предоставление жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.,

при секретаре Хужиной Л. В.,

с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Смольниковой В. Ю.,

представителей ответчиков

администрации Катайского района Абрамова В. Я.,

администрации Корюковского сельсовета Ульяновой Г. В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 25 июля 2011 г. в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-240/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах Зыряновой А. И., лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации Катайского района о предоставлении жилья,

Установил:

Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Администрации Катайского района о предоставлении Зыряновой А. И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещения в черте с. Корюково Катайского района, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Зырянова А. И., (дата) года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>. При определении Зыряновой А. И. в детский дом за ней закреплялось жилье в с. Корюково Катайского района, Адрес 1, которое разрушено, восстановлению не подлежит. В последующем за Зыряновой А. И. было закреплено жилье по адресу: Адрес 2 в с. Корюково Катайского района, которое также непригодно для проживания в связи с тем, что в нем произошел взрыв бытового газа. После выпуска из образовательного учреждения в 2006 г. и до настоящего времени Зырянова А. И. не обеспечена жилой площадью, соответствующей санитарно-техническим требованиям.

07.06.2011 г. от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление (л.д. 63-65), согласно которому просит обязать администрацию Катайского района предоставить Зыряновой А. И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Катайска, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.

21.06.2011 г. вновь от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление (л.д. 78-79), в котором прокурор дополнительно просит признать регистрацию Зыряновой А. И. по адресу: Катайский район, с.Корюково, Адрес 2 недействительной.

21.06.2011 г. в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация Корюковского сельсовета (л.д. 82-83).

В судебном заседании прокурор Смольникова В. Ю. поддержала уточненные исковые требования, на их удовлетворении в полном объеме настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Не возражает против установления срока исполнения решения не позднее 31 января 2012 г.

Истец Зырянова А. И. на судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела (л.д. 106), письменного заявления от неё не поступало об отложении рассмотрения данного дела или о рассмотрении дела в её отсутствие. Суд, учитывая положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца Зыряновой А. И.

Представитель ответчика администрации Катайского района Абрамов В. Я. исковые требования не признал. Полагает, что иск заявлен необоснованно, так как Зырянова А. И. обеспечена жильем до приведения квартиры в негодность, повторное обеспечение жильем законодательно не предусмотрено. Органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия, в том числе и предоставление жилья детям-сиротам, после выделения субвенций на исполнение данных полномочий возможно предоставление жилого помещения. Если суд придет к выводу об удовлетворении требований, то необходимо учесть в данном случае график выделения денежных средств, определить срок исполнения решения не ранее конца января 2012 года.

Представитель администрации Корюковского сельсовета Уланова Г. В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив суду, что действительно за Зыряновой А. И. был закреплен дом Адрес 1, в связи с тем, что он пришел в негодность Зырянова А. И. была зарегистрирована в квартире Адрес 2, но в этой квартире она никогда не проживала, и эта квартира за ней не закреплялась. Ей нужна была лишь регистрация. Регистрация в этой квартире Зыряновой А. И. была произведена еще до взрыва газа.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - МУ «Управление образования Администрации Катайского района» на судебное заседание не явился, поступило письменное заявление, согласно которому просят рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 107).

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд признает исковые требования прокурора Катайского района о признании регистрации недействительной и о предоставлении жилья законными, обоснованными и подлежащимиудовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Постановлением Правительства Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 29 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется Главным управлением образования Курганской области для формирования и ведения банка данных детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для включения детей-сирот в банк данных является принятие их органами местного самоуправления Курганской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Постановлением Правительства Курганской области от 13 мая 2008 г. N 186 утвержден «Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». В соответствии с указанным Порядком финансирование предоставления жилых помещений осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области. Субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан предоставляются бюджетам муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) для финансового обеспечения дополнительных гарантий прав граждан на жилое помещение путем приобретения органом местного самоуправления муниципального образования жилых помещений для дальнейшего предоставления их гражданам по договору социального найма. В соответствии с п.4 указанного Порядка для определения объема субвенций бюджету муниципального образования на очередной финансовый год орган местного самоуправления до 1 июля текущего финансового года представляет в Главное управление образования Курганской области заявку по форме, утвержденной Главным управлением образования Курганской области.

Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 № 2539 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 № 332, от 31.03.2008 № 349, от 01.09.2008 № 384, от 01.12.2008 № 422 от 26.11.2009 N 508, от 28.06.2010 N 35). Органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями (пункт 44 статьи 3 Закона). В силу статьи 8 Закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.        

С 01.01.2008 г. муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, возлагается на администрацию Катайского района Курганской области, поскольку в соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования Катайского района администрация Катайского района является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района (л.д. 15-21).

В судебном заседании установлено, что Зырянова А. И. относится к лицам из числа детей-сирот, что не оспаривается сторонами и подтверждается также <данные изъяты> (л.д. 43), <данные изъяты> (л.д. 9), постановлением администрации Катайского района № 507 от (дата) об устройстве в детское государственное учреждение Зыряновой А. И., оставшейся без попечения родителей (л.д. 8).

В соответствии с Постановлением главы Катайского района № 206 от 07.11.2008 г. и Приложением к нему - Списком граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в приемных семьях, нуждающихся в предоставлении жилья (л.д.12) Зырянова А. И. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Данное постановление является основанием для включения Зыряновой А. И. в региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В силу положений ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Аналогичная норма содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 (ред. от 27.07.2010) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истец Зырянова А. И. зарегистрирована в с. Корюково Катайского района по адресу: Адрес 2 (л.д.5), однако там не проживает, ее постоянным местом жительства является г. Катайск Курганской области, где она проживает в семье сестры с момента окончания обучения в образовательном учреждении с (дата) по настоящее время по адресу: Адрес 3 (л.д. 69-70). Кроме того, у Зыряновой А. И. вместе с её детьми имеется регистрация по месту пребывания в г.Катайске Курганской области (л.д. 66, 67), что еще раз подтверждает, что Зырянова А. И. постоянно проживает в населенном пункте г.Катайск, а не в населенном пункте с.Корюково.

Решением Катайской районной Думы № 226 от 22.04.2008 г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 15 кв. м. (л.д. 14).

Нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения подтверждается письменными доказательствами.

Постановлением № 507 от 18.09.1998 г. администрации Катайского района (л.д. 8) за Зыряновой А. И. закреплена жилплощадь в виде жилого дома общей площадью 30 кв. м. в с. Корюково Катайского района Курганской области. Постановлением № 23 МО Корюковского сельсовета Катайского района от 19.12.2006 г. за Зыряновой А. И. была закреплена жилая площадь по адресу: с. Корюково Катайского района Адрес 1 (л.д.9 обор.ст.). Согласно информации Администрации Корюковского сельсовета от 13.07.2009 г. дом Адрес 1 разрушен и восстановлению не подлежит, для проживания непригоден с 2007 г. (л.д.10 обор.ст.).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 (ред. от 27.07.2010) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Из пояснений представителя ответчика администрации Корюковского сельсовета усматривается, что регистрация Зыряновой А. И. в квартире, расположенной по адресу: Адрес 2 в с.Корюково Катайского района, была произведена не по заявлению Зыряновой А. И. и только с целью, чтобы у неё на момент нахождения в образовательном учреждении была регистрация. В данной квартире Зырянова А. И. никогда не проживала, она не предоставлялась Зыряновой А. И. для проживания и не была закреплена за ней.

Согласно акту обследования квартиры Адрес 2 (л.д. 10), в квартире отсутствуют оконные и дверной блоки, разрушен камин, в кухне разрушен пол, в комнате трещина в стене на улицу, требуется капитальный ремонт квартиры. Из пояснений представителя ответчика администрации Корюковского сельсовета установлено, что капитальный ремонт данной квартиры произвести не возможно, поскольку денежных средств у муниципального образования Корюковского сельсовета не имеется, и когда эта квартира будет отремонтирована неизвестно.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд признает регистрацию Зыряновой А. И. по адресу: Адрес 2 в с.Корюково Катайского района недействительной.

Следовательно, Администрация Катайского района обязана приобрести за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Катайского района, и предоставить Зыряновой А. И. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее установленной социальной нормы 15 кв. м. на одного человека в г. Катайске Курганской области.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом представленного графика использования в 2011 году денежных средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (л.д. 42), суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 31 января 2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Катайского района в интересах Зыряновой А. И., лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации Катайского района о признании регистрации недействительной и о предоставлении жилья удовлетворить в полном объеме.

Признать недействительной регистрацию Зыряновой Александры Ивановны по адресу: Катайский район, с.Корюково, Адрес 2.

Обязать Администрацию Катайского района предоставить Зыряновой А. И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г.Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров в срок до 31 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2011 года.