Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Бутаковой О. А., при секретаре Хужиной Л. В., с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж. Н., представителей ответчиков: Администрации Катайского района Абрамова В. Я., МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» Греховой В. В., представителя третьего лица Баева А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2011 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-363/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Муниципальному образовательному учреждению «Гусиновская начальная школа-детский сад» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности, Установил: Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района», МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» об обязании МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» оборудовать здание школы автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установить на стене здания указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника, выполнить монтаж электрических сетей на крыльце здания учреждения в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; а также о возложении обязанности на Администрацию Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать вышеуказанные мероприятия. Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении проверки в МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» по соблюдению требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03): в нарушение п.п. 3, 16, 98, 102 Правил, норм пожарной безопасности НПБ 104-03 здание школы не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на стене здания не установлен указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника, что нарушает п. 90 Правил, п. 18 НПБ 160-97; монтаж электрических сетей на крыльце здания учреждения выполнен с нарушением п. 57 Правил. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в заключении специалиста по вопросам пожарной безопасности от 24.04.2011 г. В соответствии с Уставом МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» учредителем школы-сад является МУ «Управление образования Администрации Катайского района». В соответствии с Договором Администрация Катайского района передала МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» имущество, принадлежащее Администрации на праве собственности. Соответственно на Администрации Катайского района, как собственнике имущества, и на МУ «Управление образования Администрации Катайского района», как учредителе, лежит обязанность по обеспечению содержания здания указанного образовательного учреждения, в том числе по обеспечению средствами пожарной безопасности путем выделения денежных средств для устранения нарушений норм пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор Катайской районной прокуратуры Ильина Ж. Н. поддержала заявленные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив, что необходимо обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и администрацию Катайского района профинансировать указанные мероприятия. Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что денежные средства на устранение выявленных нарушений уже имеются на счете МУ «Управление образования Администрации Катайского района», кроме того, бюджет на 2011 г. утвержден, дополнительных средств не изыскать, бюджет на 2012 г. будет утвержден только в конце декабря 2011 г. Представитель МУ «Управление образования Администрации Катайского района» в судебное заседание не явился, поступила телефонограмма, согласно которой просят рассмотреть дело без участия представителя. Представитель МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» Грехова В. В. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила суду, что последние два нарушения устранены, со слов начальника МУ «Управление образования Администрации Катайского района» сигнализация будет установлена в декабре 2011 г. Данные нарушения не могли устранить из-за отсутствия денежных средств у школы. Представитель третьего лица ОГПН по Катайскому району Баев А. В. пояснил суду, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района проведена проверка в МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад», в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно: здание школы не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не установлен на стене здания указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника, монтаж электрических сетей на крыльце здания учреждения выполнен не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Данные нарушения отражены в заключении специалиста по вопросам пожарной безопасности от 24.04.2011 г. (л.д. 4). В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявлен обоснованно. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. П. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с п. 9 таблицы 1 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной безопасности» (далее НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315, здания общественного и административно-бытового назначения обеспечиваются устройством автоматической пожарной сигнализации. Согласно п. 6 ст. 5 норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323, дошкольные учреждения, имеющие 1 этаж, относятся ко 2-му типу систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и должны быть обеспечены звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход». В п. 61 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 установлено, что объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода»), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. Пунктом 57 ППБ 01-03 установлено, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В соответствии с п. 1.1 Устава (л.д. 6-21) учредителем образовательного учреждения является МУ «Управление образования Администрации Катайского района». Ч. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ч. 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч.ч. 1,2,3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа. Ст. 65 Устава муниципального образования Катайского района (далее МО Катайского района) (л.д. 24-30) предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления Катайского района составляют находящееся в муниципальной собственности Катайского района имущество, средства бюджета Катайского района, а также имущественные права Катайского района. Органы местного самоуправления Катайского района от имени Катайского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности Катайского района, вправе передавать имущество во временное пользование или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, могут создавать предприятия и учреждения, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, что предусмотрено ст. 67 Устава. Согласно положений ст.ст. 39-42 Устава МО Катайского района Администрация Катайского района, в структуру которой входят заместители Главы Катайского района и органы Администрации Катайского района, является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района, являющимся высшим должностным лицом района и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Катайского района. В ст. 70 Устава МО Катайского района указано, что составление бюджета Катайского района – прерогатива Администрации Катайского района. В соответствии с п. 1.1 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации Катайского района» (л.д. 32-35) МУ «Управление образования Администрации Катайского района» является органом Администрации Катайского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории Катайского района. На основании договора от 01.08.2005 г. Администрация Катайского района передала МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» в оперативное управление имущество: здание, находящееся по адресу: ... (л.д. 22). Ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В п. 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В судебном заседании факт необходимости устранения нарушений норм пожарной безопасности представителями ответчиков не оспаривался. Также не оспаривалось, что препятствием к устранению указанных нарушений является недостаточное финансирование. Между Главным управлением образования Курганской области и Администрацией Катайского района заключено соглашение на 2011 г. (л.д. 48-52). В п. 6 Соглашения указано, что Главное управление образования Курганской области на условиях софинансирования выделяет средства на восстановление ДОУ и открытие новых стационарных дошкольных групп: МОУ ... - 2 группы, МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» - 1 группа в объеме ... руб. – областной бюджет. Согласно п. 6 Соглашения Администрация Катайского района выделяет из муниципального бюджета целевые средства на восстановление ДОУ и открытие новых стационарных дошкольных групп: МОУ ..., МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад». Из представленного отзыва ответчика МУ «Управления образования Администрации Катайского района» усматривается, что на открытие дополнительных групп по соглашению Главного управления образования Курганской области с администрацией Катайского района во 2 полугодии 2011 г. будут выделены ... руб. из районного бюджета и ... руб. из областного бюджета, которые будут направлены на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, монтаж электрических сетей в соответствии с нормативами. Срок выполнения работ до 30 декабря 2011 г. (л.д. 47). Таким образом, денежные средства, необходимые для устранения нарушений норм пожарного законодательства, отсутствуют на счете МУ «Управления образования Администрации Катайского района». Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность профинансировать мероприятия, связанные с устранением нарушений пожарной безопасности, должны быть возложены и на МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и на Администрацию Катайского района за счет казны муниципального образования Катайского района, которая состоит не только из денежных средств, но и из иного имущества, нераспределенного между муниципальными юридическими лицами. Доводы представителя администрации Катайского района о том, что на счете МУ «Управления образования Администрации Катайского района» имеются денежные средства, необходимые на устранение указанных мероприятий, а также доводы представителя МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» о том, что два нарушения устранены, в судебном заседании не нашли своего подтверждения. В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон, исходя из реальных возможностей МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Администрации Катайского района, МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений норм пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Муниципальному образовательному учреждению «Гусиновская начальная школа-детский сад» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности удовлетворить. Обязать МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» в срок до 31 декабря 2011 года: здание школы оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на стене здания установить указатель с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника; монтаж электрических сетей на крыльце здания учреждения выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района», Администрацию Катайского района за счет казны муниципального образования Катайского района профинансировать мероприятия в МОУ «Гусиновская начальная школа-детский сад» до 30 ноября 2011 г.: по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; по установлении на стене здания указателя с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до ближайшего водоисточника; по выполнению монтажа электрических сетей на крыльце здания учреждения в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд. Председательствующий судья: О. А. Бутакова Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2011 года.