РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.,
при секретаре Павликовской Т. Б.,
с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ерёмина О. Г.,
представителя ответчика администрации города Катайска Устюгова А. Ю.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования, на стороне истца – ОГИБДД ОВД по Катайскому району Печеницына В. Г., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования, на стороне ответчика – МУП «Ремжилсервис» Мельникова А. В.
рассмотрел в открытом судебном заседании 30 марта 2011 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-54/2011 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Катайска о возложении обязанности по незамедлительному устранению снежных валов, сформированных на пешеходных переходах, и устранению колейности, образованной снежным накатом на проезжей части,
Установил:Прокурор Катайского района обратился в суд с иском к администрации города Катайска, в котором просит обязать ответчика незамедлительно устранить снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, расположенных по ул.Ленина д.д. 172, 221, 198, 208, по ул.Матросова д.д. 45, 66, по ул.30 лет Победы д.д. 1, 7 и устранить колейность, образованную снежным накатом на проезжей части улиц Школьная, Максима Горького (в том числе на пересечении улицы Максима Горького с улицей Боровая).
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожно-уличной сети г.Катайска, в том числе вблизи образовательных учреждений выявлены нарушения: у пешеходных переходов, расположенных по ул.Ленина д.д. 172, 221, 198, 208, по ул.Матросова д.д. 45, 66, по ул.30 лет Победы д.д. 1, 7, сформированы снежные валы, на проезжей части улиц Школьная, М.Горького (в том числе на пересечении улицы М.Горького с улицей Боровая) снежным накатом образована колейность, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
10.02.2011 г. Катайским районным судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на сторона ответчика привлечено МУП «Ремжилсервис» (л.д.16-17).
10.03.2011 г. от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление, согласно которому прокурор увеличил требования, а именно: просит признать бездействие администрации города Катайска по устранению снежных валов на территории г.Катайска незаконным (л.д.65-67).
11.03.2011 г. от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление (л.д.94-96), согласно которому просит признать незаконным бездействие администрации города Катайска по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, возложить обязанности на администрацию города Катайска: устранить снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, расположенных по ул.Ленина д.д. 172, 221, 198, 208, по ул.Матросова д.д. 45, 66, по ул.30 лет Победы д.д. 1, 7, и колейность, образованную снежным накатом, на проезжей части улиц Школьная, Максима Горького (в том числе на пересечении улицы Максима Горького с улицей Боровая).
30.03.2011 г. от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление (л.д.97-99), согласно которому просит признать незаконным бездействие администрации города Катайска по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, обязать администрацию города Катайска устранить снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, расположенных по ул.Ленина д.д. 172, 221, 198, 208, по ул.Матросова д.д. 45, 66, по ул.30 лет Победы д.д. 1, 7, и колейность, образованную снежным накатом на проезжей части улиц Школьная, Максима Горького (в том числе на пересечении улицы Максима Горького с улицей Боровая).
Также 30.03.2011 г. от прокурора Катайского района вновь поступило уточненное исковое заявление (л.д.105-107), согласно которому просит признать незаконным бездействие администрации города Катайска по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и обязать администрацию города Катайска устранить снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, расположенных по ул.Ленина д.221, по ул.Матросова д.66.
В судебном заседании прокурор Ерёмин О. Г. поддержал уточненные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме, дополнив, что бездействие администрации города Катайска заключается в том, что до настоящего времени снежные валы на пешеходных переходах не устранены.
Представитель ответчика Устюгов А. Ю. на судебном заседании уточненные исковые требования признал частично, он согласен с тем, что необходимо устранить снежные валы, но не согласен с тем, что администрация бездействует, администрацией были заключены договоры подряда на выполнение работ по очистке дорог от снега.
Представитель ОГИБДД ОВД по Катайскому району Печеницын В. Г. в судебном заседании считает, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, так как оставшиеся нарушения угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель МУП «Ремжилсервис» Мельников А. В. в судебном заседании также считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, улицы работниками МУП «Ремжилсервис» чистились по устному распоряжению заместителя главы, потом ему на подпись приносились справки о выполненных работах, затем заключались разовые договоры подряда.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Катайска о признании незаконным бездействия и обязании устранить снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствие со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Положениями ст. 15 Федерального закона от 18.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 г., установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с разделом 1 указанного стандарта все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется:
- до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;
- с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно указанному стандарту автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы, при этом улицы и дороги местного значения в городах и населенных пунктах отнесены к группе В.
В соответствие разделом 3 указанного стандарта покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия дорог группы В не должны превышать 2,5 кв.м. на 1000 кв.м. покрытия (для весеннего периода – 10 кв.м. на 1000 кв.м. покрытия), и должны ликвидироваться в срок не более 10 суток.
Согласно п.3.1.2 указанного стандарта предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки, в соответствие п.5.2 указанного стандарта. Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально.
В соответствии с п. 3.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» формирование снежных валов не допускается ближе 5 метров от пешеходных переходов.
В судебном заседании на основании Акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 12.01.2011 г. (л.д.5) установлено, что у пешеходных переходов, расположенных по ул.Ленина д.д. 172, 221, 198, 208, по ул.Матросова д.д. 45, 66, по ул.30 лет Победы д.д. 1, 7, сформированы снежные валы, на проезжей части улиц Школьная, М.Горького (в том числе на пересечении улицы М.Горького с улицей Боровая) снежным накатом образована колейность.
Указанные нарушения требований безопасности дорожного движения ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, использующих указанную дорогу, могут повлечь причинение ущерба их имуществу, чем нарушают права указанных лиц на безопасность жизни и здоровья, а также препятствуют обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств на данном участке дороги.
14.01.2011 г. администрация города Катайска была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что в г.Катайске на пешеходных переходах улиц Ленина и 30 лет Победы сформированы снежные валы (л.д.54).
Согласно информационному письму начальника ОГИБДД ОВД по Катайскому району от 26.02.2011 г. (л.д.55) и акту выявленных недостатков от 26.02.2011 г. (л.д.56) ранее выявленные недостатки устранены частично, остались снежные валы на ул.Ленина д.д. № 221, 198; ул.30 лет Победы д.д.1,7; ул.Матросова д.д.45,66 и колейность на проезжей части ул.М. Горького.
В соответствии с Актом безвозмездного приема-передачи от 03.12.2003 г. и Приложению № 2 к нему (л.д. 45-53), в соответствии с Распоряжением № 95-а от 10.10.2003 г. администрации города Катайска (л.д.43) и Распоряжением № 49 от 08.04.2005 г. «О внесении дополнений в Распоряжение № 95-а от 10.10.2003 г.» (л.д.44) администрацией города Катайска было передано в хозяйственное ведение МУП «Ремжилсервис» определенное имущество, в том числе асфальтовая дорога (от вокзала до КСШ №2), тротуары, мост (Одино), мост (по ул.Ленина). Таким образом МУП «Ремжилсервис» обладает правом хозяйственного ведения в отношении переданного ему имущества.
Позднее на основании приказа № 284 от 12.11.2010 г. (л.д.71) по акту приема-передачи (л.д.72,73-74) жилой фонд и объекты благоустройства, в том числе асфальтовая дорога (от вокзала до КСШ №), тротуары, МУП «Ремжилсервис» были возвращены администрации города Катайска.
Судом установлено, что администрацией города Катайска для выполнения работ по очистке дорог от снега были заключены разовые договоры подряда с МУП «Ремжилсервис» (л.д.100,101,102,103), с ОАО «Далматовское ДРСУ» (л.д.104).
Из пояснений представителя МУП «Ремжилсервис» Мельникова А. В. усматривается, что должностным лицом администрации города Катайска выдавалось в устной форме распоряжение о выполнении определенной работы по очистке дорог от снега, а уже после её выполнения заключался договор подряда.
Судом установлено, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения устранены администрацией города Катайска не в полном объёме, снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, расположенных по ул.Ленина д.221, по ул.Матросова д.66, остались не убранными, что подтверждается актом выявленных недостатков от 30.03.2011 г. (л.д.108).
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу положений п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1 ст. 32 Устава муниципального образования город Катайск (л.д.24-41) администрация города Катайска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Катайск, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Катайска федеральными законами и законами Курганской области.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования город Катайск установлено, что к вопросам местного значения города Катайска относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Катайска, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям администрации города Катайска, согласно ст. 33 Устава, относятся обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления городского поселения по решению и реализации вопросов местного значения (подп. 1, 2 п.1). К компетенции администрации города Катайска относится решение всех вопросов по предметам ведения муниципального образования, за исключением вопросов, отнесенных Уставом города Катайска к компетенции Катайской городской Думы, в соответствии с федеральными законами и законами Курганской области (п. 3 ст. 33 Устава).
Частью 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность владельцев автомобильных дорог проводить оценку технического состояния автомобильных дорог, целью которой является определение соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов данная норма обязывает осуществлять капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог.
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено бездействие администрации города Катайска по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, с 12 января 2011 г. до настоящего времени снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, расположенных по ул.Ленина д.221, по ул.Матросова д.66, не устранены , что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Катайска о признании незаконным бездействия и обязании устранить снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации города Катайска по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию города Катайска устранить снежные валы, сформированные на пешеходных переходах, расположенных по ул.Ленина д.221, по ул.Матросова д.66.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 1 апреля 2011 года.