Решение по иску о признании бездействия незаконным и обязании провести аттестацию рабочих мест



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Катайск Курганской области                                                  06 июля 2012 года

        Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи                                                     Боровинских Т.Ф.,

при секретаре                                                                                 Каргапольцевой А.С.,

с участием: прокурора Катайской районной прокуратуры        Смольниковой В.Ю.,

представителя ответчика администрации Никитинского сельсовета Нуржигитовой И.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Катайске Курганской области гражданское дело № 2- 263/2012 по искам прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрациям Никитинского, Шутихинского, Боровского, Большекасаргульского, Верхнетеченского, Верхнеключевского, Ушаковского сельсоветов Катайского района о признании бездействия незаконным и обязании провести аттестацию рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга об аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда лиц к администрациям Шутихинского, Боровского, Большекасаргульского, Верхнетеченского, Верхнеключевского, сельсоветов в количестве 3 единиц, к администрации Ушаковского сельсовета – 4 единицы, к администрации Никитинского сельсовета – 2 единицы. Исковые требования мотивированы результатами проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований ст.212 ТК РФ в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

28.06.2012г. гражданские дела по вышеуказанным искам соединены в одно производство (л.д.75).

В судебном заседании прокурор Смольникова В.Ю. настаивала на удовлетворении предъявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Не возражала против установления срока исполнения решения в соответствии с заявлениями представителей ответчиков.

Представитель ответчика администрации Никитинского сельсовета Нуржигитова И.А. исковые требования прокурора признала, пояснила, что в настоящее время приняты меры к их исполнению, создана аттестационная комиссия и проводятся подготовительные мероприятия по заключению договора со специализированной организацией. Просила определить срок исполнения решения до апреля 2013 года с учетом финансовых возможностей администрации.

Представители ответчиков- главы администраций Шутихинского, Боровского, Большекасаргульского, Верхнетеченского, Верхнеключевского, Ушаковского сельсоветов Катайского района Курганской области в судебное заседание не явились, представили письменные заявления о признании исковых требований и рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 84-88).

Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд признает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу ст. 39, части 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Под аттестацией рабочих мест по условиям труда в соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Данный порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н и введен в действие с 01 сентября 2011 года. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п.1). Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (п.2). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п.4).

Пунктом 6 Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом 111 Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций.

В соответствии с пунктом 8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В силу пункта 12 Порядка аттестационная комиссия: составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений.

Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

В ходе судебного заседания установлено, что в администрациях Никитинского, Шутихинского, Боровского, Большекасаргульского, Верхнетеченского, Верхнеключевского, Ушаковского сельсоветов Катайского района аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась (л.д. 4,13,21,30,38,47,55). Согласно штатным расписаниям количество рабочих мест составляет 3 единицы в администрациях Шутихинского, Боровского, Верхнетеченского, Верхнеключевского, Большекасаргульского сельсоветов Катайского района, 4 единицы в администрации Ушаковского сельсовета и 2 единицы в администрации Никитинского сельсовета (л.д. 6, 15, 24,32, 40, 49,57).

Поскольку в соответствии с действующим законодательством аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, до настоящего времени аттестация не проведена, перечень и количество подлежащих аттестации рабочих мест в установленном законом порядке не определены, что существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, то суд принимает признание иска ответчиками, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, и возлагает на администрации Никитинского, Шутихинского, Боровского, Большекасаргульского, Верхнетеченского, Верхнеключевского, Ушаковского сельсоветов Катайского района обязанность по проведению аттестации всех рабочих мест по условиям труда.

Ответчики не оспаривают наличие выявленного нарушения трудового законодательства, признают необходимость его устранения.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае представители администраций Ушаковского и Верхнеключевского сельсоветов представили договоры о проведении аттестации рабочих мест в срок соответственно до 30.01.2013 года и 30.12.2012 года (л.д. 91-94,100-102). С учетом правового статуса ответчиков, осуществления финансирования деятельности ответчиков из средств собственного бюджета, общественной опасности выявленного нарушения, мнения представителей ответчиков суд определяет срок исполнения судебного решения администрацией Верхнеключевского сельсовета до 01 января 2013 года, администрацией Ушаковского сельсовета до 01 февраля 2013 года, администрациями Никитинского, Шутихинского, Боровского, Большекасаргульского, Верхнетеченского сельсоветов до 01 апреля 2013 года.

Администрации сельсоветов как органы муниципальной исполнительной власти, освобождены от уплаты государственной пошлины в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, поэтому вопрос о распределении судебных расходов не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Катайского района к Администрациям Никитинского, Шутихинского, Боровского, Большекасаргульского, Верхнетеченского, Верхнеключевского, Ушаковского сельсоветов Катайского района Курганской области о признании бездействия незаконным и обязании провести аттестацию рабочих мест в полном объеме.

Обязать:

1) администрацию Никитинского сельсовета Катайского района, расположенную по адресу: ..., (зарегистрированную в качестве юридического лица ... ИНН 4509000787) провести аттестацию трех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в срок 01 апреля 2013 года.

2) администрацию Шутихинского сельсовета Катайского района, расположенную по адресу: ... (зарегистрированную в качестве юридического лица ... (дата постановки на учет в налоговом органе ...), ИНН 4509000762) провести аттестацию трех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в срок 01 апреля 2013 года.

3) администрацию Боровского сельсовета Катайского района, расположенную по адресу: ... (зарегистрированную в качестве юридического лица ... (дата постановки на учет в налоговом органе ...), ИНН 4509000716) провести аттестацию трех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в срок 01 апреля 2013 года.

4) администрацию Большекасаргульского сельсовета Катайского района, расположенную по адресу: ... (зарегистрированную в качестве юридического лица ...., ИНН 4509000730) провести аттестацию пяти рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в срок 01 апреля 2013 года.

5) администрацию Верхнетеченского сельсовета Катайского района, расположенную по адресу: ... (зарегистрированную в качестве юридического лица ... (дата постановки на учет в налоговом органе ...), ИНН 4509000709) провести аттестацию трех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в срок 01 апреля 2013 года.

6) администрацию Верхнеключевского сельсовета Катайского района, расположенную по адресу: ... (зарегистрированную в качестве юридического лица ..., ИНН 4509000699) провести аттестацию трех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в срок 01 января 2013 года.

7) администрацию Ушаковского сельсовета Катайского района, расположенную по адресу: ... (зарегистрированную в качестве юридического лица ... (дата постановки на учет в налоговом органе ...), ИНН 4509000674) провести аттестацию двух рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в срок 01 февраля 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия с подачей апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд.

Председательствующий судья:                                         Т.Ф. Боровинских