устранение нарушений норм пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего Бутаковой О. А.,

при секретаре Хужиной Л. В.,

с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж. Н.,

представителей ответчиков:

Администрации Катайского района Абрамова В. Я.,

МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» Кульбердинова М. А.,

представителя третьего лица Баева А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2011 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-362/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Корюковская основная общеобразовательная школа» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности,

Установил:

Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района», МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» об обязании МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» оборудовать здание школы автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовать электросветильники колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника, установить двери центрального выхода высотой не менее 1,9 м., оборудовать двери эвакуационных выходов, открывающиеся по направлению выхода из здания; а также о возложении обязанности на Администрацию Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать вышеуказанные мероприятия.

Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении проверки в МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» по соблюдению требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03): в нарушение п. 3 Правил, норм пожарной безопасности 110-03 РФ здание школы не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; допущена эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника, что нарушает п. 60 Правил; высота дверей центрального выхода менее 1,9 м., что нарушает п.п. 3, 51 Правил, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания, что нарушает п. 52 Правил. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в заключении специалиста по вопросам пожарной безопасности от 24.04.2011 г. В соответствии с Уставом МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» учредителем школы является администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации Катайского района». В соответствии с Договором администрация Катайского района передала МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» имущество, принадлежащее Администрации на праве собственности. Соответственно на администрации Катайского района, как собственнике имущества, и на МУ «Управление образования Администрации Катайского района», как лице, осуществляющим полномочия учредителя, лежит обязанность по обеспечению содержания здания указанного образовательного учреждения, в том числе по обеспечению средствами пожарной безопасности путем выделения денежных средств для устранения нарушений норм пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор Катайской районной прокуратуры Ильина Ж. Н. поддержала заявленные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив, что необходимо обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и администрацию Катайского района профинансировать указанные мероприятия.

Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что бюджет на 2011 г. уже утвержден, дополнительных средств не найти, только после утверждения бюджета на 2012 г. в апреле месяце будут изысканы денежные средства.

Представитель МУ «Управление образования Администрации Катайского района» в судебное заседание не явился, поступила телефонограмма, согласно которой просят рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» Кульбердинов М. А. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил суду, что со слов начальника МУ «Управление образования Администрации Катайского района» ему известно, что указанные нарушения будут устранены до 1 декабря 2011 г. Данные нарушения не могли устранить, поскольку все связано с отсутствием денежных средств у школы.

Представитель третьего лица ОГПН по Катайскому району Баев А. В. пояснил суду, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, данные нарушения существуют не первый год.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности подлежат частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района проведена проверка в МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа», в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно: здание школы не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, электросветильники не оборудованы колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника, двери центрального выхода установлены высотой менее 1,9 м., двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания. Данные нарушения отражены в заключении специалиста по вопросам пожарной безопасности от 24.04.2011 г. (л.д. 4).

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявлен обоснованно.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

П. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 7 ст. 5 норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323, школьные учреждения, имеющие два этажа, относятся ко 2-му типу систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и должны быть обеспечены звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход».

В п. 61 ППБ 01-03 установлено, что объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода»), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии.

Согласно п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

П. 51 ППБ 01-03 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Пунктом 6.16 СНиП 21-01-97* установлено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м.

В п. 52 ППБ 01-03 указано, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии с п. 1.2 Устава (л.д. 6-13) учредителем МОУ является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации Катайского района».

Ч. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч. 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.ч. 1,2,3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

Ст. 65 Устава муниципального образования Катайского района (далее МО Катайского района) (л.д.16-22) предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления Катайского района составляют находящееся в муниципальной собственности Катайского района имущество, средства бюджета Катайского района, а также имущественные права Катайского района.

Органы местного самоуправления Катайского района от имени Катайского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности Катайского района, вправе передавать имущество во временное пользование или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, могут создавать предприятия и учреждения, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, что предусмотрено ст. 67 Устава.

Согласно положений ст.ст.39-42 Устава МО Катайского района Администрация Катайского района, в структуру которой входят заместители Главы Катайского района и органы Администрации Катайского района, является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района, являющимся высшим должностным лицом района и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Катайского района. В ст. 70 Устава МО Катайского района указано, что составление бюджета Катайского района – прерогатива Администрации Катайского района.

