признание права собственности на жилой дом



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Тимченко Е. С.

с участием истцов Березиной Г. Е., Березина С. Н.,

представителя истцов Волковой С. Г.,

ответчика Березина М. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июня 2012 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-194/2012 по иску Березиной Г. Е. и Березина С. Н. к Березину М. Н. о признании права собственности на жилой дом,

Установил:

Истцы Березина Г. Е., Березин С. Н. обратились в суд с иском к Березину М. Н., в котором просят признать за ними право общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: Адрес 1, общей площадью 53,1 кв.м., в том числе жилой площадью 33,5 кв.м., определив долю Березиной Г. Е. в размере 3/4, долю Березина С. Н. – в размере 1/4.

Свои требования истцы мотивировали тем, что Березина Г. Е. и её муж ФИО1 02.10.1993 г. заключили с ТОО «А» договор на передачу квартиры в собственность граждан, согласно которому в их совместную собственность была передана трехкомнатная квартира, общей площадью 55,1 кв. м., жилой площадью 33,8 кв. м., расположенная по адресу: Адрес 2. Указанный договор был зарегистрирован в 1994 году в администрации Петропавловского сельсовета и в МП «Абрис». В последующем ТОО «А» было реорганизовано в СПК «А», который по сведениям налоговой службы ликвидирован вследствие банкротства. 13.09.1996 г. ФИО1 умер, истцы получили свидетельства о праве на наследство по закону на вклады ФИО1 в Сбербанке. Позднее истцы обращались к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на приватизированное 02.10.1993 г. жилое помещение, но получили отказ нотариуса в связи с тем, что в справке БТИ указанный объект недвижимости указан как жилой дом, что соответствует действительности, название объекта «квартира» в договоре было указано ошибочно. В настоящее время нумерация домов в ... изменилась, спорному объекту присвоен адрес: Адрес 1. Ответчик Березин М. Н. является сыном наследодателя, однако не обращался к нотариусу с заявлениями о принятии наследства и не претендует на наследство отца. Кроме того, в результате уточнения площадей указанного объекта недвижимости при текущей инвентаризации ГУП Курганской области «Кургантехинвентаризация» было установлено, что общая площадь дома составляет 53,1 кв. м., а не 55,1 кв. м., как указано в договоре, а жилая площадь составляет 33,5 кв. м., а не 33,8 кв. м. Земельный участок площадью 2 300 кв. м., на котором расположен дом, находился в бессрочном пользовании наследодателя ФИО1, поэтому не передается по наследству.

Определением Катайского районного суда от 15.05.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Петропавловского сельсовета, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Катайского района (л.д. 48-50).

В судебном заседании истцы Березина Г. Е. и Березин С. Н., их представитель Волкова С. Г. исковые требования поддержали, настаивали на их полном удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Березин М. Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что наследство после смерти отца не принимал и не обращался к нотариусу с соответствующими заявлениями, на наследственное имущество, в том числе на указанный жилой дом, не претендует.

Представитель соответчика администрации Петропавловского сельсовета Лобанова Т. А. в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению просила рассмотреть дело без ее участия, указала, что администрация Петропавловского сельсовета в полном объеме признает исковые требования истцов, и что принадлежащая им квартира по адресу: Адрес 1 действительно является отдельно стоящим домом (л.д. 76).

Представитель третьего лица Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Катайского района в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения (л.д. 81), заявлений об уважительных причинах неявки и об отложении судебного заседания не представил. Учитывая, положения п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие указанного представителя.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просил рассмотреть дело без своего участия, сообщил, что сведений о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по адресу: Адрес 1, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) не имеется, заявление о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости не принималось (л.д. 43-44).

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Березиной Г. Е. и Березина С. Н. к Березину М. Н., администрации Петропавловского сельсовета о признании права общей долевой собственности на дом законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что истцы Березина Г. Е. и Березин С. Н. на основании свидетельств о праве на наследство по закону (л.д. 39, 42) являются единственными наследниками имущества Березина М. Н., умершего 12.09.1996 г. (л.д. 9), что подтверждается материалами наследственного дела (л.д. 25-42). Свидетельства о праве на наследство по закону выданы нотариусом на денежные вклады с причитающимися процентами, хранящиеся в Сбербанке.

Из справки Катайского отдела Далматовского филиала ГУП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от 02.05.2012 г. следует, что ФИО1 и Березина Г. Е. числятся собственниками (на праве совместной собственности) квартиры общей площадью 55,1 кв. м., расположенной по адресу: Адрес 2, на основании Договора на передачу квартиры в собственность граждан № 180 от 02.10.1993 г., который зарегистрирован Катайским муниципальным предприятием технической инвентаризации «Абрис» 22.02.1994 г. (л.д. 5).

В соответствии с Договором № 180 на передачу квартиры в собственность граждан, заключенному 02.10.1993 г., ТОО «А» передало безвозмездно в совместную собственность ФИО1 и Березиной Г. Е. квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 55,1 кв. м., в том числе жилой площадью 33,8 кв. м., находящуюся по адресу: сАдрес 2. Согласно отметок на указанном Договоре, он зарегистрирован в порядке, действующем на момент его заключения и регистрации, в исполнительном органе при Катайской администрации 04.02.1994 г. и в органе технической инвентаризации объектов недвижимого имущества МП «Абрис» 22.02.1994 г. (л.д. 11, 12).

