обязание исполнить обязательство



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Тимченко Е. С.

с участием представителя истца администрации Верхнепесковского сельсовета

Пастухова В. В.,

ответчика Снигирева В. Д.,

третьего лица (законного представителя третьего лица Снигирева С. С.)

Снигирева С. В.,

третьего лица Снигиревой А. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Катайске Курганской области 2 июля 2012 года гражданское дело № 2-171/2012 по иску администрации Верхнепесковского сельсовета к Снигиреву В. Д. об обязании исполнить обязательство о сдаче (передаче) занимаемого жилого помещения,

Установил:

Истец администрация Верхнепесковского сельсовета обратилась в суд с исковым заявлением к Снигиреву В. Д., согласно которому просит обязать ответчика исполнить обязательство о передаче Верхнепесковскому сельсовету занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Свои требования истец мотивирует тем, что ответчик по предоставленному ему государственному жилищному сертификату 16.12.2011 г. приобрел квартиру в г. Катайске Курганской области по Адрес 1. Согласно подписанному ответчиком и его сыном Снигиревым С. В. обязательству от 02.09.2011 г. Снигирев В. Д. и его сын Снигирев С. В. в течение двухмесячного срока с момента приобретения благоустроенного жилого помещения в г. Катайске обязаны освободить и передать в собственность муниципального образования Верхнепесковского сельсовета занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес 2 в с. Верхние Пески Катайского района. Исполнить данное обязательство ответчик отказывается, мотивирует свой отказ тем, что, по его мнению, в нем должна проживать семья его сына Снигирева С. В. Указанного условия в обязательстве нет. Своими действиями ответчик нарушает интересы муниципального образования и населения Верхнепесковского сельсовета, поскольку отказ освободить жилое помещение и передать его муниципальному образованию лишает возможности предоставить это жилье другим гражданам.

12.05.2012 г. истец уточнил исковые требования: просил обязать Снигирева В. Д. исполнить обязательство о передаче занимаемого жилого помещения Верхнепесковскому сельсовету по акту приема-передачи (л.д. 49).

02.06.2012 г. истец вновь уточнил исковые требования: просил обязать Снигирева В. Д. исполнить обязательство о передаче занимаемого им жилого помещения путем передачи жилого помещения Верхнепесковскому сельсовету по договору безвозмездной передачи (л.д. 98).

Определениями Катайского районного суда от 26.04.2012 г. и 29.05.2012 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика привлечены Снигирев С. В. (л.д. 39-40), Снигирева А. С. и Снигирев С. С., законным представителем которого является Снигирев С. В. (л.д. 62-63).

В судебном заседании представитель истца администрации Верхнепесковского сельсовета Пастухов В. В. поддержал заявленные исковые требования, настаивает на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Снигирев В. Д. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что постановление Правительства от 21.03.2006 г. несовершенно, его обязательство недействительно, так как неправильно указана его паспортные данные, кроме того, в его собственности находится земельный участок, на котором расположена указанная квартира.

Третье лицо (законный представитель третьего лица Снигирев С. С.) Снигирев С. В. в судебном заседании оставил рассмотрение заявленного требования на усмотрение суда, указав, что ему нечего сказать по данному делу, ранее на предварительном судебном заседании 19.06.2012 г. пояснил, что ему неизвестно было про обязательство ничего, подпись в обязательстве стоит не его.

Третье лицо Снигирева А. С. в судебном заседании также оставила рассмотрение заявленного требования на усмотрение суда, пояснив, что при выдаче жилищного сертификата Снигиреву В. Д. её не признали членом его семьи, она зарегистрирована в спорном жилом помещении, после того, как она вернется домой, ей просто негде будет жить.

Заслушав лиц, участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации Верхнепесковского сельсовета к Снигиреву В. Д. об обязании исполнить обязательство о передаче занимаемого им жилого помещения путем передачи жилого помещения Верхнепесковскому сельсовету по договору безвозмездной передачи законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме.

В судебном заседании на основании пояснений сторон, третьих лиц, а также на основании письменных материалов дела установлено, что Снигиреву В. Д. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 21.04.1993 г. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ... в с. Верхние Пески Катайского района Курганской области, что подтверждается указанным договором и свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2010 г. , выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области (л.д. 22, 23). Кроме того, Снигиреву В. Д. принадлежит на праве собственности и земельный участок площадью 1718 кв. м., расположенный по адресу: с. Верхние Пески Катайского района Курганской области (л.д. 24).

Из пояснений сторон усматривается, что указанная 1/2 доля в праве общей собственности на дом фактически представляет собою отдельное жилое помещение - квартиру № 2 в двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Адрес 2 в с. Верхние Пески Катайского района Курганской области.

Снигирев В. Д. относится к категории граждан, выехавших добровольно в 1956 из населенного пункта Шутиха, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вследствие чего имеет право на льготы, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным 19.10.1998 г. (л.д. 75).

