обжалование действий органа муниципальной власти



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.,

при секретаре Марениновой Н. В.,

представителя заявителя Овчинниковой Ю. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 24 февраля 2011 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-70\2011 по заявлению Овчинникова С.В. об оспаривании действий жилищной комиссии и органа муниципальной власти,

Установил:

Заявитель Овчинников С. В. обратился в суд с жалобой, в которой просит обязать жилищную комиссию города Катайска и администрацию города Катайска устранить нарушение его прав и восстановить его в очереди по дате подачи заявления или дате его рассмотрения жилищной комиссией, внести его в льготную очередь ветеранов боевых действий в Чечне в отделе социальной защиты так же по дате подачи его заявления или по дате рассмотрения заявления жилищной комиссией.

В своем заявлении Овчинников С. В. указал, что 14.01.2005 г. он сдал документы в администрацию города Катайска для постановки на льготную очередь для получения жилья как ветеран боевых действий в Чечне. В конце 2010 г. он узнал, что ветераны боевых действий в Чечне, которые встали на очередь до 01.03.2005 г., получают сертификаты на приобретение жилья в отделе социальной защиты. Его в этой очереди не оказалось. Как ему стало известно, он состоит не в льготной очереди, а в общей, и не с 14.01.2005 г., а с 15.08.2005 г.

24.02.2011 г. от заявителя Овчинникова С. В. поступило письменное заявление об уточнении требований (л.д.72), согласно которому просит обязать жилищную комиссию города Катайска и Администрацию города Катайска устранить нарушение его прав путем постановки на учет в льготной очереди нуждающихся в предоставлении жилья по дате принятия решения жилищной комиссии либо в установленный для принятия решения уполномоченным органом срок с момента подачи заявления.

В судебное заседание заявитель Овчинников С. В. не явился, от него поступила телефонограмма (л.д.59), согласно которой просит рассмотреть дело без его участия, так как занят на работе.

Представитель заявителя Овчинникова Ю. С. в судебном заседании поддержала уточненные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что заявитель отказывается от требования о внесении его в льготную очередь ветеранов боевых действий в Чечне в отделе соц. защиты, поскольку сертификаты на приобретение жилья в отделе соц. защиты выдавали только тем, что встал на очередь до 1 января 2005 г., а не до 1 марта 2005 г.

Представитель жилищно-бытовой комиссии города Катайска и администрации города Катайска на судебное заседание не явился, поступило письменное заявление (л.д.66), согласно которому просят рассмотреть дело без участия представителя в виду невозможности участия, требования Овчинникова С. В. признают. Ранее представитель жилищно-бытовой комиссии города Катайска и Администрации города Катайска Косыгин В. В. требования признал, поскольку действительно нарушены права Овчинникова С. В., в тот период была общая очередь, льготная очередь и внеочередная очередь. В общую очередь ставились все, в льготную – те категории граждан, которые имели на это право: многодетные матери, инвалиды, ветераны войны, в том числе и ветераны боевых действий. Жилищно-бытовая комиссия рассматривала представленные материалы, затем готовила проект постановления главы города Катайска, а потом направляла эти списки в ОСЗН. В тот переходный период были выборы, один человек ушел, другой - пришел, поэтому в постановлении главы и был такой промежуток постановки на учет – с января по август 2005 г. Овчинникова С. В. можно восстановить в льготной очереди по дате рассмотрения жилищной комиссией его заявления.

Заслушав представителя заявителя, представителя жилищно-бытовой комиссии города Катайска и администрации города Катайска, исследовав письменные материалы данного дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя Овчинникова С. В. об обязании устранить нарушение его прав путем постановки на учет в льготной очереди нуждающихся в предоставлении жилья по дате принятия решения жилищной комиссии законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В ч.2 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч.2 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.

На судебное заседание 24.02.2011 г. представитель жилищно-бытовой комиссии города Катайска и администрации города Катайска не явился, ему не было известно, какие требования заявитель уточнил, кроме того, признание ранее имевших место требований заявителя противоречит действующему законодательству, поэтому суд не может принять признание требований Овчинникова С. В. и вынести решение об удовлетворении заявленных требований без исследования доказательств по делу.

