Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Бутаковой О. А. при секретаре Тимченко Е. С. с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж. Н., представителя ответчика администрации города Катайска Русалева Д. А., представителя третьего лица ОМВД России по Катайскому району Лагунова С. А. рассмотрел в открытом судебном заседании 21 июня 2012 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-191/2012 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Катайска о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить непрерывным освещением пешеходный переход, расположенный по ..., Прокурор Катайского района просит обязать администрацию города Катайска оборудовать стационарным наружным освещением пешеходный переход, расположенный по адресу: ..., в непосредственной близости от которого находится образовательное учреждение. Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательного учреждения 20.04.2012 г. установлено отсутствие стационарного наружного освещения на пешеходном переходе на участке дороги по .... Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 5 ст. 6 Устава города Катайска к вопросам местного значения органов местного самоуправления города Катайска отнесено обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Катайска, обеспечение безопасности дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Указанные вопросы являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ответчик в силу требований ч. 4 ст. 6, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязан в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечить соответствие состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным правовым документам. В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей – стационарным наружным освещением. Отсутствие стационарного наружного освещения на указанном пешеходном переходе нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении и ставит под угрозу их жизнь и здоровье. 06.06.2012 г. прокурор Катайского района изменил исковые требования: просил признать незаконным бездействие администрации города Катайска по не освещению указанного пешеходного перехода и обязать ответчика обеспечить непрерывным освещением в темное время суток пешеходный переход (л.д. 32-34). Измененные исковые требования прокурор мотивировал тем, что положениями п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих полномочиях организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм. Аналогичные предметы введения (обязанности) органа местного самоуправления – администрации г. Катайска установлены ст. 6 Устава г. Катайска. Министерством регионального развития РФ на основании Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» утвержден свод правил СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», на основании п.п. 7.49 -7.50 которого освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать людям безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для предупреждения водителей и пешеходов рекомендуется использовать в зоне перехода освещение другого цвета. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог следует предусматривать повышение уровня освещения не менее чем в 1,5 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Согласно информации ОАО «ЭнергоКурган» от 17.05.2012 г. включение уличного освещения в г. Катайске не производится на основании письма администрации г. Катайска № 545 от 27.04.2012 г. до особого распоряжения. В судебном заседании прокурор Ильина Ж. Н. поддержала измененные исковые требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации города Катайска Русалев Д. А. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что включение освещения на указанном пешеходном переходе не производится на основании распоряжения и. о. главы города Катайска в целях экономии бюджетных средств. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ОМВД России по Катайскому району Лагунов С. А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, поскольку считает, что невключение освещения на вышеуказанном переходе может повлечь травматизм пешеходов. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Катайска о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить непрерывным освещением пешеходный переход, расположенный по ... - законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. Положениями ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно статье 15 Федерального закона от 18.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В силу требований ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Частью 1 ст. 22 указанного Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации № 221 от 11.10.1993 г., установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Согласно п. 4.2.2 указанного ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток. В соответствии с п. 6.2.17 Национального стандарта Российской Федерации Технические средства организации дорожного движения «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52289-2004, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 № 120-ст, разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. В силу пункта 5 статьи 6 Устава города Катайска дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Катайска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения города Катайска (л.д. 4-8). В судебном заседании установлено, что на участке дороги по ..., в непосредственной близости от которого находится образовательное учреждение, в соответствии с требованиями законодательства нанесена дорожная разметка 1.14.1 – пешеходный переход. Освещение указанной разметки в темное время суток не производится, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Катайскому району Киселевым А. В. 20.04.2012 г. в 23:00 (л.д. 3 на обороте) и не оспаривается ответчиком. На основании писем и. о. главы города Катайска ФИО1 от 02.04.2012 г. № 315 и от 16.04.2012 г. № 494, адресованных МУП «Ремжилсервис», ЗАО «Катайский насосный завод», Катайскому участку Шадринского филиала ОАО «Энергосбыт» и начальнику Катайских электросетей, с 03.04.2012 г. уличное освещение в г. Катайске производилось с 05:30 до 06:30 и с 21:30 до 23:00; с 17.04.2012 г. уличное освещение в г. Катайске производилось с 05:30 до 6:00 и с 22:00 до 23:00 (л.д. 24, 43). Из информации ОАО «ЭнергоКурган» от 12.05.2012 г. следует, что пешеходный переход, расположенный по ... оборудован стационарным наружным уличным освещением, однако в связи с распоряжением и. о. главы города Катайска ФИО1 от 27.04.2012 г. № 545 уличное освещение в г. Катайске отключено до особого распоряжения (л.д. 23). Из письма и. о. главы города Катайска Косыгина В. В. от 27.04.2012 г. № 545, адресованного МУП «Ремжилсервис», ЗАО «Катайский насосный завод», Катайскому участку Шадринского филиала ОАО «Энергосбыт» и начальнику Катайских электросетей, усматривается, что с 01.05.2012 г. уличное освещение в г. Катайске не производится до особого распоряжения. В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей – стационарным наружным освещением. Министерством регионального развития Российской Федерации на основании Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» утвержден свод правил СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», на основании п.п. 7.49, 7.50 которого освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать людям безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для предупреждения водителей и пешеходов рекомендуется использовать в зоне перехода освещение другого цвета. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог следует предусматривать повышение уровня освещения не менее чем в 1,5 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. П. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих полномочиях организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены - организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Также п. 19 ст. 6 Устава города Катайска к вопросам местного значения отнесено благоустройство территории муниципального образования. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих полномочиях организации местного самоуправления в РФ» в рамках указанного закона под благоустройством территории поселения понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Несоблюдение ответчиком требований вышеуказанного законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении , а также иных лиц, работающих и посещающих данное учреждение, пешеходов, пользующихся пешеходным переходом, расположенным на участке дороги по .... Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Катайска о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить непрерывным освещением пешеходный переход, расположенный по ... удовлетворить в полном объеме. Признать бездействие администрации г. Катайска по неосвещению пешеходного перехода, расположенного по адресу: ..., незаконным. Обязать администрацию города Катайска обеспечить непрерывным освещение в темное время суток пешеходный переход, расположенный по адресу: ..., в непосредственной близости от которого находится образовательное учреждение Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья: О. А. Бутакова Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2012 года.