Решение по иску об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению норм пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Катайск Курганской области 02 августа 2011 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Боровинских Т.Ф.,

при секретаре Марениновой Н.В.,

с участием:

прокурора Катайской районной прокуратуры Смольниковой В.Ю., представителей ответчиков: Администрации ... района Абрамова В.Я., муниципального учреждения «Управление образования Администрации ... района» Свежининой Н.И., муниципального учреждения «Загородного оздоровительного лагеря ...» Кунгуровой И.Ю., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Главного управления МЧС России по Курганской области Поткиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Катайске Курганской областигражданское дело № 2- 369/2011 по иску прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ... района, МУ «Управление образования Администрации ... района», муниципальному учреждению «Загородный оздоровительный лагерь имени ...» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

       Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Загородный оздоровительный лагерь ...» об обязании оборудовать минерализированную полосу шириной 3 метра, повесить таблички с указанием категорий помещений по пожарной безопасности на двери складов, электропроводку сквозь стены проложить в трубе, двери эвакуационного выхода из столовой переоборудовать открывающимися по направлению выхода из здания, над трубой отопления, проложенной на пути эвакуации на полу в столовой и корпусах № 1,2 оборудовать пандус, устранить отделку стен горючими материалами на пути эвакуации из столовой, повесить светоотражающий указатель у пожарного водоема, увеличить ширину дверей эвакуационных выходов из помещения корпусов №1,2 до 1,2 метра, оборудовать площадку размером 12x12 метров с твердым покрытием у водона­порной башни, водонапорную башню оборудовать возможностью забора воды пожарным авто­мобилем, обеспечить в полном объеме запас воды для целей наружного пожаротушения (108 метров кубических), установку пожарных извещателей на стене произвести на расстоянии не менее 0,1 метра от потолочного перекрытия в помещении кабинета директора и в коридоре около кабинета директора, приемно-контрольные приборы управления пожарной сигнализации разместить на высоту от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры не более 1,5 м. в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, провести занятие с руководителем учреждения по пожарно-техническому мини­муму, пожарный извещатель в складе смонтировать с применением огнезащитного лис­тового материала, высоту ступеней лестницы центрального входа в административное здание и сто­ловую оборудовать не выше 22 см. и возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий на МУ «Управление образования Администрации ... района», Администрацию ... района. Исковые требования мотивированы результатами проверки, проведенной в МУ лагерь ..., расположенном по адресу: ..., в ходе которой выявлены нарушения требований ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности РФ 01-03.

          В судебном заседании прокурор Смольникова В.Ю. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Настаивает на незамедлительном устранении выявленных нарушений, поскольку они создают опасность для пребывания детей в лагере.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Главного управления МЧС России по Курганской области, отделения государственного пожарного надзора по Катайскому району Поткина Е.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора по устранению нарушений правил пожарной безопасности поддержала, но в части установления сроков полагает, что предписанием государственного инспектора определены реальные сроки устранения нарушений до 01.05.2012 года, оснований для их изменения нет.

          Представитель ответчика Муниципального учреждения «Загородный оздоровительный лагерь ...» Кунгурова И.Ю. в судебном заседании исковые требования признала. Пояснила, что все нарушения будут устранены после выделения денежных средств на эти цели. В предписании государственного инспектора ГПН сроки устранения нарушений определены 01.05.2012 года, к указанному сроку мероприятия будут выполнены.

Представитель ответчика Администрации ... района Абрамов В.Я. в судебном заседании исковые требования прокурора Катайского района не признал, поскольку не истекли сроки для исполнения предписания инспектора ГПН, у прокурора не было оснований дублировать предписание государственного контролирующего органа. В бюджете 2011 года денежных средств на устранение выявленных нарушений нет, будет решаться вопрос о финансировании этих расходов в 2012 году в соответствии с предписанием. Признает, что учредителем загородного оздоровительного лагеря является Администрация ... района, которая передала эти полномочия управлению образования.

Представитель ответчика муниципального учреждения «Управление образования Администрации ... района» Свежинина Н. В. в судебном заседании исковые требования в части устранения нарушений пожарной безопасности и финансирования мероприятий по их устранению признала. В части требования прокурора о незамедлительном устранении нарушений не признала. Пояснила, что 25.05.2011 года в лагере работала комиссия с участием представителей областных надзорных органов по вопросу готовности загородного лагеря для организации летнего отдыха детей в 2011 году, которая разрешила открытие лагеря соответствующим актом, иначе лагерь был бы закрыт. Было выдано предписание об устранении имеющихся недостатков правил пожарной безопасности в срок до 01.05.2012 года, то есть к следующему сезону работы с детьми. Выполнять работы в присутствии детей нельзя, оснований для незамедлительного вывоза детей из лагеря и изменения сроков предписания нет. Сезон работы лагеря заканчивается 31.08.2011 года. Финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений возможно только в 2012 году, предписание будет исполнено в установленный срок.

        Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд признает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу статьи 18 указанного Федерального закона организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьями 37, 38 указанного Закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно пункту 1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В ходе проверки, проведенной 07.06.2011 года в Муниципальном учреждении «Загородный оздоровительный лагерь ...», были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, изложенные в акте проверки (л.д.4-5). Так, в нарушение пункта 30 Правил пожарной безопасности, по периметру территории отсутствует минерализиро­ванная полоса шириной 3 метра, в нарушение пункта 33 Правил отсутствуют таблички с указанием категорий помещений по пожарной безопасно­сти на дверях складов, в нарушение пункта 3 Правил, пункта 2.1.4 ПУЭ электропроводка проложена сквозь стены не в трубе, в нарушение пункта 52 Правил двери эвакуационного выхода из столовой открываются не по направлению выхода из здания, в нарушение пункта 53 Правил на пути эвакуации на полу в столовой и корпусах № 1,2 проложена труба отопле­ния, на пути эвакуации из столовой допущена отделка стен горючими материалами, в нарушение пункта 90 Правил отсутствует светоотражающий указатель у пожарного водоема, в нарушение пунктов 3, 51 ППБ 01-03 РФ, пункта 6.16, СНиП 21-01-97* ширина дверей эвакуационных выходов из помещения корпусов №1,2 менее 1,2 метра, в нарушение пункта 94 Правил отсутствует площадка размером 12x12 метров с твердым покрытием у водонапор­ной башни, в нарушение пункта 95 Правил водонапорная башня не приспособлена для забора воды пожарным автомобилем, в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 РФ, пунктов 9.28, 9.27 СНиП 2.04.02-84* не обеспечен в пол­ном объеме запас воды для целей наружного пожаротушения (требуемый пожарный во­доем 108 метров кубических), в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 РФ, пункта 12.18* НПБ 88-2001 допущена установка пожарных извещателей на стене на расстоянии менее 0,1 мет­ра от потолочного перекрытия в помещении кабинета директора и в коридоре около ка­бинета директора, в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 РФ, пунктов 12.48*, 12.52, 12.55 НПБ 88-2001 приемно - контрольные приборы управления пожарной сигнализации размещены на высоту от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более 1,5 м. и размещены вне помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, в нарушение пункта 15 ППБ 01-03 РФ не проведено занятие с руководителем учреждения по пожарно-техническому ми­нимуму, в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 РФ (п. 4.3 РД 78.145-93) пожарный извещатель в складе смонтирован на горючих основаниях, не применен огнезащитный листовой материал, в нарушение пунктов 3, 51 ППБ 01-03 РФ, пункта 6.30* СНиП 21-01-97* высота ступеней ле­стницы центрального входа в административное здание и столовую выше 22 см.

Ответчики не оспаривают наличие выявленных нарушений правил пожарной безопасности, признают необходимость их устранения и финансирования мероприятий по устранению правил пожарной безопасности в срок до 01 мая 2012 года.

Суд признает необоснованным требование к МУ «Загородный оздоровительный лагерь ...» в части проведения занятия с руководителем учреждения по пожарно- техническому минимуму. Представитель третьего лица на стороне истца ГУ МЧС России по Курганской области в судебном заседании подтвердил, что занятия с руководителями проводятся в г. Кургане на основании предварительных заявок.

