2011 г. специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах. В соответствии с п.1.3 Устава МОУ «Рябинка» учредителем является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации Катайского района». В соответствии с договором Администрацией Катайского района передано МОУ «Рябинка» в оперативное управление имущество. Соответственно на Администрации Катайского района, как собственнике имущества, и на МУ «Управление образования Администрации Катайского района», как лице, осуществляющем полномочия учредителя, лежит обязанность по обеспечению содержания здания указанного образовательного учреждения в соответствии с требованиями и нормами, предусмотренными законом. Оборудование помещений школы ненадлежащим образом создает условия, в которых жизнь и здоровье обучающихся может оказаться под угрозой. Поэтому прокурор Катайского района обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.

Определением Катайского районного суда от 05.07.2011 г. производство по данному делу в части обязании МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» оборудовать помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, провести маркировку уборочного инвентаря; в логопедическом кабинете произвести расстановку мебели с соблюдением расстояния между ученической доской и первыми столами не менее 2,4 метров; исключить эксплуатацию разделочных досок для вареной продукции с трещинами и механическими повреждениями и обязании профинансировать указанные мероприятия МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и Администрации Катайского района прекращено, в связи с отказом прокурора от вышеуказанных требований (л.д. 92).

В судебном заседании прокурор Катайской районной прокуратуры Ильина Ж. Н. поддержала оставшиеся заявленные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив, что необходимо обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и Администрацию Катайского района профинансировать оставшееся мероприятие.

Представитель МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Свежинина Н. И. исковые требования признала, пояснив суду, что практически все нарушения устранены, осталось только обеспечить горячим водоснабжением, эти работы будут выполнены к 1 сентябрю 2011 года, деньги на выполнение данного требования уже выделены и имеются на счете МУ «Управление образования Администрации Катайского района», водонагреватели закуплены, работы проводятся.

Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что мероприятия по устранению нарушений санитарных норм уже проводятся, оснований для обращения прокурора с данным исковым заявлением не было.

Представитель МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» Нагуманова Т. А. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила суду, что практически все нарушения устранены, осталось не выполненной работа по обеспечению горячим водоснабжением, но работы проводятся и к 1 сентябрю 2011 г. они будут закончены.

Представитель третьего лица территориального отдела территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах на судебное заседание не явился, поступило письменное ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя (л.д.75).

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания подлежат частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района была проведена проверка соблюдения законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания несовершеннолетних в МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка», в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а именно пункты 2.3.23, 2.4.3, 2.7.5 «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2 Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002, пункт 4.12 «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.

Нарушения выражаются в следующем: не оборудовано помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, не проведена маркировка уборочного инвентаря; в логопедическом кабинете не произведена расстановка мебели с соблюдением расстояния между ученической доской и первыми столами не менее 2,4 метров; не обеспечены умывальные горячим водоснабжением; используются разделочные доски для вареной продукции с трещинами и механическими повреждениями. Наличие указанных нарушений подтверждается справкой от 26.04.2011 г., составленной специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах ФИО1 (л.д. 4).

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения Санитарных правил и нормативов ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга несовершеннолетних лиц, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц заявлен обоснованно.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства. В ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Положениями ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, к которым, в том числе, относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

К компетенции образовательного учреждения, согласно положений ст. 32 закона «Об образовании» относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;

19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 51 закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 с 01.10.2008 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 г.

Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - Санитарные правила 2.4.2.1178-02), согласно п. 1.1, направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к размещению общеобразовательного учреждения, к участку и зданию общеобразовательного учреждения, к оборудованию помещений общеобразовательного учреждения, к воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации образовательного учреждения, к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях, к режиму образовательного процесса, к организации медицинского обслуживания обучающихся, санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения, организации питания обучающихся.

Согласно п. 2.7.5 Санитарных правил 2.4.2.1178-02 Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

В п. 1.12 Устава МОУ «Начальная школа – детский сад «Рябинка» (л.д.7-31) указано, что учреждение создано в целях реализации права граждан на образование, гарантии его бесплатности и общедоступности.

В соответствии с п.1.3 Устава учредителем учреждения является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации Катайского района».

