Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Бутаковой О. А. при секретаре Тимченко Е. С. с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ерёмина О. Г., представителя ответчика администрации города Катайска Тюкаловой Н. С., представителя третьего лица ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Катайскому району» Коноваловой О. Е., представителя третьего лица МУП «Ремжилсервис» Алексеевой Ю. О. рассмотрел в открытом судебном заседании 16 мая 2012 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-22/2012 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Катайска об обязании поставить трассу на учет как бесхозяйное имущество, Установил: Прокурор Катайского района обратился в суд с иском к администрации города Катайска, в котором просит обязать ответчика поставить на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в Управление Федеральной регистрационной службы по Курганской области трассу тепло- и водоснабжения, проходящую по ул. Боровая, 1 от ЗАО «Катайский насосный завод» к социальному дому «Уют». Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки обращения директора ГУ «Катайский центр социального обслуживания населения» (далее ГУ «КЦСОН по Катайскому району») установлено, что в границах г. Катайска находится трасса тепло- и водоснабжения, проходящая по ул. Боровая, 1 от ЗАО «Катайский насосный завод» к специальному дому «Уют» государственного учреждения «КЦСОН по Катайскому району» (далее СД «Уют» ГУ «КЦСОН по Катайскому району»). Трасса предназначена для снабжения тепловой энергией и холодной водой СД «Уют». Данный участок трассы не имеет собственника, на балансе администрации г. Катайска не стоит. Документы на передачу трассы в собственность и на постановку на баланс отсутствуют. Таким образом, указанная трасса является бесхозяйной. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации данной трассы не позволяет содержать сооружение в удовлетворительном состоянии, что не обеспечивает безопасность и осложняет осуществление надзора за безопасностью данной трассы. Возникновение чрезвычайной ситуации, связанной с аварией на трассе, может повлечь нарушение интересов неопределенного круга лиц. Определениями Катайского районного суда от 18.01.2012 г., 16.03.2012 г., 16.04.2012 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ЗАО «Катайский насосный завод», Кулаков И. В., МУП «Ремжилсервис» (л.д. 39-41, 140-142, 154-156). В судебном заседании прокурор ...ной прокураты Ерёмин О. Г. заявленные исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации ... Тюкалова Н. С., действующая на основании доверенности (л.д. 182), в судебном заседании исковые требования не признала, считает их необоснованными, поскольку прокурором не представлено доказательств того, что спорная трасса не имеет собственника, кроме того, приобретение безхозяйного имущества в муниципальную собственность является правом, а не обязанностью муниципального образования. Представитель третьего лица ГУ «КЦСОН по ...» Коновалова О. Е., действующая на основании доверенности (л.д. 25), суду пояснила, что она поддерживает требования прокурора, поскольку ГУ «КЦСОН по ...», не являясь собственником трассы, несет затраты по её содержанию, что является нарушением финансовой дисциплины, так как производится нецелевое использование финансовых средств. Представитель третьего лица ЗАО «Катайский насосный завод» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 180), заявлений об уважительных причинах неявки и об отложении судебного заседания не представил. Учитывая, положения п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие указанного представителя. Ранее представитель третьего лица ЗАО «Катайский насосный завод» Фоминых Е. В. в судебном заседании пояснила, что собственник трассы им неизвестен. Представитель МУП «Ремжилсервис» Алексеева Ю. О., действующая на основании доверенности (л.д. 172), в судебном заседании считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поддерживает доводы, изложенные представителем ответчика. Третье лицо Кулаков И. В. в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело без его участия (л.д. 181). Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Катайского района к администрации города Катайска об обязании поставить трассу на учет как бесхозяйное имущество законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. В судебном заседании установлено, что в пределах границы муниципального образования города Катайска расположен специальный дом для одиноких престарелых граждан «Уют» (далее СД «Уют») по адресу: ул. Боровая, 1, г. Катайск Курганской области. СД «Уют» является структурным подразделением ГУ «КЦСОН по Катайскому району» (л.д. 11-13). На основании распоряжения № 549-р от 28.08.2007 г. Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области СД «Уют» передан в оперативное управление ГУ «КЦСОН по Катайскому району» (л.д. 14 с оборотн. стороны). Судом также установлено, что в пределах границы муниципального образования города Катайска находится трасса тепло- и водоснабжения, проходящая по ул. Боровая, 1 от ЗАО «Катайский насосный завод» к СД «Уют», которая предназначена для снабжения тепловой энергией и холодной водой СД «Уют», что не оспаривалось в судебном заседании. Из письменных документов и пояснений свидетеля ФИО1, не оспоренных в судебном заседании, установлено, что спорная трасса была построена за счет средств строительно-монтажного управления, которое в последующем было неоднократно реорганизовано и ликвидировано в связи банкротством (л.