В соответствии с пунктом 15 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03 РФ) в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно- техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей организаций и лиц, ответственных за пожарную безопасность, а также проведение противопожарного инструктажа, в том числе руководителей детских выездных учреждений проводятся с отрывом от производства в учебных образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, в учебно-методических центрах, территориальных подразделениях ГПС МЧС России, учебных комбинатах ВДПО либо иными юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Вследствие изложенных обстоятельств требование прокурора о проведении занятия с руководителем учреждения по пожарно- техническому минимуму, адресованное директору лагеря, который в силу части 2 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является представителем МУ «Загородный оздоровительный лагерь ...», - некорректно и необоснованно, поскольку решение вопроса о направлении руководителя на обучение относится в данном случае к компетенции МУ «Управление образования Администрации ... района».

В остальной части требования об устранении нарушений противопожарной безопасности обоснованы актом проверки и предписанием и признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

       Требования прокурора к Администрации ... района и муниципальному учреждению «Управление образования Администрации ... района» суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу пунктов 3, 11 части первой статьи 10 Устава Катайского района к вопросам местного значения Катайского района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Катайского района; организация отдыха детей в каникулярное время (л.д.8). «Загородный оздоровительный лагерь ...» является муниципальным учреждением, учредителем и собственником имущества которого согласно пункту 1.1 Устава является муниципальное учреждение «... район Курганской области» (л.д.21). Из Устава муниципального образования ... района (статья 39) следует, что исполнительно-распорядительным органом Катайского района является Администрация Катайского района (л.д.11). На основании договора от 15.04.2002 года о предоставлении муниципальному учреждению иму­щества на праве оперативного управления, ... районный комитет по управлению муниципальным имуществом предоставил муниципальному учреждению «Загородный оздоровительный лагерь ...» имущество на праве опера­тивного управления (л.д.25,26). Обязанность по обеспечению содержания зданий лагеря, в том числе по обес­печению средствами противопожарной безопасности, лежит на администрации ... района, являющейся собственником имущества.                      

Положением об Управлении образования Администрации ... района (пункт 1.6) предусмотрено выполнение полномочий учредителя подведомственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Администрации ... района (л.д.18). Постановление Главы ... района №102 от 15.07.205 года полномочия учредителя переданы Управлению образования (л.д. 53). Распоряжением Главы ... района №74-р от 12.02.2010 года муниципальное учреждение «Загородный оздоровительный лагерь ...» передан в ведение Управления образования Администрации ... района (л.д. 54). В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации ... района» Управление является органом Администрации ... района, осуществляющим управление в сфере образования на территории ... района. Финансирование деятельности Управления образования осуществляется за счет ассигнований на содержание органов исполнительной власти, предусматриваемых в районном бюджете, а также за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета на осуществление полномочий Курганской области в сфере образования (л.д.17).

Представители ответчиков Администрации ... района и МУ «Управление образования Администрации ... района» признают, что осуществляют функции учредителя МУ «Загородный оздоровительный лагерь ...».

         В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

         В данном случае с учетом мнения представителей ответчиков, третьего лица, сроков устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установленных в предписании , выданном по результатам проверки от 07.06.2011, суд определяет срок исполнения судебного решения до 01 мая 2012 года.

Суд признает необоснованным требование прокурора о незамедлительном проведении мероприятий по устранению выявленных нарушений, исходя из установленных фактических обстоятельств дела. МУ «Загородный оздоровительный лагерь ...» занимается организацией летнего отдыха детей сезонно, в текущем году с 03 июня по .... Государственным контролирующим органом определен срок для устранения выявленных на начало текущего сезона нарушений – ..., то есть до начала следующего сезона.

При установлении контролирующим органом необоснованно больших сроков для устранения нарушений прокурор имеет право на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением до истечения срока устранения нарушений, установленного контролирующим органом, с четким изложением причин обращения в суд в таком порядке. В данном случае прокурор не изложил причины сокращения установленного государственным контролирующим органом срока, не представил доказательств в обоснование требования о сокращении срока. Представитель третьего лица на стороне истца – Главного управления МЧС России по ... настаивает на том, что сроки определены реальные с учетом деятельности лагеря.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Администрация ... района и муниципальное учреждение «Управление образования Администрацию ... района», как органы муниципальной исполнительной власти, освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

Муниципальное учреждение «Загородный оздоровительный лагерь ...» не освобождено от уплаты государственной пошлины, госпошлина подлежит взысканию с налогоплательщика в бюджет муниципального района (пункт 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, учитывая, что лагерь является муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета муниципального образования ... района, руководствуясь пунктом 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Муниципального учреждения «Загородный оздоровительный лагерь ...» до ... руб.

