Решение по иску об обязании проведения аттестации рабочих мест



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Катайск Курганской области                                                    01 августа 2012 года

        Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи                                                    Боровинских Т.Ф.,

при секретаре                                                                                Каргапольцевой А.С.,

с участием: прокурора Катайской районной прокуратуры      Ильиной Ж.Н.,

представителей ответчиков: Администрации Катайского района Абрамова В.Я.,

МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Дзюиной Т.Н.,

МКОУ «...» Кузнецовой В.Я.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Катайске Курганской области гражданское дело № 2-329/2012 по иску прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «...» об обязании провести аттестацию рабочих мест, к Администрации Катайского района и МУ «Управление образования Администрации Катайского района» о финансировании мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению КСОШ об обязании проведения аттестации рабочих мест учителей информатики, учителя физики, лаборанта кабинета физики, учителя химии, лаборанта кабинета химии с последующей сертификацией работ по охране труда. Просил обязать МУ «Управление образования Администрации Катайского района» и Администрацию Катайского района профинансировать проведение указанных мероприятий в качестве учредителей образовательного учреждения. Исковые требования мотивированы результатами проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований ст. 209, ст. 212 ТК РФ в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании прокурор Ильина Ж.Н. настаивала на удовлетворении предъявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что с учетом финансовых трудностей управления образования и бюджета района заявлено требование об аттестации части рабочих мест с наиболее вредными условиями труда. В части требования, предъявленного к администрации района, пояснила, что прокуратура не располагает информацией о нарушениях администрацией района трудовых права работников образовательных учреждений, требование предъявлено как к учредителю.

Представитель ответчика МКОУ КСОШ Кузнецова В.Я. исковые требования признала, представила договор об аттестации двух рабочих мест учителей информатики до конца 2012 года. Пояснила. что с 01.01.2012 года в штатное расписание внесены изменения и в настоящее время в школе имеется два рабочих места учителя физики, одно- учителя химии и 1- лаборанта, который выполняет обязанности в кабинетах химии и физики.

Представитель ответчика муниципального учреждения «Управление образования Администрации Катайского района» Дзюина Т.Н. исковые требования признала, просила определить срок исполнения решения до 31.08.2013 года в связи с предупреждением помех для надлежащего осуществления учебного процесса. Пояснила, что претензий по финансированию к распорядителю бюджета нет.

Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В.Я. исковые требования прокурора Катайского района не признал. Пояснил, что денежные средства в бюджете района на содержание образования предусматриваются представительным органом - Думой, финансовый отдел администрации распределяет денежные средства в соответствии с утвержденным бюджетом, нарушений не было. Бюджет формируется с учетом заявок соответствующих учреждений, поэтому полагает, что требования к администрации района предъявлены необоснованно.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд признает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Под аттестацией рабочих мест по условиям труда в соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Данный порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н и введен в действие с 01 сентября 2011 года. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п.1). Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (п.2). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п.4).

Пунктом 6 Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом 111 Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций.

В соответствии с пунктом 8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В силу пункта 12 Порядка аттестационная комиссия: составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений.

Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

В ходе судебного заседания установлено, что в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «... средняя общеобразовательная школа » в 2010 году проведена аттестация двух рабочих мест: секретарь руководителя и учитель трудового обучения, в 2012 году заключен договор на аттестацию двух рабочих места учителей информатики (л.д.5, 68-70) Согласно штатному расписанию количество рабочих мест в образовательном учреждении на начало 2011/2012 учебного года составляло 111 единиц, в том числе 1,5 ставки лаборанта (л.д.8). С 1.01.2012г. 0.5 ставки лаборанта сокращено и в настоящее время имеется одно рабочее место лаборанта.

В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным прокурором требованиям.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, до настоящего времени аттестация в полном объеме не проведена, перечень и количество подлежащих аттестации рабочих мест в установленном законом порядке не определен, что существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, суд возлагает на ответчика МКОУ СОШ ... обязанность по проведению аттестации рабочих мест учителей физики и химии, лаборанта по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

В части требования прокурора об аттестации рабочих мест лаборанта кабинета физики и лаборанта кабинета химии суд разрешает спор с учетом фактического наличия в штатном расписании ставки лаборанта без специализации предметов.

В части требования об аттестации рабочих мест учителей информатики суд признает требования прокурора необоснованными, поскольку прокурору управлением образования была представлена информация о том, что аттестация указанных мест запланирована на 2012 год с выделением соответствующих денежных средств. Ответчиком МКОУ «КСОШ » представлен договор на оказание услуг № АТ 237-12 от 10.07.2012г., подтверждающий исполнение запланированного мероприятия без применения мер прокурорского реагирования.

