РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Катайск Курганской области 12 июля 2012 года Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Боровинских Т.Ф., при секретаре Каргапольцевой А.С., с участием: прокурора Катайской районной прокуратуры Смольниковой В.Ю., представителей ответчиков: Администрации Катайского района Абрамова В.Я., МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Кокориной Н.А., МКОУ «Лобановская основная общеобразовательная школа» Боковой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Катайске Курганской области гражданское дело № 2-277/2012 по искам прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальным казенным общеобразовательным учреждениям «Петропавловская ООШ», «Корюковская ООШ», «Шутинская ООШ», «Лобановская ООШ», «Зырянская ООШ» и «Верхнепесковская ООШ» ... района о признании бездействия незаконным и обязании провести аттестацию рабочих мест, к Администрации Катайского района и МУ «Управление образования Администрации Катайского района» о финансировании мероприятия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Катайского района обратился в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальным казенным общеобразовательным учреждениям «Петропавловская ООШ», «Корюковская ООШ», «Шутинская ООШ», «Лобановская ООШ», «Зырянская ООШ» и «Верхнепесковская ООШ» ... района о признании бездействия незаконным и об аттестации всех имеющихся рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда, просил обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и Администрацию Катайского района профинансировать указанное мероприятие. Исковые требования мотивированы результатами проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований ст.212 ТК РФ в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Администрация Катайского района и МУ «Управление образования Администрации Катайского района» обязаны произвести финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест в качестве учредителей образовательного учреждения. 02.07.2012 года гражданские дела соединены в одно производство (л.д. 199). В судебном заседании прокурор Смольникова В.Ю. настаивала на удовлетворении предъявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Не возражала против определения срока исполнения судебного решения школами до 31.07.2013 года. В обоснование требования к администрации Катайского района пояснила, что представить доказательства о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по финансированию учреждений образования и об отказе в финансировании мероприятий по аттестации рабочих мест в 2013 году не может. Представители ответчиков МКОУ «Корюковская ООШ», «Верхнепесковская ООШ», «Зырянская ООШ», «Шутинская ООШ», «Петропавловская ООШ» в судебное заседание не явились, представив письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие в котором выразили согласие с иском и просили определить срок исполнения решения 31 июля 2013 года (л.д. 201, 203-206). Представитель ответчика МКОУ «Лобановская ООШ» Бокова Л.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала, но просила определить срок исполнения решения до конца 2014 года, ссылаясь на невозможность надлежащего финансирования со стороны управления образования по причине большого количества рабочих мест, подлежащих аттестации в школах района. Представитель ответчика муниципального учреждения «Управление образования Администрации Катайского района» Кокорина Н.А. исковые требования признала. Пояснила, что возможно исполнить требования в части финансирования в срок до 01.05.2013 года, непосредственное проведение работ по аттестации рабочих мест в школах можно исполнить в срок до 31.07.2013 года в связи с количеством мест, подлежащих аттестации, и предупреждением помех для надлежащего осуществления учебного процесса в школах. Подтвердила, что с заявками о выделении денежных средств необходимых для аттестации рабочих мест управление образования в администрацию района не обращалось, претензий по финансированию в рамках утвержденных расходов к распорядителю бюджета нет. Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В.Я. исковые требования прокурора Катайского района не признал. Пояснил, что денежные средства в бюджете района на содержание образования предусматриваются представительным органом - Думой, финансовый отдел администрации распределяет денежные средства в соответствии с утвержденным бюджетом, нарушений не было. Бюджет формируется с учетом заявок соответствующих учреждений, управление образования денежные средства на аттестацию рабочих мест ранее не истребовало, поэтому полагает, что требования к администрации района предъявлены необоснованно. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд признает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Под аттестацией рабочих мест по условиям труда в соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Данный порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н и введен в действие с 01 сентября 2011 года. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п.1). Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (п.2). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п.4). Пунктом 6 Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом 111 Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. В соответствии с пунктом 8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. В силу пункта 12 Порядка аттестационная комиссия: составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений. Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты. В ходе судебного заседания установлено, что в муниципальных казенных общеобразовательных учреждениях «Петропавловская ООШ», «Корюковская ООШ», «Шутинская ООШ», «Лобановская ООШ», «Зырянская ООШ» и «Верхнепесковская ООШ» ... района аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась (л.д. 5, 119). Согласно штатным расписаниям количество рабочих мест составляет в МКОУ: «Петропавловская ООШ» 23,75 единицы (л.д.7), «Корюковская ООШ» - 14,88 единицы (л.д. 36), «Шутинская ООШ» - 21,44 единицы (л.д. 63), «Лобановская ООШ» - 16,04 единицы (л.д.94), «Зырянская ООШ» - 16,6 единицы (л.д. 121), «Верхнепесковская ООШ» - 18,64 единицы (л.д.149). Поскольку в соответствии с действующим законодательством аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, до настоящего времени аттестация не проведена, перечень и количество подлежащих аттестации рабочих мест в установленном законом порядке не определен, что существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, суд удовлетворяет требования прокурора и возлагает на ответчиков МКОУ: Петропавловская ООШ», «Корюковская ООШ», «Шутинская ООШ», «Лобановская ООШ», «Зырянская ООШ» и «Верхнепесковская ООШ» ... района обязанность по проведению аттестации всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Ответчики не оспаривают наличие выявленного нарушения трудового законодательства, признают необходимость его устранения. Обязанность доказывания возложена на стороны статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. «Петропавловская ООШ», «Корюковская ООШ», «Шутинская ООШ», «Лобановская ООШ», «Зырянская ООШ» и «Верхнепесковская ООШ» ... района являются муниципальными казенными общеобразовательными учреждениями, учредителем которых согласно статье 1.3 Устава Корюковской ООШ, статье 1.8 Уставов Шутинской ООШ и Зырянской ООШ, статье 1.9 Уставов Петропавловской ООШ и Верхнепесковской ООШ, статье 1.7 Устава Лобановской ООШ является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации Катайского района» (л.