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, переселенным (переселяемым) из зоны отселения, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 4, 5, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 15 настоящего Закона, и иные, предусмотренные ст. 17 указанного Закона меры социальной поддержки.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675) является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Этим же Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Пунктом 13 указанных Правил установлено, что социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) настоящих Правил и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 16 указанных Правил предусмотрено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в зависимости от численности семьи: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В соответствии с положениями п. 17 указанных Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, указанного в подпунктах «а» - «е» пункта 5, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Правительством Курганской области 10.10.2011 г. Снигиреву В. Д. выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Курганской области в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно указанному сертификату социальная выплата предоставлена в размере ... рублей, рассчитанном с учетом определенных показателей, в том числе численности семьи владельца сертификата – 1 человек (без учета владельца сертификата) - сын владельца сертификата Снигирев С. В., который с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и сведениями, содержащимися в сертификате, ознакомлен, норматив общей площади жилого помещения установлен для семьи из двух человек – 42 кв.м. (л.д. 51-52).

В соответствии с пп. «в» п. 16.1 указанных выше Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Положениями п. 16.2 указанных Правил предусмотрено, что в случае отчуждения (продажи) гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах «а» - «ж» пункта 5 настоящих Правил (к которым относится ответчик Снигирев В. Д. в соответствии с п. «е» п. 5 Правил) жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.

В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна лишь при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 16.1 Правил, то есть при принятии участником подпрограммы и членами его семьи обязательства о безвозмездной передаче собственного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Из положений п. 44 указанных Правил следует, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет установленные перечнем указанной нормы документы, в том числе обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 Правил, то есть гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (пп. «б» п. 16.1); гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (пп. «в» п. 16.1).

Обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме не предоставляют граждане - участники подпрограммы, не имеющие жилого помещения для постоянного проживания.

Согласно п. 44(1) указанных Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.

В соответствии с обязательством о сдаче (передаче) жилого помещения от 02.09.2011 г., являющегося приложением к заявлению от 15.05.2011 г., Снигирев В. Д. в связи с предоставлением ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Курганской области принял на себя обязательство в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать в установленном законодательством порядке жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес 2, с. Верхние Пески Катайского района Курганской области, принадлежащее ему на праве собственности в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2010 г. , выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области (л.д. 6).

22.11.2011 г. Снигиревым В. Д. и Снигиревым С. В. посредством выданного Снигиреву В. Д. жилищного сертификата было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес 1, в общую долевую собственность по 1/2 доле каждому, право собственность на данное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке 02.12.2011 г. (л.д. 32, 33, 34, 35-38).

В связи с тем, что Снигирев В. Д. вышеуказанное обязательство от 02.09.2011 г. не исполнил, а именно: не передал принадлежащее ему спорное жилое помещение безвозмездно в муниципальную собственность Верхнепесковского сельсовета в двухмесячный срок с даты приобретения квартиры по жилищному сертификату, ему было направлено в письменной форме предупреждение об исполнении данного им обязательства, которое Снигиревым В. Д. было получено 05.04.2012 г. (л.д. 7).

Доводы ответчика Снигирева В. Д. о том, что в указанном обязательстве неправильно записаны его паспортные данные, и доводы третьего лица Снигирева С. В. о том, что он не подписывал указанное обязательство, при том, что ответчиком Снигиревым В. Д. и третьим лицом Снигиревым С. В. не оспаривался факт принятия Снигиревым В. Д. обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения в связи с предоставлением Снигиреву В. Д. государственного жилищного сертификата, не принимаются во внимание, поскольку ответчиком Снигиревым В. Д. государственный жилищный сертификат получен и использован путем приобретения квартиры в общую долевую собственность с третьим лицом Снигиревым С. В. Кроме того, из пояснений ответчика Снигирева В. Д. усматривается, что сын Снигирев С. В. был постоянно занят на работе и ему было некогда прийти в сельсовет и подписать данное обязательств, и чтобы не затягивать выдачу сертификата, он подписал за сына данное обязательство.

Доводы ответчика Снигирева В. Д. о том, что не решен вопрос о земельном участке, на котором расположена спорная квартира, поэтому квартира не может быть передана в муниципальную собственность, судом также не принимаются во внимание, поскольку обязательство Снигиревым В. Д. было дано только в отношении спорного жилого помещения, в последующем стороны могут решить вопрос о судьбе вышеуказанного земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Аналогичное положение содержится и в п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, то государственная пошлина в таком случае при удовлетворении исковых требований взыскивается с ответчика Снигирева В. Д. не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в размере, установленном ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц: при подаче искового заявления неимущественного характера - 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования администрации Верхнепесковского сельсовета к Снигиреву В. Д. об обязании исполнить обязательство о передаче занимаемого жилого помещения путем передачи жилого помещения в муниципальную собственность Верхнепесковского сельсовета по договору безвозмездной передачи удовлетворить в полном объеме.

Обязать Снигирева В. Д. исполнить обязательство о передаче занимаемого жилого помещения путем передачи жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес 2, с. Верхние Пески Катайского района, в муниципальную собственность Верхнепесковского сельсовета по договору безвозмездной передачи.

Взыскать со Снигирева В. Д. государственную пошлину в размере 200 (Двухсот) рублей 00 копеек в бюджет муниципального образования Катайского района Курганской области.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 4 июля 2012 года.