Ответчики не оспаривают наличие выявленного нарушения трудового законодательства, признают необходимость его устранения.

Обязанность доказывания возложена на стороны статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

«...» является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, учредителем которого согласно пункту 5 Устава является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации Катайского района» (л.д.10).

Положением об Управлении образования Администрации Катайского района (пункт 1.6) предусмотрено выполнение полномочий учредителя подведомственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Администрации Катайского района (л.д.42). В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации Катайского района» Управление является органом Администрации Катайского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории Катайского района. Финансирование деятельности Управления образования осуществляется за счет ассигнований на содержание органов исполнительной власти, предусматриваемых в районном бюджете, а также за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета на осуществление полномочий Курганской области в сфере образования (л.д.42-45).

С учетом установленных фактических обстоятельств суд признает обоснованными и удовлетворяет требования прокурора в части обязания МУ «Управление образования Администрации Катайского района» профинансировать мероприятие по аттестации рабочих мест учителей физики, химии и лаборанта в ... средней общеобразовательной школе .

В удовлетворении требования прокурора об обязании администрации Катайского района профинансировать указанное мероприятие суд отказывает за необоснованностью. В данном случае прокурор не представил суду доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком пунктов 3, 11 части первой статьи 10 Устава МО Катайского района, нарушении закона при распределении бюджетных средств на нужды учреждений образования. Доводы представителя администрации Катайского района о финансировании учреждений образования в 2012 году в соответствии с утвержденным представительным органом – районной Думой бюджетом не опровергнуты, признаются представителем управления образования. Доказательств об отсутствии необходимых денежных средств в управлении образования и в школе для выполнения требования прокурора в 2013 году суду также не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае с учетом правового статуса ответчиков МКОУ КСОШ и МУ «Управление образования Администрации Катайского района», осуществления финансирования деятельности ответчиков из средств бюджета муниципального района, реальных возможностей ответчиков по устранению нарушения, общественной опасности выявленного нарушения, фактически установленных обстоятельств дела суд определяет срок исполнения судебного решения в части в части проведения мероприятия по аттестации рабочих мест учителей физики и химии, лаборанта (4 рабочих места) до 01 мая 2013 года. Срок исполнения решения в части финансирования управлением образования мероприятия по аттестации рабочих мест указанных рабочих мест суд определяет до 01 апреля 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации Катайского района», как орган муниципальной исполнительной власти, освобождается от уплаты государственной пошлины в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «... средняя общеобразовательная школа » не освобождено от уплаты государственной пошлины, госпошлина подлежит взысканию с налогоплательщика в бюджет муниципального района (пункт 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, учитывая, что школа является муниципальным учреждением, финансируемыми из бюджета муниципального образования Катайского района, руководствуясь пунктом 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд признает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МКОУ «КСОШ » до 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Катайского района Курганской области удовлетворить частично.

Обязать муниципальное учреждение «Управление образования Администрации Катайского района», расположенное по адресу: ..., (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501452931 ИНН 4509000963) профинансировать проведение в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «... средняя общеобразовательная школа » мероприятия по аттестации 4 единиц рабочих мест учителей физики и химии, лаборанта по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01 апреля 2013 года.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «... средняя общеобразовательная школа » (МКОУ КСОШ ), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501454207, ИНН 4509003795),

провести аттестацию 4 единиц рабочих мест учителей физики и химии, лаборанта по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01 мая 2013 года.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа » (МКОУ КСОШ ), расположенное по адресу: ... (зарегистрировано в качестве юридического лица ..., ОГРН 1024501454207, ИНН 4509003795), в бюджет муниципального образования Катайского района государственную пошлину в размере 500 (Пятьсот) рублей.

Отказать прокурору Катайского района в удовлетворения требования к Администрации Катайского района о финансировании мероприятия за необоснованностью.

Отказать прокурору Катайского района в удовлетворения требования к МУ «Управление образования Администрации Катайского района» о финансировании мероприятия по аттестации рабочих мест учителей информатики за необоснованностью.

Отказать прокурору Катайского района в удовлетворении требования к МКОУ КСОШ » об аттестации рабочих мест учителей информатики, лаборанта кабинета физики и лаборанта кабинета химии за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия с подачей апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд.

Председательствующий судья:                                         Т.Ф. Боровинских