д. 8, 37, 66, 95,123, 150). Положением об Управлении образования Администрации Катайского района (пункт 1.6) предусмотрено выполнение полномочий учредителя подведомственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Администрации Катайского района (л.д.21). В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации Катайского района» Управление является органом Администрации Катайского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории Катайского района. Финансирование деятельности Управления образования осуществляется за счет ассигнований на содержание органов исполнительной власти, предусматриваемых в районном бюджете, а также за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета на осуществление полномочий Курганской области в сфере образования (л.д.21-24). С учетом установленных фактических обстоятельств суд признает обоснованными и удовлетворяет требования прокурора в части обязания МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать мероприятия по аттестации рабочих мест в основных общеобразовательных школах Катайского района. В удовлетворении требования прокурора об обязании администрации Катайского района профинансировать указанные мероприятия суд отказывает за необоснованностью. В данном случае прокурор не представил суду доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком пунктов 3, 11 части первой статьи 10 Устава МО Катайского района, нарушении закона при распределении бюджетных средств на нужды учреждений образования. Доводы представителя администрации Катайского района о финансировании учреждений образования в 2012 году в соответствии с утвержденным представительным органом – районной Думой бюджетом не опровергнуты и подтверждены представленными суду бюджетными сметами МКОУ на 2012 год (л.д.187-192). Доказательств об отсутствии необходимых денежных средств в управлении образования и в школах для выполнения требования прокурора в 2013 году суду также не представлено. В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом правового статуса ответчиков, осуществления финансирования деятельности ответчика из средств бюджета муниципального района, реальных возможностей ответчиков по устранению нарушения, общественной опасности выявленного нарушения суд определяет срок исполнения судебного решения до 31 июля 2013 года в части проведения мероприятий по аттестации рабочих мест. Срок исполнения решения в части финансирования мероприятий управлением образования суд определяет в соответствии с требованиями прокурора до 01. 05.2013 года. В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации Катайского района», как орган муниципальной исполнительной власти, освобождается от уплаты государственной пошлины в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ. Муниципальные казенные общеобразовательные учреждения - основные общеобразовательные школы не освобождены от уплаты государственной пошлины, госпошлина подлежит взысканию с налогоплательщика в бюджет муниципального района (пункт 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, учитывая, что школы являются муниципальными учреждениями, финансируемыми из бюджета муниципального образования Катайского района, руководствуясь пунктом 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд признает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МКОУ «Петропавловская ООШ», «Корюковская ООШ», «Шутинская ООШ», «Лобановская ООШ», «Зырянская ООШ» и «Верхнепесковская ООШ» ... района до 500 рублей каждому. На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Катайского района Курганской области удовлетворить частично. Обязать муниципальное учреждение «Управление образования Администрации Катайского района», расположенное по адресу: ..., (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501452931 ИНН 4509000963) профинансировать мероприятия в муниципальных казенных общеобразовательных учреждениях «Петропавловская ООШ», «Корюковская ООШ», «Шутинская ООШ», «Лобановская ООШ», «Зырянская ООШ» и «Верхнепесковская ООШ» ... района по аттестации всех имеющихся рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01 мая 2013 года. Признать незаконным бездействие муниципальных казенных общеобразовательных учреждений ««Петропавловская ООШ», «Корюковская ООШ», «Шутинская ООШ», «Лобановская ООШ», «Зырянская ООШ» и «Верхнепесковская ООШ» ... района в части аттестации всех имеющихся рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда. Обязать: - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Петропавловская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501454548, ИНН 4509003234), - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Корюковская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Корюковская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501454702, ИНН 4509003812), -муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шутинская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Шутинская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501453360, ИНН 4509003230), -муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лобановская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Лобановская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501453448, ИНН 4509003481), -муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зырянская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Зырянская ООШ»), расположенное по адресу: ..., пл. Октября, 5 (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501455901, ИНН 4509003266), -муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Верхнепесковская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501453767, ИНН 4509003629) провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до .... Взыскать в бюджет муниципального образования Катайского района государственную пошлину в размере по 500 (Пятьсот) рублей с каждого с муниципальных казенных общеобразовательных учреждений: «Петропавловская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Петропавловская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501454548, ИНН 4509003234), «Корюковская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Корюковская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501454702, ИНН 4509003812), «Шутинская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Шутинская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501453360, ИНН 4509003230), «Лобановская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Лобановская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501453448, ИНН 4509003481), «Зырянская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Зырянская ООШ»), расположенное по адресу: ..., пл. Октября, 5 (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501455901, ИНН 4509003266), учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Верхнепесковская ООШ»), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501453767, ИНН 4509003629). Отказать прокурору Катайского района в удовлетворения требования к Администрации Катайского района о финансировании мероприятия за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия с подачей апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд. Председательствующий судья: Т.Ф. Боровинских