Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.,
при секретаре Хужиной Л. В.,
с участием истца Пономарева Ю. С.,
представителя истца Белоусова В. А.,
представителя ответчика администрации Катайского района Абрамова В. Я.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 21 марта 2011 г. в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-76/2011 по исковому заявлению Пономарева Ю.С. к Администрации МО Катайского района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение,
Установил:
Пономарев Ю. С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Катайского района о предоставлении по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте г.Катайска, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Свои требования истец Пономарев Ю. С. мотивирует тем, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> Его тетя ФИО1 по решению городского Совета народных депутатов от (дата) была назначена его опекуном, в связи с чем до осени 2010 года он проживал в её семье по адресу: Адрес 1. Он не имеет закрепленного за ним жилого помещения, так как у родителей не было жилья на праве собственности. Постановлением главы администрации Катайского района от 23.12.2008 г. № 256 он постановлен на учет граждан из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, состоит на очереди под номером 26. В настоящее время ему исполнилось 22 года, он трудоустроен, проживает с семьей на съемной квартире.
В судебном заседании истец Пономарев Ю. С. и его представитель Белоусов В. А. поддержали исковые требования, настаивают на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Катайского района Абрамов В. Я. исковые требования не признал, пояснил суду, что администрацией Катайского района права Пономарева Ю. С. не нарушены, напротив выполнены все установленные законом обязанности. Предоставление жилого помещения истцу напрямую зависит от выделения субвенций из областного бюджета. В полном объеме субвенции не поступили, но это не означает, что истцу отказано в предоставлении жилого помещения. Жилое помещение ему будет предоставлено и без обращения в суд. Субвенции из областного бюджета по сложившейся практике могут поступить в 4 квартале 2011 г. и процедура приобретения жилья может занять месяца полтора.
Представитель третьего лица МУ «Управление образования Администрации Катайского района» на судебное заседание не явился, хотя извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела (л.д.34). На основании положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Учитывая, что от представителя третьего лица не поступило никакого заявления о невозможности явиться на судебное заседание по уважительной причине и о рассмотрении данного дела без его участия, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца Пономарева Ю. С. к администрации Катайского района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Постановлением Правительства Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 29 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется Главным управлением образования Курганской области для формирования и ведения банка данных детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для включения детей-сирот в банк данных является принятие их органами местного самоуправления Курганской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 13 мая 2008 г. N 186 утвержден «Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». В соответствии с указанным Порядком финансирование предоставления жилых помещений осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области. Субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан предоставляются бюджетам муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) для финансового обеспечения дополнительных гарантий прав граждан на жилое помещение путем приобретения органом местного самоуправления муниципального образования жилых помещений для дальнейшего предоставления их гражданам по договору социального найма. В соответствии с п. 4 указанного Порядка для определения объема субвенций бюджету муниципального образования на очередной финансовый год орган местного самоуправления до 1 июля текущего финансового года представляет в Главное управление образования Курганской области заявку по форме, утвержденной Главным управлением образования Курганской области.
Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 № 2539 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 № 332, от 31.03.2008 № 349, от 01.09.2008 № 384, от 01.12.2008 № 422).
В судебном заседании установлено, что Пономарев Ю. С. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами и подтверждается <данные изъяты> (л.д.14) и решением исполнительного комитета Катайского городского Совета народных депутатов ... № от (дата) о назначении опеки над несовершеннолетним Пономаревым С. Ю., оставшимся без попечения родителей (л.д.8).
Отсутствие у Пономарева Ю. С. жилого помещения на территории г.Катайска и Катайского района подтверждается сообщениями Катайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Катайского филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» (л.д.11, 12, 64, 65). Также подтверждается и пояснениями свидетеля ФИО1, которая пояснила в судебном заседании, что мать Пономарева Ю. С. в собственности жилье не имела, до её смерти они проживали в доме у бабушки, который в последующем был продан, в нем стали проживать бомжи, и он начинал разрушаться.
В соответствии с Постановлением от 23.12.2008 г. № 256 Главы Катайского района и Приложением к нему - Списком граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в приемных семьях, нуждающихся в предоставлении жилья (л.д.9) Пономарев Ю. С. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Данное постановление является основанием для включения Пономарева Ю. С. в региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
По состоянию на 01.02.2011 г. в отчете о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, стоящих на муниципальном учете на получение жилого помещения вне очереди (л.д.28-29) Пономарев Ю. С. указан под номером 18.
С 01.01.2008 г. муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству. Обязанность по предоставлению жилья Пономареву Ю. С. возлагается на администрацию Катайского района Курганской области, поскольку в соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования Катайского района администрация Катайского района является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района (л.д.36-54).
Решением Катайской районной Думы № 226 от 22.04.2008 г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 15 кв. м. (л.д.55).
Судом установлено, что постоянным местом жительства Пономарева Ю. С. является г.Катайск Курганской области, где он зарегистрирован с 01.09.2003 г. по настоящее время по месту жительства опекуна (л.д.13), в настоящее время проживает по адресу: Адрес 2.
После получения основного общего образования Пономарев Ю. С. в период с 01.09.2007 г. по 25.06.2010 г. обучался в <данные изъяты> (л.д.16-17). В настоящее время профессиональное обучение окончил, и у него возникло право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м.
Таким образом, администрация Катайского района обязана приобрести для Пономарева Ю. С. за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Катайского района, жилое помещение площадью не менее установленной социальной нормы 15 кв. м. на одного человека в г.Катайске Курганской области и предоставить его истцу Пономареву Ю. С. вне очереди по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что наименование ответчика изменилось, согласно представленной копии свидетельства о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д.35), в настоящее время наименование ответчика – администрация Катайского района, а не администрация муниципального образования Катайского района.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом порядка финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, порядка и длительности процедуры, связанной с приобретением жилых помещений, передачей их в муниципальную собственность, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 31 августа 2011 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:Исковые требования Пономарева Ю.С. к администрации Катайского района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Катайского района предоставить Пономареву Ю.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, в срок до 31 августа 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова