Решение по иску о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить проведение производственного лабораторного контроля



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Катайск Курганской области 20 декабря 2011 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Боровинских Т.Ф.

при секретаре Марениновой Н.В.,

с участием: представителя истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области Никулиной Е.В., представителя ответчика ООО «...» Грошевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-524/2011 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Обществу с ограниченной ответственностью «...» о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с программой,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора) по Курганской области обратился в Катайский районный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «...», в котором просил признать незаконным бездействие ООО «...» по проведению производственного лабораторного контроля продукции, вырабатываемой в хлебном цехе по адресу: ...; обязать ответчика обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за качеством вырабатываемой продукции, соблюдением технологических и санитарно-гигиенических режимов производства хлеба и хлебобулочных изделий в соответствии с программой производственного контроля. Свои требования истец мотивировал тем, что общество с ограниченной ответственностью «...» (далее ООО «...»), вырабатывает хлебобулочную продукцию в хлебном цехе с целью дальнейшей реализации её населению. Согласно полученной информации от филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Катайском, Далматовском районах» от 13.10.2011 г. ООО «...» договор на производственный контроль в хлебном цехе на 2011 г. не заключало, за 9 месяцев выпускаемую продукцию не исследовало, исследования объектов внешней среды (вода, смывы) в хлебном цехе не проводило. Непроведение санитарно-профилактических мероприятий, в том числе производственного контроля может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения.

25.11.2011 истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за качеством вырабатываемой продукции, соблюдением технологических и санитарно-гигиенических режимов производства кондитерских изделий с 1 января 2012 года в течение 2012 года в соответствии с программой производственного контроля (л.д.17).

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области Никулина Е.В., действующая на основании доверенности (л.д.66), поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении в полном объеме с учетом уточнения.

Представитель ответчика ООО «...» Грошева Е.В., действующая на основании доверенности (л.д.34), в судебном заседании исковые требования признала полностью. Пояснила, что нарушения сроков проведения лабораторного контроля были допущены по вине некомпетентного работника, который в настоящее время уволился. В октябре – декабре 2011 года обществом приняты меры к устранению допущенных нарушений и соблюдению программы производственного контроля, заключен договор и проводятся лабораторные исследования выпускаемой продукции.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Пунктом 5 статьи 15 указанного Закона установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно статье 32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (пункт 1) Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами (пункт 2). Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (пункт 3).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно статье 4 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества); применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений. Пунктом 1 статьи 15 Закона установлено, что предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

В соответствии с требованиями Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 июля 2001 г., производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2.1). Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (пункт 2.2). Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (пункт 2.3). Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (пункт 2.5).

Согласно требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 25 сентября 1996 г. N 20, выборочный контроль показателей безопасности в готовых изделиях хлебопекарной и кондитерской промышленности осуществляется в соответствии с порядком, установленным производителем продукции по согласованию с органами госсанэпиднадзора и гарантирующих безопасность продукции (пункт 3.10.3). Лабораторный контроль заключается в проверке качества сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции и соблюдения технологических и санитарно-гигиенических режимов производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и проводится аккредитованной лабораторией предприятия, а при отсутствии лаборатории контроль может осуществляться по хоздоговору с органами и учреждениями госсанэпиднадзора или лабораториями, аккредитованными органами госсанэпиднадзора и Госстандарта (пункт 3.12.1).

В судебном заседании установлено, что ответчик Общество с ограниченной ответственностью «...» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 35). В соответствии с пунктом 2.3 Устава ООО «...» основными видами деятельности общества являются, в том числе: производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, производство и дальнейшая реализация пищевых продуктов (л.д. 54-65). Программой производственного контроля хлебного цеха ООО «...», утвержденной 10.08.2011 года, предусмотрен график лабораторного контроля воды, сырья и готовой продукции (л.д. 50). Во исполнение программы заключен договор производственного контроля № 149 от 25.10.2011 г., которым предусмотрено предоставление услуг в соответствии с «Типовыми программами производственного контроля на предприятиях», утвержденными руководителем Роспотребнадзора от 10.03.2009 года (л.д.36). За 9 месяцев текущего года выпускаемая продукция не исследовалась, исследования объектов внешней среды (вода, смывы) в хлебном цехе не проводились (л.д.4). Письменные доказательства о проведении лабораторного контроля представлены за период с 24.10.2011 (л.д.67-101).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком ООО «...» производственный контроль в 2011 году не проводился до 24 октября 2011 года, программа производственного контроля была утверждена несвоевременно – 10 августа 2011 года. Указанные нарушения, допущенные ответчиком при производстве производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, нарушают права неопределенного круга потребителей на безопасность и должны быть прекращены.

Таким образом, требования истца являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В данном случае с ответчика ООО «...» подлежит взысканию государственная пошлина по делу, от уплаты которой истец освобожден, в сумме ... рублей. В силу пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина в указанном размере взыскивается в бюджет муниципального района.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в полном объеме.

Признать незаконным бездействие ООО «...» в период до 24 октября 2011 года по проведению производственного лабораторного контроля продукции, вырабатываемой в хлебном цехе по адресу: ....

Обязать ООО «...» обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за качеством вырабатываемой продукции, соблюдением технологических и санитарно-гигиенических режимов производства хлеба и хлебобулочных изделий с 1 января 2012 года в течение 2012 года в соответствии с программой производственного контроля.

Взыскать с ООО «...» государственную пошлину в размере ... рублей в бюджет муниципального образования Катайского района Курганской области.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в десятидневный срок со дня принятия с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд.

Председательствующий: Т.Ф. Боровинских