В соответствии с п. 1.1 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации Катайского района» (л.д. 24-27) МУ «Управление образования Администрации Катайского района» является органом Администрации Катайского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории Катайского района.

На основании договора от 01.08.2005 г. Администрация Катайского района передала МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» в оперативное управление имущество: здание, находящееся по адресу: ... (л.д. 14).

Ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В п. 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В судебном заседании факт необходимости устранения нарушений норм пожарной безопасности представителями ответчиков не оспаривался. Также не оспаривалось, что препятствием к устранению указанных нарушений является недостаточное финансирование.

Судом установлено, что в Перечне образовательных учреждений и основных видов работ на лицензирование по Катайскому району на 2011 г. указано МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа», в перечне расходов данного учреждения предусмотрены работы по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения эвакуации, замене дверей эвакуационных выходов, объем финансирования на данный работы указан в размере 165 тыс. руб., которые выделяются из областного бюджета (л.д. 40-43).

Между Главным управлением образования Курганской области и Администрацией Катайского района заключено соглашение на 2011 г. (л.д. 44-48). В п. 6 Соглашения указано, что Главное управление образования Курганской области на условиях софинансирования выделяет средства на подготовку муниципальных образовательных учреждений, в том числе и МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа», к лицензированию в объеме ... руб. – областной бюджет и ... руб. – муниципальный бюджет. Согласно п. 6 Соглашения Администрация Катайского района выделяет из муниципального бюджета целевые средства на подготовку муниципальных образовательных учреждений, в том числе и МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» к лицензированию ... руб.

Из представленного отзыва ответчика МУ «Управления образования Администрации Катайского района» усматривается, что в настоящее время деньги находятся на счете, нарушения устранены будут к 1 сентября 2011 г. (л.д. 38). Согласно представленному платежному поручению № 280 от 23.06.2011 г. поступили денежные средства из областного бюджета в размере ... руб. на проведение ремонтов и оснащения школ и детских садов (л.д. 39).

Таким образом, денежные средства, необходимые для устранения нарушений норм пожарного законодательства, имеются уже на счете МУ «Управления образования Администрации Катайского района», кроме нарушения, связанного с эксплуатацией электросветильников без колпаков рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильника, суд приходит к выводу, что требование прокурора Катайского района об обязании МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и Администрации Катайского района профинансировать мероприятие по оборудованию электросветильников колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника, обязании МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать мероприятия по оборудованию здания школы автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установлению дверей центрального выхода высотой не менее 1,9 м., оборудованию дверей эвакуационных выходов, открывающиеся по направлению выхода из здания, подлежат удовлетворению, а требования прокурора об обязании Администрации Катайского района профинансировать мероприятия по оборудованию здания школы автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установлению дверей центрального выхода высотой не менее 1,9 м., оборудованию дверей эвакуационных выходов, открывающиеся по направлению выхода из здания, не подлежат удовлетворению в связи с необоснованностью.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон, исходя из реальных возможностей МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Администрации Катайского района, МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений норм пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района», муниципальному общеобразовательному учреждению «Корюковская основная общеобразовательная школа» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» в срок до 31 декабря 2011 года:

здание школы оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

электросветильники оборудовать колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника;

установить двери центрального выхода высотой не менее 1,9 м.;

оборудовать двери эвакуационных выходов, открывающиеся по направлению выхода из здания.

Обязать Администрацию Катайского района за счет казны муниципального образования Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать мероприятия в МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» до 30 ноября 2011 г.:

по оборудованию электросветильников колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника.

Обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать мероприятия в МОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» до 30 ноября 2011 г.:

по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

по установлению дверей центрального выхода высотой не менее 1,9 м.;

по оборудованию дверей эвакуационных выходов, открывающихся по направлению выхода из здания.

В удовлетворении искового требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Администрации Катайского района об обязании профинансировать мероприятие по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по установлению дверей центрального выхода высотой не менее 1,9 м., по оборудованию дверей эвакуационных выходов, открывающихся по направлению выхода из здания, отказать в виду необоснованности.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2011 года.