РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Катайск Курганской области 15 августа 2011 года Катайский районный суд Курганской области в составе председательствующего Боровинских Т.Ф., при секретаре Марениновой Н.В., с участием истца Старковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-390/2011 по исковому заявлению Старковой Е.А. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области об обязании назначить ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью за умершего мужа, УСТАНОВИЛ: Истец Старкова Е.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о назначении ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за умершего мужа. В обоснование иска указала, что является вдовой С., умершего ...1997 года, который имел инвалидность второй группы и его заболевание, приведшее к смерти, связано с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк». На день смерти своего мужа она находилась на его иждивении, что подтверждается справкой сельского совета. ГУСЗН Курганской области ей было необоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за умершего мужа, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 11.1 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». В судебном заседании истец Старкова Е.А. свои требования поддержала, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что на момент смерти мужа она была трудоспособна и работала, но полагает, что находилась на иждивении умершего мужа доход которого был в два раза больше, чем у неё и ей была назначена пенсия по старости досрочно, как эвакуированной из радиоактивно загрязненной зоны. Представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился без уважительной причины, о времени месте рассмотрения дела извещен своевременно в установленный законом срок, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил (л.д.38). Представлен письменный отзыв, согласно которому ответчик исковые требования не признает. В обоснование своего возражения указывает, что в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших инвалидов вследствие радиационных катастроф. Муж Старковой Е.А. С., умерший ...1997 года, при жизни не являлся инвалидом вследствие аварии на ПО «Маяк». Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного имеют лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти. В пункте 3 Закона указано, что право на страховую выплату в случае смерти кормильца возникает у женщин с 55-летнего возраста. На дату смерти мужа Старкова Е.А. не относилась к числу нетрудоспособных членов семьи (55 лет ей исполнилось через 9 лет после смерти мужа). В связи с этим у органов социальной защиты нет правовых оснований для назначения Старковой Е.А. ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи потерявшей кормильца и исковые требования удовлетворению не подлежат. Представитель третьего лица филиала ГУСЗН Курганской области – ОСЗН по Катайскому району в судебное заседание не явился без уважительной причины, о времени месте рассмотрения дела извещен своевременно в установленный законом срок, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил (л.д.36). Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд признает исковые требования Старковой Е.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных. Выполнение обязанности государства, вытекающей из статьи 42 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1, 2, 7 и 53, предполагает, в том числе признание и обеспечение права на возмещение вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу его возмещения между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П). Исполняя обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного радиационным воздействием в связи с аварией в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросами радиоактивных отходов в реку Теча, федеральный законодатель в статье 1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" определил порядок распространения мер социальной защиты, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан, подвергшихся радиационному воздействию в связи с указанной аварией, из числа принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации ее последствий, эвакуированных (переселенных) или выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению либо проживающих в таких населенных пунктах. Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" гражданам, относящимся к указанным категориям лиц подвергшимся воздействию радиации, которые получили лучевую болезнь или другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействие радиации аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", либо стали инвалидами в связи с радиационным воздействием вследствие данной аварии, гарантируется предоставление ряда мер социальной поддержки. В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Согласно статье 11.1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ в случае смерти граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении таких граждан, гарантируется предоставление ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. В судебном заседании установлено, что истец Старкова Е.А. является вдовой С., умершего ...1997 года (л.д.3,11). С. был инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой от ... (л.д.8). После его смерти решением Регионального Межведомственного Экспертного Совета от 10.02.1998 года было установлено, что заболевание, приведшее к смерти, связано с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО «Маяк» (л.д.4, 39). Председатель МЭС письменно информировал истца Старкову Е.А. о том, что документы на С. поступили в Экспертный Совет 12.11.1997 г. для установления причинной связи его заболевания с радиационным воздействием во время проживания на загрязненной территории, но из-за отсутствия финансирования Совет не работал в 1997 году в течение 4 месяцев и документы на С. были рассмотрены 10.02.1998 г. уже по причине смерти (л.д.5). Катайским отделом социальной защиты населения 29.07.1998 г. на имя С. посмертно было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом (л.д.9). Согласно статье 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12. 2001 г. № 173-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет, либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности (пункт 2). Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Согласно свидетельству о заключении брака Старкова Е.А. ... года рождения состояла в браке со С. (л.д.3). Из справки Администрации ... сельсовета от ... № следует, что Старкова Е.А. проживала совместно с мужем С. по день его смерти, т.е. по ... (л.д.10). Однако, на день смерти С. истице не исполнилось 55 лет, она не имела ограничения способности к трудовой деятельности. В период с 1973 года по 2001 год истец работала в совхозе «...», позднее переименованном в СПК «...», что подтверждается представленной копией трудовой книжки (л.д.7), имела самостоятельный доход, подтвержденный справками о заработной плате и пенсии по старости, назначенной с ...1996г. как лицу имеющему право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 27, 28, 26). Таким образом, на день смерти мужа истец Старкова Е.А. являлась трудоспособным членом семьи не достигшим возраста 55 лет, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований и для возложения на ответчика обязанности по назначению Старковой Е.А. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за умершего мужа. На основании изложенного и руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Отказать Старковой Е.А. в удовлетворении исковых требований к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд. Председательствующий: Т.Ф. Боровинских