            На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

           Удовлетворить исковые требования прокурора Катайского района Курганской области частично.

       Обязать Муниципальное учреждение «Загородный оздоровительный лагерь ...», расположенное по адресу: ..., в срок до ...:    

- оборудовать минерализированную полосу шириной 3 метра,

-     повесить таблички с указанием категорий помещений по пожарной безопасности на двери складов,

- электропроводку сквозь стены проложить в трубе,

- двери эвакуационного выхода из столовой переоборудовать открывающимися по направлению выхода из здания,

-     над трубой отопления, проложенной на пути эвакуации на полу в столовой и корпусах ,2 оборудовать пандус,

- устранить отделку стен горючими материалами на пути эвакуации из столовой,

- повесить светоотражающий указатель у пожарного водоема,

- увеличить ширину дверей эвакуационных выходов из помещения корпусов ,2 до 1,2 метра,

- оборудовать площадку размером 12x12 метров с твердым покрытием у водона­порной башни,

- водонапорную башню оборудовать возможностью забора воды пожарным авто­мобилем,

-     обеспечить в полном объеме запас воды для целей наружного пожаротушения (108 метров кубических),

- установку пожарных извещателей на стене произвести на расстоянии не менее 0,1 метра от потолочного перекрытия в помещении кабинета директора и в коридоре около кабинета директора,

-     приемно-контрольные приборы управления пожарной сигнализации разместить на высоту от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры не более 1,5 м. в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала,

- пожарный извещатель в складе смонтировать с применением огнезащитного лис­тового материала,

- высоту ступеней лестницы центрального входа в административное здание и сто­ловую оборудовать не выше 22 см.

       Обязать Администрацию ... района и муниципальное учреждение «Управление образования Администрации ... района» в срок до 01 апреля 2012 профинансировать: оборудование минерализированной полосы шириной 3 метра; приобретение табличек с указанием категорий помещений по пожарной безопасности на двери складов; прокладку электропроводки сквозь стены в трубе; оборудование дверей эвакуационного выхода из столовой открывающимися по направлению выхода из здания; оборудование пандуса над трубой отопления, проложенной на пути эвакуации на полу в столовой и корпусах № 1,2; устранение отделки стен горючими материалами на пути эвакуации из столовой; приобретение светоотражающего указателя у пожарного водоема; увеличение ширины дверей эвакуационных выходов из помещения корпусов № 1, 2 до 1,2 метра; оборудование площадки размером 12x12 метров с твердым покрытием у водона­порной башни; оборудование водонапорной башни возможностью забора воды пожарным авто­мобилем; обеспечение в полном объеме запасом воды для целей наружного пожаротушения (108 метров кубических); установку пожарных извещателей на стене на расстоянии не менее 0,1 метра от потолочного перекрытия в помещении кабинета директора и в коридоре около кабинета директора; размещение приемно-контрольных приборов управления пожарной сигнализации на высоту от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры не более 1,5 м. в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; проведение занятия с руководителем учреждения по пожарно-техническому ми­нимуму; монтировку пожарного извещателя в складе с применением огнезащитного лис­тового материала; оборудование ступеней лестницы центрального входа в административное здание и столовую не выше 22 см.

       

Отказать прокурору Катайского района в удовлетворении требования о возложении обязанности на Муниципальное учреждение «Загородный оздоровительный лагерь ...» провести занятия с руководителем учреждения по пожарно-техническому ми­нимуму - за необоснованностью.

     

        Взыскать с Муниципального учреждения «Загородный оздоровительный лагерь ...» в бюджет муниципального образования Катайского района судебные расходы в виде государственной пошлины в размере ... рублей.

         

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия с подачей кассационной жалобы (представления) через Катайский районный суд.

          Председательствующий судья:                                                  Т.Ф. Боровинских