д. 47-48, 49-54, 89). Из архивной справки администрации Катайского района следует, что Катайское строительно-монтажное управление было создано в 1986 году на основании Приказа по производственному строительно-монтажному объединению «Кургантяжстрой» № от 22.12.1986 г.; постановлением Администрации Катайского района № от 16.09.1992 г. данное предприятие зарегистрировано как государственное, адрес предприятия: г. Катайск, ул. Боровая, д. 1; постановлением Администрации Катайского района № от 25.06.1993 г. предприятие зарегистрировано как акционерное общество открытого типа (АООТ) «Катайское строительно-монтажное управление». В решении исполкома городского совета № от 01.10.1986 г. «Об отводе земельного участка Далматовской ПМК для строительства конторы по ул. Боровой» и в Акте государственной приемочной комиссии треста «Зауралстрой» № от 30.06.1989 г. о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию сведений о теплотрассе нет. В материалах исполкома городского совета за 1986-1989 гг. вопрос о принадлежности и передаче теплотрассы по ул. Боровой не значится. При закрытии предприятия по причине банкротства в 2003 году на хранение в архив документы по основной деятельности не передавались (л. д. 49-54). Из пояснений свидетеля ФИО1, работающего <данные изъяты>, следует, что с 1996 г. по 1997 г. он работал директором Катайского строительно-монтажного управления, которое ранее называлось Далматовское ПМК. В Далматовском ПМК он работал с 1980 по 1996 гг. Ему известно, что здание, в котором в настоящее время находится СД «Уют», было построено приблизительно в 1989-1993 гг. Это было второе административное здание СМУ, а спорная теплотрасса была проложена от Катайского насосного завода до первого административного здания Катайского СМУ. Все объекты Катайского СМУ и теплотрасса были построены на деньги Катайского насосного завода, СМУ было создано для строительства литейного цеха завода, при приватизации Катайского насосного завода строительная база была отделена, СМУ приватизировано отдельно. Административные здания СМУ и другие объекты были присоединены к распределительной теплокамере, расположенной во дворе СМУ. Спорная теплотрасса проложена от чугунно-литейного цеха Катайского насосного завода до указанной теплокамеры (л.д. 101-103). Из определения арбитражного суда Курганской области от 13.10.2004 г. о завершении конкурсного производства и исключении ОАО «Катайского СМУ» из государственного реестра юридических лиц усматривается, что ОАО «Катайское СМУ» признано несостоятельным (банкротом) на основании решения арбитражного суда Курганской области от 05.03.2003 г. (л.д. 89). В ходе конкурсного производства было реализовано имущество ОАО «Катайского СМУ», в том числе кабельно-тепловые сети 1982 года ввода в эксплуатацию, расположенные по адресу: ул. Боровая, 2 в г. Катайске, ФИО2, что подтверждается договором купли-продажи от 17.02.2004 г. и отчетом конкурсного управляющего (л.д. 90-94, 114). Из пояснений свидетеля ФИО1 и изображенной им схемы трассы теплоснабжения (л.д. 125), не оспоренных в судебном заседании, усматривается, что на территории ОАО «Катайского СМУ», расположенной по адресу: ул. Боровая, 2, г. Катайск, установлена теплокамера, от которой отходили тепловые сети к производственным и административным помещениям ОАО «Катайского СМУ», таким образом, суд приходит к выводу, что фактически ФИО2 были приобретены тепловые сети, 1982 года ввода в эксплуатацию, проходящие от теплокамеры до производственных и административных помещений, находящихся по адресу: ул. Боровая, 2, г. Катайск. Из пояснений свидетеля ФИО3 установлено, что реализованное имущество ОАО «Катайского СМУ», находящееся по адресу: ул. Боровая, 2, г. Катайск, в ходе конкурсного производства было приобретено "А", единственный участник которого Кулаков И. В. в последующем перевел данное имущество, в том числе и земельный участок, на себя как на физическое лицо (л.д. 132, 133). Кроме того, судом установлено, что при получении "А" в собственность земельного участка, находящегося по адресу: ул. Боровая, 2, г. Катайск, на котором расположены помещения, ранее принадлежащие ОАО «Катайское СМУ», Катайским районным комитетом по управлению муниципальным имуществом был установлен сервитут, площадью 379 кв. м. в целях ремонта инженерных коммуникаций (л.д.127-128, 129-130, 131). Из представленных документов, пояснений свидетелей ФИО3 и ФИО1 установлено, что фактически трасса тепло- и водоснабжения, проходившая от ЗАО «Катайский насосный завод» через земельный участок, расположенный по адресу: ул. Боровая, 2, г. Катайск, к СД «Уют», расположенному по адресу: ул. Боровая, 1, г. Катайск, никому не принадлежит. Судом установлено, что здание, в котором в настоящее время расположен СД «Уют», неоднократно передавалось и принадлежало различным органам, однако, вопрос о передаче спорной трассы ни разу не разрешался (л.д. 65-74). В судебном заседании установлено, что содержанием и обслуживанием указанной трассы занимается ГУ «КЦСОН по Катайскому району», которая не является собственником трассы и не имеет её на балансе, заключает договоры с ЗАО «Катайский насосный завод» о техническом её обслуживании, на отпуск и пользование тепловой энергией в виде горячей воды, на отпуск и пользование питьевой водой (л.