РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Катайск Курганской области 18 августа 2011 года Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Боровинских Т.Ф., при секретаре Марениновой Н.В., с участием: прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж.Н., представителей ответчиков: Администрации Катайского района Абрамова В.Я., муниципального учреждения «Управление образования Администрации Катайского района» Свежининой Н.И., Муниципального общеобразовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа»Исаковой И.Г., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Главного управления МЧС России по Курганской области Баева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Катайске Курганской области гражданское дело №2- 400/2011 по иску прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «... средняя общеобразовательная школа»об устранении нарушений правил пожарной безопасности, к Администрации Катайского района и МУ «Управление образования Администрации Катайского района» о финансировании мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «... средняя общеобразовательная школа»об обязании: выполнить двери в библиотеку противопожарными; обеспечить школу огнетушителями, тип которых соответствует классу пожара в здании школы; обеспечить здание школы светоотражающими указателями до водоисточников и по направлению движения к ним; электросветильники в библиотеке оборудовать рассеивателями закрытого исполнения; возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий на МУ «Управление образования ...», .... Исковые требования мотивированы результатами проверки, проведенной ... в МОУ «... СОШ», расположенном по адресу: .... В судебном заседании прокурор Ильина Ж. Н. просила удовлетворить требование о выполнении дверей в библиотеку противопожарными и финансирование этого мероприятия в срок до марта 2012 года. На удовлетворении других требований не настаивала вследствие их добровольного устранения ответчиком до судебного разбирательства. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Главного управления МЧС России по ..., отделения государственного пожарного надзора по Катайскому району Баев А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора по устранению нарушений правил пожарной безопасности поддержал. Пояснил, что на 15.08.2011 года здание школы обеспечена огнетушителями, светоотражающими указателями до водоисточников и по направлению к ним, библиотека переведена в другое помещение, в котором электросветильники соответствуют предъявляемым требованиям. Полагает, что металлическую дверь в библиотеку нельзя признать противопожарной, поскольку она выполнена без теплоизоляционного материала. Каким требованиям правил пожарной безопасности не соответствует имеющаяся дверь пояснить не может. Представитель ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа» Исакова И.Г. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что нарушения устранены, представила письменную информацию (л.д.61). Представитель ответчика муниципального учреждения «Управление образования Администрации Катайского района» Свежинина Н. В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, мотивируя устранением нарушений и невозможностью из-за отсутствия денежных средств в 2011 году заменить имеющуюся металлическую дверь на другую. Полагает, что металлическая дверь не может быть признана сгораемой. Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В.Я. в судебном заседании исковые требования прокурора Катайского района не признал, обосновав отсутствием денежных средств в бюджете на 2011 год и устранением большинства нарушений. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд признает требования прокурора необоснованными и подлежащими отклонению. В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу статьи 18 указанного Федерального закона организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьями 37, 38 указанного Закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно пункту 1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03 РФ) устанавливает, что наряду с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В ходе проверки, проведенной 13.05.2011 года в Муниципальном общеобразовательном учреждении «... средняя общеобразовательная школа», инспектором отделения государственного пожарного надзора по Катайскому району были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, изложенные в акте проверки № (л.д.4-5). В судебном заседании установлено, что на момент разрешения спора по существу ответчиком МОУ «... средняя общеобразовательная школа» добровольно исполнены требования прокурора по обеспечению школы огнетушителями соответствующего типа, светоотражающими указателями до водоисточников и по направлению движения к ним, оборудованию библиотеки электросветильниками, соответствующими предъявляемым требованиям (л.д. 61). Представитель Главного управления МЧС России по Курганской области, отделения государственного пожарного надзора по Катайскому району Баев А.В. подтвердил устранение этих нарушений. Прокурор и представитель третьего лица настаивают на удовлетворении требования о выполнении дверей в библиотеку противопожарными, ссылаясь, что имеющаяся металлическая дверь не соответствует пункту 3 ППБ 01-03 РФ, пункту 1.68 СНиП 2.08.02-89*, пункту 7.14 СНиП 21-01-97*. При разрешении спора суд учитывает, что строительные нормы и правила СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" утратили силу с 1 января 2010 года в связи с изданием Приказа Минрегиона РФ от 1 сентября 2009 года N 390, утвердившего данные нормы и правила в новой редакции и изменившего их номер на СНиП 31-06-2009. Кроме того, положения СНиП 2.08.02-89* распространяются лишь на проектирование общественных зданий и сооружений, а не на эксплуатацию ранее сданных общественных сооружений. Пункт 7.14 СНиП 21-01-97* содержит требования к помещениям с подвесными потолками, поэтому не имеет отношения к предмету разрешаемого спора. Статьей 37 Федерального закона от 22.07.2008 года №123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определена классификация противопожарных преград, к которым отнесены противопожарные двери трех типов. Эти же номера типов ранее обозначались в положении п. 5.14 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", предусматривающем, что противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Эти таблицы воспроизведены соответственно в таблицах 23, 24,и 25 указанного Федерального закона. В соответствии с пунктом 5.14 СНиП 21-01-97* противопожарные преграды должны быть класса К0 (непожароопасные). Допускается в специально оговоренных случаях применять противопожарные преграды 2-4-го типов класса К1. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания возлагается на стороны, однако в судебном заседании прокурор и представитель третьего лица не представили доказательств и вразумительных доводов в обоснование требования о выполнении в библиотеке школы противопожарной двери взамен имеющейся непожароопасной, не представили технические характеристики, которым должны соответствовать противопожарные двери (класс, тип заполнения проемов, предел огнестойкости) с учетом функциональной пожарной опасности помещения библиотеки и т.д., не указали каким конкретно правилам пожарной безопасности не соответствует имеющаяся дверь. Инспектор отделения государственного пожарного надзора по Катайскому району фактически не исполнил указание суда, изложенное в определении от 28.07.2011 г. и не представил письменное заключение о соответствии выполненных работ по устранению нарушений, в том числе двери в библиотеку школы, правилам пожарной безопасности. В настоящем судебном заседании представитель третьего лица на стороне истца также не смог указать: каким конкретно нормам и правилам не соответствуют двери в помещении, в которое переведена библиотека школы в настоящее время. С учетом фактически установленных обстоятельств суд пришел к выводу о необоснованности заявленного требования и его отклонению, вследствие чего не подлежит удовлетворению и требование о финансировании указанного мероприятия, предъявленное к Администрации Катайского района и муниципальному учреждению «Управление образования Администрации Катайского района». На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Отказать прокурору Катайского района Курганской области в удовлетворении искового требования о выполнении дверей в библиотеку в здании Муниципального общеобразовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа» противопожарными и финансировании указанного мероприятия вследствие необоснованности. Отказать прокурору Катайского района в удовлетворении требований к МОУ «... средняя общеобразовательная школа» об обеспечении школы огнетушителями соответствующего типа, светоотражающими указателями до водоисточников и по направлению движения к ним, оборудованию библиотеки электросветильниками, соответствующими предъявляемым требованиям и к Администрации Катайского района и МУ «Управление образования Администрации Катайского района» о финансировании указанных мероприятий вследствие добровольного исполнения требований ответчиками до судебного разбирательства. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия с подачей кассационной жалобы (представления) через Катайский районный суд. Председательствующий судья: Т.Ф. Боровинских