Ч. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч. 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.ч. 1,2,3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

Ст. 65 Устава муниципального образования Катайского района (далее МО Катайского района) (л.д.38-44) предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления Катайского района составляют находящееся в муниципальной собственности Катайского района имущество, средства бюджета Катайского района, а также имущественные права Катайского района.

Органы местного самоуправления Катайского района от имени Катайского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности Катайского района, вправе передавать имущество во временное пользование или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, могут создавать предприятия и учреждения, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, что предусмотрено ст. 67 Устава.

Согласно положений ст.ст.39-42 Устава МО Катайского района Администрация Катайского района, в структуру которой входят заместители Главы Катайского района и органы Администрации Катайского района, является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района, являющимся высшим должностным лицом района и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Катайского района. В ст. 70 Устава МО Катайского района указано, что составление бюджета Катайского района – прерогатива Администрации Катайского района.

В соответствии с п. 1.1 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации Катайского района» (л.д. 56-62) МУ «Управление образования Администрации Катайского района» является органом Администрации Катайского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории Катайского района.

На основании договора от 01.08.2005 г. Администрация Катайского района передала МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка» в оперативное управление имущество: здание, находящееся по адресу: ... (л.д.5).

Ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании факт необходимости устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил представителями ответчиков не оспаривался.

Судом установлено, что в Перечне образовательных учреждений и основных видов работ на лицензирование по Катайскому району на 2011 г. указано МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка», в перечне расходов данного учреждения предусмотрены работы по обеспечению горячим водоснабжением групп и кабинетов, объем финансирования на данный работы указан в размере 60 тыс. руб., которые выделяются из областного бюджета (л.д. 78-79).

Между Главным управлением образования Курганской области и Администрацией Катайского района заключено соглашение на 2011 г. (л.д.81-85). В п. 6 Соглашения указано, что Главное управление образования Курганской области на условиях софинансирования выделяет средства на подготовку муниципальных образовательных учреждений, в том числе и МДОУ детский сад «Рябинка», к лицензированию в объеме .... руб. – областной бюджет и .... руб. – муниципальный бюджет. Согласно п. 6 Соглашения Администрация Катайского района выделяет из муниципального бюджета целевые средства на подготовку муниципальных образовательных учреждений, в том числе и МДОУ детский сад «Рябинка» к лицензированию .... руб.

Из пояснений представителя ответчика МУ «Управления образования Администрации Катайского района» усматривается, что Администрацией Катайского района уже были выделены денежные средства, в настоящее время на счет МУ «Управления образования Администрации Катайского района» поступили денежные средства, которые будут использованы на выполнение оставшегося мероприятия в МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка». Согласно представленного платежного поручения от ... поступили денежные средства из областного бюджета в размере ... на проведение ремонтов и оснащения школ и детских садов (л.д.80).

Таким образом, денежные средства, необходимые для устранения нарушений санитарного законодательства имеются уже на счете МУ «Управления образования Администрации Катайского района». В связи с чем суд приходит к выводу, что требование прокурора Катайского района об обязании МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать мероприятие по обеспечению умывальных горячим водоснабжением подлежат удовлетворению, а требование по обязанию Администрации Катайского района профинансировать мероприятие по обеспечению умывальных горячим водоснабжением не подлежит удовлетворению в связи с необоснованностью.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон исходя из реальных возможностей МУ «Управление образования Администрации Катайского района», МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка» по выполнению мероприятия, связанного с устранением нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 1 сентября 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Администрации Катайского района, МОУ «Рябинка» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм обеспечения безопасных условий для обучения и воспитания удовлетворить частично.

Обязать МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка»:

обеспечить умывальные горячим водоснабжением в срок до 1 сентября 2011 г.

Обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать в МОУ «Начальная школа-детский сад «Рябинка» мероприятие:

по обеспечению умывальных горячим водоснабжением в срок до 1 сентября 2011 г.

В удовлетворении искового требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Администрации Катайского района об обязании профинансировать мероприятие по обеспечению умывальных горячим водоснабжением отказать в виду необоснованности.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 6 июля 2011 г.