обязание принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества комплекса гидротехнических сооружений



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Тимченко Е. С.

с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ерёмина О. Г.,

представителя третьего лица администрации Катайского района Абрамова В. Я.

рассмотрел в открытом судебном заседании 22 июня 2012 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-204/2012 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Петропавловского сельсовета о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по постановке на учет комплекса гидротехнических сооружений водохранилища в качестве бесхозяйного объекта недвижимости,

Установил:

Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Петропавловского сельсовета Катайского района Курганской области, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на реке Шутишка в с..., и обязать ответчика принять меры по постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в Управлении Федеральной государственной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.

Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой района в период с 02.04.2012 г. по 04.04.2012 г. проведена проверка по вопросам готовности и мерам, принимаемым органами местного самоуправления к безаварийному пропуску паводковых вод, в ходе которой установлено, что администрацией Петропавловского сельсовета допущены существенные нарушения законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. На территории Петропавловского сельсовета в ... имеется комплекс гидротехнических сооружений (далее ГТС) водохранилища на реке Шутишка, эксплуатируемый с 1980 года, в состав которого входят земляная плотина, паводковый водосброс с ледозащитным сооружением, донный водовыпуск. Данный объект зарегистрирован в Российском реестре ГТС за . Собственник ГТС или эксплуатирующая организация - неизвестны. В настоящее время объект является бесхозяйным и не состоит на балансе ни у одной организации. Каких-либо мер со стороны органов местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества до настоящего времени не принято. Обязанности собственника или эксплуатирующей организации, в том числе по проведению мероприятий по проведению по обеспечению безопасности при эксплуатации ГТС в настоящее время не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности указанного объекта, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Риск аварии на гидротехническом сооружении увеличивается при пропуске расходов вводы через паводковый водосброс в весенний период. Бездействие администрации Петропавловского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Петропавловского сельсовета, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

В судебном заседании прокурор Ерёмин О. Г. поддержал исковые требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Петропавловского сельсовета в судебное заседание не явился, представлено письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя, с исковыми требованиями прокурора согласны (л.д. 111).

Представитель третьего лица администрации Катайского района Абрамов В. Я. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что учитывая всю важность и опасность данного объекта, этот объект необходимо поставить на учет как бесхозяйное имущество.

Представитель третьего лица Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения данного дела (л.д. 110), учитывая положения п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия вышеуказанного представителя третьего лица.

Согласно представленному отзыву третьим лицом Уральским управлением Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, исковые требования прокурора считают обоснованными, поскольку ГТС на реке Шутишка построено в 1980 году, требует ремонта, разрушается, не обслуживается квалифицированными специалистами, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Статьей 8 Закона от 21.02.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в числе общих требований к обеспечению безопасности ГТС установлено требование непрерывности эксплуатации ГТС и обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих сооружение. Из статьи 1 указанного Закона следует, что повреждения ГТС, указанные в ст. 3 Закона, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Таким образом, ГТС на реке Шутишка является опасным объектом и, в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ответственность за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте подлежит обязательному страхованию владельцем указанного объекта. Отсутствие владельца опасного объекта и страхования его ответственности нарушает права жителей близлежащих населенных пунктов на возмещение возможного ущерба от аварии на опасном объекте по соответствующему договору страхования. Уральское управление Ростехнадзора в соответствии с п. 5.3.1.9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401, п. 4.2.5 Положения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 20.12.2010 № 1144, осуществляет контроль и надзор за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных ГТС, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления) (л.д. 33-34).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, сообщил, что сведений о зарегистрированных правах на комплекс гидротехнических сооружений водохранилища на реке Шутишка на территории Петропавловского сельсовета в ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, заявление о постановке указанного комплекса на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не принималось (л.д. 31).

На основании ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, заслушав мнение прокурора, принимает признание ответчиком администрацией Петропавловского сельсовета исковых требований прокурора Катайского района о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по постановке на учет комплекса гидротехнических сооружений водохранилища в качестве бесхозяйного объекта недвижимости и выносит решение об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку в данном случае признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Принять признание ответчиком администрацией Петропавловского сельсовета исковых требований прокурора Катайского района о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по постановке на учет комплекса гидротехнических сооружений водохранилища в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Петропавловского сельсовета о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по постановке на учет комплекса гидротехнических сооружений водохранилища в качестве бесхозяйного объекта недвижимости удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Петропавловского сельсовета Катайского района Курганской области, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на реке Шутишка в ....

Обязать администрацию Петропавловского сельсовета Катайского района Курганской области принять меры по поставке на учет комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на реке Шутишка в ... области путем обращения с заявлением о постановке его на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова