Решение по иску о принятии на муниципальный учет на получение жилья



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Катайск Курганской области 25 мая 2012 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Боровинских Т.Ф.

при секретаре Павликовской Т.Б.,

с участием: истца Макаровой А.С., представителя ответчика Администрации Катайского района Абрамова В.Я., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Макарова С.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Дзюиной Т.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/2012 по иску прокурора Катайского района в интересах Макаровой А.С. к Администрации Катайского района о принятии на муниципальный учет на получение жилья с присвоением учетного номера,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в интересах Макаровой А.С. к Администрации Катайского района о возложении на обязанности принять Макарову А.С. на муниципальный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения вне очереди с присвоением учетного номера по дате подачи заявления. В обоснование требований указал, что в связи с лишением родителей родительских прав Макарова (до брака Соснина) А.С., ... г.р., относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением исполнительного комитета ... сельсовета от 09.08.1990 г. опекуном Сосниной А.С. была назначена Ш., при назначении опеки жилое помещение за Сосниной А.С. не закреплялось. Соснина А.С. состоит на учете в общем реестре детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, достигших возраста 23 лет, однако, в постановке на муниципальный учет на получение жилого помещения вне очереди с присвоением учетного номера по дате подачи заявления, дающем право на получение жилья, ей было отказано в связи с достижением возраста 23 лет. Фактически же Макарова А.С. свое законное право на получение жилого помещения вне очереди не реализовала, жилым помещением обеспечена не была.

28.04.2012 года судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен её супруг Макаров С.А. (л.д. 69-70).

В настоящее судебное заседание прокурор не явился без уважительной причины, не известив о причинах своей неявки, заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно в установленном законом порядке (л.д. 80). В судебном заседании 28.04.2012г. прокурор Ильина Ж.Н настаивала на удовлетворении предъявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Истец Макарова А.С. настаивала на удовлетворении иска. Пояснила, что в настоящее время проживает в с. Р., но постоянно зарегистрирована в с. Л., где нет муниципального жилья.

Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В.Я. исковые требования прокурора Катайского района не признал. Полагал, что иск предъявлен необоснованно, заявитель утратил право на получение жилья, поскольку до достижения 23 лет не обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения и заявление до сих пор не подано. В настоящее время Макарова живет собственной семьей, жильем обеспечена. Работу по учету лиц данной категории осуществляет управление образования, затем принимается постановление главы Катайского района.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Макаров С.А. в судебном заседании пояснил, что Макарова А.С. проживает в качестве его жены в с. Р. по указанному в иске адресу. Занимаемая квартира принадлежит его матери на праве собственности в порядке наследования. Ни он, ни Макарова А.С. собственного жилья не имеют.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Дзюина Т.Н. поддержала доводы представителя ответчика.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд признает исковые требования прокурора Катайского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Сторонами не оспаривается, что Макарова А.С., ... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот. Данное обстоятельство подтверждается решением Катайского районного народного суда от 06.07.1990 года (л.д.13), решением исполнительного комитета Лобановского сельского Совета народных депутатов Катайского района Курганской области от ... над несовершеннолетней Сосниной А.С. была назначена опека, жилое помещение за ней не закреплялось (л.д.14). Смена фамилии Сосниной А.С. на Макарову подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.17).

Согласно информации Управления образования, Макарова А.С. состоит на учете в общем реестре учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, находящихся на муниципальном учете Катайского района на получение жилой площади, что дает ей право по решению суда встать на муниципальный учёт на получение жилого помещения вне очереди (л.д.39-40).

24.01.2012 года Макарова А.С. обратилась в отдел по опеке и попечительству по вопросу постановки на учет в качестве лица из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди с присвоением учетного номера, однако, ей было в устной форме отказано в принятии документов по причине достижения возраста 23 лет.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время Макарова А.С. проживает по адресу: ... обл., ... район, с. Р., ул. ..., д. ..., кв. ..., где она состоит на временном регистрационном учете с 18.04.2012 года по 18.04.2017 года (л.д.56). Макарова А.С. проживает с супругом в квартире принадлежащей его матери, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.81). Свидетель М. в судебном заседании выразила свое несогласие с регистрацией истца в принадлежащем ей жилом помещении по адресу с. Р., ул. ..., д. ..., кв. .... Пояснила, что членом её семьи Макарова не является, поскольку проживают в разных жилых помещениях. Собственного жилья ни Макарова А.С., ни её муж Макаров С.А. не имеют.

На регистрационном учете по месту жительства Макарова А.С. состоит в ... (л.д.4). Согласно акту обследования помещения и заключению от 20.04.2012 года жилой дом, расположенный по адресу: с. Л., ул. ..., д. ..., принадлежит Ш. и находится в ветхом состоянии, капитальный ремонт дома проводить нецелесообразно (л.д.60, 61).

Суд приходит к выводу, что, поскольку Макарова А.С. является лицом из числа детей-сирот, была включена в общий реестр учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, находящихся на муниципальном учете Катайского района на получение жилой площади, не была обеспечена в соответствии с законом жилым помещением и не использовала в возрасте до 23 лет свое право на получение жилья, то она подлежит постановке на муниципальный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения вне очереди. Требование прокурора о постановке Макаровой А.С. на муниципальный учет с присвоением учетного номера по дате подачи заявления суд находит необоснованным, поскольку Макарова А.С. подлежит постановке на указанный учет по решению суда, а не по заявлению. Кроме того, в силу требований части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно быть предоставлено Макаровой А.С. вне очереди, независимо от очередности по дате принятия ее на учет.

Отказ Управления образования в приеме заявления от Макаровой А.С. суд признает необоснованным по следующим основаниям.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилья по договору социального найма не является.

В данном случае при разрешении спора суд также учитывает ненадлежащее исполнение органом опеки и попечительства возложенной на него обязанности по контролю за обеспечением права детей- сирот на постановку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и при необходимости защиты данного права самостоятельно. Из представленных суду доказательств усматривается, что опекун Макаровой (Сосниной) А.С. в силу возраста (л.д.14, 62), а истец в силу возраста и уровня образования и развития не могли самостоятельно защитить право Макаровой (Сосниной) А.С. на жилье. Орган опеки и попечительства Катайского района, включив истца в общий реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, находящихся на муниципальном учете Катайского района на получение жилой площади, не предпринял мер для самостоятельной защиты права Макаровой А.С. на получение жилого помещения.

Приказом Главного управления образования Курганской области от 01.08.2011 г. N 1461 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется органом местного самоуправления, которое направляет копию решения о постановке детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующий орган опеки и попечительства, который направляет ее в Главное управление образования Курганской области.

Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 г. № 2539 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 N 332, от 31.03.2008 N 349, от 01.09.2008 N 384, от 01.12.2008 N 422, от 26.11.2009 N 508, от 28.06.2010 N 35, от 08.06.2011 N 32, от 29.06.2011 N 36, от 28.12.2011 N 104, от 04.04.2012 N 15, от 04.04.2012 N 17). Органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями (пункт 44 статьи 3 Закона). В силу статьи 8 Закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.

С 01.01.2008 года муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству. Обязанность по предоставлению жилья Макаровой А.С. возлагается на администрацию Катайского района Курганской области, поскольку в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования Катайского района администрация Катайского района является исполнительно- распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района (л.д.30).

Доводы представителя ответчика о необоснованности иска, суд признает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на внеочередное обеспечение жильем по окончании пребывания в государственном учреждении. Поскольку право истца на получение вне очереди жилого помещения по окончании образовательного учреждения в 2004 году не было реализовано, то предъявление иска о защите нарушенного права является обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае суд устанавливает срок для исполнения решения в течение 10 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования прокурора Катайского района в полном объеме.

Обязать Администрацию Катайского района принять Макарову А.С. на муниципальный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения вне очереди с присвоением учетного номера, путем принятия соответствующего постановления в течение десяти дней со дня вступления судебного решения в законную силу и направления его копии в МУ «Управление образования Администрации Катайского района» для последующего направления ее в Главное управление образования Курганской области.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия, с подачей апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд.

Председательствующий: Т.Ф. Боровинских