РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Катайск Курганской области 03 октября 2011 года Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Боровинских Т.Ф. при секретаре Марениновой Н.В., с участием: прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж.Н., истца Степанова А.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Хомутовой Л.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-460/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Степанова А.С. к Администрации Катайского района о предоставлении жилья, УСТАНОВИЛ: Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Степанова А.С. к Администрации Катайского района о предоставлении по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте ... сельсовета Катайского района, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.. Исковые требования мотивированы тем, что Степанов А.С., ... г.р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец умер, а мать лишена родительских прав решением Катайского районного суда от 27.10.2003 года. При назначении опеки над Степановым А.С. жилье за ним не закреплялось ввиду его отсутствия у матери. В 2011 году Степанов А.С. окончил обучение в ГОУ «...», однако, жилой площадью, соответствующей санитарно-техническим требованиям, после выпуска из образовательного учреждения и до настоящего времени не обеспечен. В судебном заседании прокурор Ильина Ж.Н. поддержала исковые требования, на их удовлетворении в полном объеме настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив площадь предоставляемого жилого помещения не менее 18 кв. м. Истец Степанов А.С. просил удовлетворить исковые требования. Пояснил, что проживает на жилплощади своего опекуна, хотя фактически опека прекращена с достижением совершеннолетия. Представитель ответчика Администрации Катайского района в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.31). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Хомутова Л.С. не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что с сентября 2011 года принимаются меры к приобретению жилья Степанову на территории ... сельсовета. С учетом длительности процедуры приобретения жилья по конкурсу, оформления документов просила определить срок исполнения решения суда до января 2012 года. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд признает исковые требования прокурора Катайского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании установлено, что Степанов А.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено постановлением администрации МО ... сельсовета Катайского района от ... г. № «О назначении опеки над несовершеннолетними Степановыми А. и А.» (л.д.35-38), свидетельством о смерти С. (л.д.7), решением Катайского районного суда от ... (л.д.8-9). При назначении опеки над Степановым А.С. за ним не закреплялось жилое помещение по причине отсутствия жилплощади у матери несовершеннолетнего (л.д.38). Постоянным местом жительства Степанова А.С. в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является д. ..., где он постоянно проживает с 2005 года (л.д.5). Решением Катайской районной Думы №226 от 22.04.2008 года (в редакции решения Думы №110 от 15.09.2011) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 18 кв. м. (л.д. 43). Постановлением Правительства Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 29 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется Главным управлением образования Курганской области для формирования и ведения банка данных детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для включения детей-сирот в банк данных является принятие их органами местного самоуправления Курганской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения признается ответчиком и подтверждается письменными доказательствами об отсутствии у Степанова А.С. жилья (л.д.11, 39,40). Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 г. № 2539 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 N 332, от 31.03.2008 N 349, от 01.09.2008 N 384, от 01.12.2008 N 422, от 26.11.2009 N 508, от 28.06.2010 N 35, от 08.06.2011 N 32, от 29.06.2011 N 36). Органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями (пункт 44 статьи 3 Закона). В силу статьи 8 Закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. С 01.01.2008 года муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству. Обязанность по предоставлению жилья Степанову А.С. возлагается на администрацию Катайского района Курганской области, поскольку в соответствии со статьей 39 Устава муниципального образования Катайского района администрация Катайского района является исполнительно - распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района (л.д.17). Таким образом, Администрация Катайского района обязана приобрести за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Катайского района, и предоставить Степанову А.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее установленной социальной нормы 18 кв.м. на одного человека на территории ... сельсовета Катайского района Курганской области. В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом мнения сторон и установленных обстоятельств дела представленного графика использования в 2011 году денежных средств областного суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 01 января 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Удовлетворить требования прокурора Катайского района в полном объеме. Обязать Администрацию Катайского района предоставить Степанову А.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте ... сельсовета Катайского района Курганской области, соответствующее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров, в срок до 01 января 2012 года. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия, с подачей кассационной жалобы (представления) через Катайский районный суд. Председательствующий: Т.Ф. Боровинских