Постановлением № 19 от 15.07.2009 г. администрации Петропавловского сельсовета Катайского района в целях упорядочения адресного плана Петропавловского сельсовета, в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., ст. 7 Устава Петропавловского сельсовета произведено присвоение адресных данных объектам недвижимости, расположенным на территории Петропавловского сельсовета, в том числе жилому дому, расположенному в Адрес 2 присвоен другой адрес: Адрес 1 (л.д. 13-14).

В судебном заседании установлено, что указанный объект недвижимости является не квартирой, а жилым домом, что подтверждается указанным выше Постановлением администрации Петропавловского сельсовета о присвоении адресных данных, справкой администрации Петропавловского сельсовета от 26.03.2012 г (л.д. 13), и сведениями органа технической инвентаризации ГУП Курганской области «Кургантехинвентаризация», содержащимися в справке от 29.03.2012 г. (л.д. 15). В указанной справке от 29.03.2012 г. содержится запись о том, что общая площадь объекта фактически составляет 53,1 кв. м., жилая площадь – 33,5 кв. м., изменений размера площади по сравнению с указанным в Договоре № 180 от 02.10.1993 г. на передачу квартиры в собственность граждан объясняется уточнением площадей при текущей инвентаризации.

Спорный дом расположен на земельном участке размером 0,23 га., предоставленном в собственность ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства на основании решения администрации Петропавловского сельсовета от 01.07.1992 г. , что подтверждается Свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д. 16).

Бывший собственник указанного жилого дома – ТОО «А» был реорганизован в СПК «А», который в последующем исключен 24.08.2006 г. из Единого реестра юридических лиц на основании решения Арбитражного суда Курганской области в связи с признанием банкротом (л.д. 6-8, 70, 94-95, 96-98).

На основании вышеуказанных доказательств суд пришел к выводу, что жилое помещение, принадлежащее на праве совместной собственности супругам Березиной Г. Е. и ФИО1 на основании Договора № 180 от 02.10.1993 г. является не квартирой, а жилым домом, общая площадь которого составляет 53,1 кв. м., жилая – 33,5 кв.м., адрес объекта изменен в установленном законом порядке. До настоящего времени право собственности супругами ФИО1 и Березиной Г. Е. не отчуждено, после смерти одного из сособственников – ФИО1 – жилой дом находится во владении пережившего супруга и одного из детей наследодателя – Березина С. Н., что подтверждается согласующимися пояснениями истцов, ответчика Березина М. Н., свидетелей ФИО2, информацией администрации Петропавловского сельсовета, являющейся соответчиком по данному делу (л.д. 12).

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что действительно жилое помещение, которое было передано семье Березиных, является отдельно стоящим домом, а не квартирой.

В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.

Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Кодексом. Из материалов наследственного дела ФИО1 следует, что наследодателем оформлялось завещание на принадлежащий ему земельный пай, завещания на жилой дом или квартиру не оформлялось. На основании указанного завещания нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию (л.д. 29, 32).

В п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, что предусмотрено в п. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства, что предусмотрено в п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о наследовании.

Таким образом, после смерти ФИО1 общая совместная собственность супругов ФИО1 и Березиной Г. Е. на жилой дом, принадлежащий им на основании Договора № 180 от 02.10.1993 г., приобрела характер долевой, при этом в соответствии с положениями статей 1150 и 256 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 39 Семейного кодекса Российской Федерации доли каждого из супругов являются равными, то есть Березиной Г. Е. как пережившему супругу, принадлежит право собственности на 1/2 долю в праве собственности на указанный жилой дом. Доля наследодателя ФИО1 в праве собственности на указанный дом, также составляет 1/2, указанная доля в праве входит в состав наследства.

В соответствии с положениями ст. 1110, ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации Березина Г. Е. и Березин С. Н. приобрели право на наследство по закону после смерти своего супруга и отца ФИО1 в равных долях, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону.

Наследственное имущество в виде 1/2 доли в праве общей собственности на жилой дом наследники Березина Г. Е. и Березин С. Н. наследуют в равных долях, таким образом, доля Березиной Г. Е. в праве общей долевой собственности на дом (с учетом принадлежащей ей на праве собственности 1/2 доли в праве) составляет 3/4, доля Березина С. Н. – 1/4.

Согласно п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям. По данному спору суд не разрешает вопрос о распределении между сторонами судебных расходов, поскольку истец Березина Г. Е., уплатившая государственную пошлину, отказалась от взыскания с ответчиков уплаченной государственной пошлины (л.д. 99).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Березиной Г. Е. и Березина С. Н. к Березину М. Н., администрации Петропавловского сельсовета о признании права собственности на жилой дом удовлетворить в полном объеме.

Признать за Березиной Г. Е., <данные изъяты>, право собственности на 3\4 доли жилого дома, расположенного по адресу: Адрес 1, общей площадью 53,1 кв. м., в том числе жилой площадью 33,5 кв. м.

Признать за Березиным С. Н., <данные изъяты>, право собственности на 1\4 долю жилого дома, расположенного по адресу: Адрес 1, общей площадью 53,1 кв. м., в том числе жилой площадью 33,5 кв. м.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2012 года.