В судебном заседании установлено, что Овчинников С. В. является ветераном боевых действий в Чечне, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным 08.12.2004 г. Управлением внутренних дел Курганской области (л.д.8), в соответствии с которым имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем.

14.01.2005 г. Овчинниковым С. В. в администрацию города Катайска подано заявление о внесении на обсуждение жилищной комиссии его просьбы о принятии на учет для получения жилья, а также документы, подтверждающие право на получение жилья, что подтверждается копией заявления, копией справки об отсутствии недвижимого имущества, копией из журнала о поступлении заявления Овчинникова С. В. и принятом комиссией решения (л.д.9-10,71), и не оспаривалось в судебном заседании представителем жилищно-бытовой комиссии администрации города Катайска и администрации города Катайска.

Из протокола № от 19.01.2005 г. жилищно-бытовой комиссии администрации города Катайска (л.д.5-7) следует, что заявление Овчинникова С. В. удовлетворено, он постановлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья как участник боев в Чечне, не имеющий жилья, в льготную очередь под номером 448 (л.д.6).

Однако постановлением № администрации города Катайска «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», решения жилищно-бытовой комиссии, отраженные в протоколах № от 14.12.2004 г., № от 19.01.2005 г., № от 21.02.2005 г., № от 18.03.2005 г., № от 31.05.2005 г., № от 22.06.2005 г., № от 26.07.2005 г., утверждены лишь 15.08.2005 г., то есть Овчинников С. В. поставлен на учёт с 15.08.2005 г. (л.д.4).

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации), предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным (помимо малоимущих граждан) определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Положениями ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев. Вне очереди, согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Однако в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР (ред. от 20.07.2004), действовавшим на момент подачи заявителем Овчинниковым С. В. заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, и до 01.03.2005 г., сохранялся иной порядок очередности предоставления жилых помещений.

В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений, при этом граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 01.03.2005 г. Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (ч.1 ).

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч.2).

Поэтому ранее установленный порядок, согласно которому граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, в частности ветераны боевых действий на территории Российской Федерации, включались в отдельные списки в соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР. Данный список должен быть сохранен для заявителя Овчинникова С. В., в случае постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья в срок до 01.03.2005 г., так как в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» предоставление жилых помещений в первоочередном порядке предусмотрено ветеранам боевых действий.

Согласно п. 9 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Пунктом 12 Примерных правил предусмотрено, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.

Согласно п. 13 Примерных правил поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

В п. 14 Примерных правил указано, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (п. 15 Примерных правил).

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме (п. 16 Примерных правил).

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 6 Устава города Катайска (л.д.26-43) к вопросам местного значения города Катайска относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Катайске и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Положением о жилищно-бытовой комиссии администрации города Катайска, утвержденным Постановлением Главы города Катайска от 19.02.2007 г. №, предусмотрено, что жилищно-бытовая комиссия создана в целях изучения и рассмотрения жилищно-бытовых вопросов, в частности принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 1.2), решения комиссии служат основой для принятия решений администрацией города Катайска (п. 1.5), к компетенции комиссии относится выработка рекомендаций по различным вопросам, указанным в п. 2.1 Положения, в том числе о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, вышеуказанные положения о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилья жилищно-бытовой комиссией города Катайска и администрацией города нарушены, решение о постановке Овчинникова С. В. на учет принято лишь 15.08.2005 г., в связи с чем нарушено право заявителя на постановку на учет нуждающихся в предоставлении жилья в льготной очереди на первоочередное получение жилого помещения до 01.03.2005 г.

Суд считает, что нарушенное право Овчинникова С. В. должно быть восстановлено путем постановки на учет в льготной очереди на первоочередное получение жилого помещения по дате принятия решения жилищной комиссией, а именно: 19 января 2005 года, учитывая мнение представителя жилищно-бытовой комиссии города Катайска и администрации города Катайска.

В силу ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление Овчинникова С.В. об оспаривании действий жилищной комиссии и органа муниципальной власти удовлетворить.

Обязать жилищно-бытовую комиссию города Катайска и администрацию города Катайска устранить нарушение прав Овчинникова С.В. путем постановки на учет в льготной очереди на первоочередное получение жилого помещения по дате принятия решения жилищной комиссией, а именно: 19 января 2005 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд.

Председательствующий: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2011 года.