д. 56, 57-61, 63, 64, 75-78, 79). Также между ГУ «КЦСОН по Катайскому району» и ЗАО «Катайский насосный завод» составлены акты балансовой принадлежности тепловых сетей, проверки трубопроводов холодного водоснабжения и тепловых сетей, схема подачи отопления и питьевой воды, из которых усматривается, что границы балансовой принадлежности установлены по входному и выходному фланцам задвижек на прямом и обратном трубопроводе сети на СД «Уют», находящихся на территории ЗАО «Катайский насосный завод» у границ ограждения завода с северной стороны (л.д. 63), длина трассы от границы балансовой принадлежности составляет 330 метров (л.д. 9 с оборотн. стороны, л.д. 150). ГУ «КЦСОН по Катайскому району» в 2009 г. и в 2011 г. обращалось с просьбой к главе города Катайска о принятии спорной трассы в муниципальную собственность (л.д. 9, 14). Однако, главой города Катайска было отказано в удовлетворении данной просьбы со ссылкой на отсутствие денежных средств и возможности появления собственника трассы (л.д. 10). В соответствии с пп.8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Статьей 14 вышеуказанного закона к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с Уставом муниципального образования г. Катайска полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Катайска федеральными законами и законами Курганской области, обладает исполнительно-распорядительный орган города Катайска – Администрация города Катайска (ст.ст. 20, 32, 33 Устава) (л.д. 3-7). Согласно пунктов 2, 3 ст. 46 Устава, в собственности г. Катайска может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. На основании положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В судебном заседании установлено, что спорный участок трассы тепло- и водоснабжения является бесхозяйным, не имеет собственника, в реестре муниципального имущества Катайского района, а также в реестре федерального имущества - не значится (л.д. 108,116), каких-либо прав на указанное недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано (л.д. 36). Хозяйственное значение спорного участка трассы сохраняется, поскольку многие потребители тепловой энергии присоединены к нему, а именно: СД «Уют», здания и помещения, расположенные по адресу: ул. Боровая, 2, г. Катайск, что не оспаривается в судебном заседании. Бесхозность указанной трассы, имеющую социальную значимость для граждан, проживающих на территории г. Катайска, требует принятия незамедлительных мер по определению его собственника, который бы обеспечил дальнейшую безопасность трассы. Однако, администрацией города Катайска до настоящего времени не приняты меры по постановке данного объекта на учет как бесхозяйного, в целях дальнейшего установления собственника. Возникновение чрезвычайной ситуации, связанной с разрушением спорной трассы, может повлечь нарушение интересов неопределенного круга лиц. атайского района в с. итории с. оверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой у Доводы ответчика о необоснованности иска прокурора о возложении на администрацию города Катайска обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество, поскольку приобретение бесхозяйного имущества в муниципальную собственность является правом, а не обязанностью, несостоятельны, поскольку организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения является именно обязанностью муниципального образования, кроме того, требования о признании права собственности не заявлены, в данном случае определяется не собственник спорной трассы, а разрешается вопрос о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи с целью обеспечения необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с безопасностью трассы. Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003 г., постановка на учет бесхозяйных недвижимых вещей производится на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. В п. 7 указанного Положения предусмотрено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Такие документы в отношении спорного объекта недвижимого имущества имеются в материалах данного дела, что позволяет суду сделать вывод об отсутствии собственника данного объекта. Доказательств иного ответчиком суду не представлено. Участники сложного процесса тепло- и водоснабжения вынуждены использовать в своей деятельности бесхозяйный участок трассы, что служит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения потребителей тепловой энергией. Учитывая эти обстоятельства, ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения (или округа) в течение 30 дней с даты выявления бесхозяйных тепловых сетей определить соответствующую теплосетевую организацию (или единую теплоснабжающую организацию), которая должна их поддерживать в исправном состоянии. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Катайска об обязании поставить трассу на учет как бесхозяйное имущество удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию города Катайска поставить на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области трассу тепло- и водоснабжения, проходящую по ул. Боровая, 1 от закрытого акционерного общества «Катайский насосный завод» к социальному дому «Уют» государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения по Катайскому району». Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья: О. А. Бутакова Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2012 года.