ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания г.Катайск Курганской области 21 июня 2011 года Судья Катайского районного суда Курганской области, расположенного по адресу: ул.Советская, 31 в г.Катайске Курганской области, Бутакова О. А., рассмотрев материалы дела № 5-22/2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального общеобразовательного учреждения «Зырянская основная общеобразовательная школа», <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности: 27.08.2010 г. по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Установил: Юридическое лицо муниципальное общеобразовательное учреждение «Зырянская основная общеобразовательная школа» (далее МОУ «Зырянская ООШ») совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), 11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что в здании МОУ «Зырянская ООШ»: 1) в нарушении п. 3, 66 ППБ 01-03 РФ, прил. К п.К1 СНиП 41-01-2003 разделка печных труб не соответствует предъявляемым требованиям; 2) в нарушение п. 65 ППБ 01-03 РФ в кладке печи здания основной школы около топочных дверей имеются сквозные отверстия; 3) в нарушение п. п. 3, 57, 60 ППБ 01-03 РФ, п. 2.1.37, таблица 2.1.3 ПУЭ монтаж электропроводов выполнен по горючим конструкциям; 4) в нарушение п. 90 ППБ 01-03 РФ отсутствуют светоотражающие указатели до водоисточников и по направлению движения к ним; 5) в нарушение п.п. 9, 98 ППБ 01-03 РФ, НПБ 110-03 РФ таблица 1 п. 9 здания основной, начальной школы и столовой не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации; 6) в нарушение п. 3, 16, 98, 102 ППБ 01-03 РФ, НПБ 104 03 таблица 2 п.7 помещения основной, начальной школы и столовой не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; 7) в нарушение п. п. 3, 60 ППБ 01-03 РФ, п. 2.3.3 ППБ 101-89, п. 2.1.21 ПУЭ соединения жил электропроводов выполнены вскрутку; 8) в нарушение п.п. 60 ППБ 01-03 РФ допущена эксплуатация ламп освещения без защитных колпаков (рассеивателей); 9) в нарушение п. 3 ППБ 01-03 РФ, СНиП 2.04.02-84* таблица 6 п. п. 2.11, 2.13 здания не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением. Представитель юридического лица МОУ «Зырянская ООШ» Черноскутова Е. А., действующая на основании приказа № от (дата) директора МОУ «Зырянская ООШ» о назначении на должность директора МОУ «Зырянская ООШ» (л.д.14), вину юридического лица в совершении правонарушения признала частично, суду пояснила, что выполнение большинства нарушений связано с большими денежными затратами, в связи с чем на имя начальника Управления образования направлялись отношения о выделении денежных средств. Начальник Управления образования в устной форме сообщила, что летом будет установлена сигнализация, во дворе имеется насос, трубы закуплены, так что в скором времени и еще одно нарушение будет устранено. Представитель отделения надзорной деятельности по Катайскому району Шадринского межрайонного отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Курганской области Баев А. В. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в протоколе об административном правонарушении, просил применить более строгую меру наказания в виде приостановления деятельности, поскольку данные нарушения влекут угрозу жизни и здоровью людей. Заслушав представителя Черноскутову Е. А. и представителя Баева А. В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что юридическое лицо МОУ «Зырянская ООШ» при осуществлении деятельности по предоставлению образовательных услуг допустило нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается протоколом № 123 об административном нарушении в области пожарной безопасности от 16.06.2011 г. (л.д.4), протоколом осмотра от 17.05.2011 г. (л.д.6-9), актом проверки № 38 от 20.05.2011 г. (л.д.38-39), протоколом о временном запрете деятельности от 16.06.2011 г. (л.д.5). Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03 РФ) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. п. 2-3 ППБ 01-03 РФ организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с ППБ 01-03 РФ, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Правилами пожарной безопасности ППБ 01-03 РФ предусмотрено: - Печи и другие отопительные приборы должны иметь установленные нормами противопожарные разделки (отступки) от горючих конструкций, а также без прогаров и повреждений предтопочный лист размером не менее 0,5 х 0,7 м (на деревянном или другом полу из горючих материалов (п. 66); - Перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калориферные установки, другие отопительные приборы и системы должны быть проверены и отремонтированы. Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются (п.65); - Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57); - При эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 60); - Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3 (п. 108); - У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90); - Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие (п. 102); - Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации (п. 98); - В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (п. 16). Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89), утвержденные Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 г. № 541 (далее ППБ-101-89) устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ независимо от их ведомственной принадлежности. Пунктом 2.3.3 ППБ-101-89 предусмотрено, что соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов. Аналогичное требование содержится в п. 2.1.21 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 г. (ред. от 20.06.2003), согласно которому соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 2.1.37 указанных Правил (ПУЭ) предусмотрено, что при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований, конструкций, деталей из сгораемых материалов должно составлять не менее 10 мм. При невозможности обеспечить указанное расстояние провод (кабель) следует отделять от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм. Пунктом 7 таблицы 2 норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323 установлен тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях школ. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Согласно п. 9 таблицы 1 «Здания» обязательного приложения к НПБ 110-03, здания общественного и административно-бытового назначения (кроме автозаправочных станций, а также палаток, магазинов и киосков, относящихся к ним, и зданий выставочных павильонов) обеспечиваются АУПС независимо от площади и этажности. Нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323, устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. Согласно п. 9 таблицы 1 «Здания» обязательного приложения к НПБ 110-03, здания общественного и административно-бытового назначения (кроме автозаправочных станций, а также палаток, магазинов и киосков, относящихся к ним, и зданий выставочных павильонов) обеспечиваются АУПС независимо от площади и этажности. Строительными нормами и правилами СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» предусмотрено: - противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (п. 2.11); - расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) жилых и общественных зданий для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала следует принимать для здания, требующего наибольшего расхода воды, по табл. 6 (п. 2.13). Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, выявленные протоколом осмотра от 17.05.2011 г., фототаблицей (л.д.6-9,10-12), представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях МОУ «Зырянская ООШ» в случае возникновения пожара, что подтверждается заключением эксперта № 51-2-03 от 30.05.2011 г. (л.д.40-44). В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Частью 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. МОУ «Зырянская ООШ» является юридическим лицом, согласно свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (л.д.15). Директором школы на имя начальника МУ «Управления образования администрации Катайского района» направлялись отношения о выделении денежных средств для устранения нарушений (л.д.36,37). В силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Таким образом, отсутствие денежных средств у МОУ «Зырянская ООШ» не является непреодолимой силой, поэтому суд приходит к выводу, что данным юридическим лицом не были предприняты все необходимые меры в целях недопущения нарушений требований пожарной безопасности 27.08.2010 г. МОУ «Зырянская ООШ» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за допущенные нарушения правил пожарной безопасности, в том числе за необорудование здания школы автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, соединение жил электропроводов в скрутку, не обеспечение наружным противопожарным водоснабжением, в виде штрафа (л.д.29). Часть первая ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность МОУ «Зырянская ООШ», суд не усматривает. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность МОУ «Зырянская ООШ» является повторное совершение административного правонарушения в области дорожного движения, поскольку за совершение первого административного правонарушения МОУ «Зырянская ООШ» 27.08.2010 г. уже подвергалось административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей, который до настоящего времени не оплачен (л.д.29), при этом срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания) не истек. Учитывая, что нарушения, допущенные МОУ «Зырянская ООШ» представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях основной, начальной школы и столовой МОУ «Зырянская ООШ» в случае возникновения пожара, которые до настоящего времени не устранены, суд считает, что деятельность образовательного учреждения в указанных зданиях необходимо приостановить, так как данный вид наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.12, ч. 1 ст. 20.4, ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, П о с т а н о в и л: Привлечь юридическое лицо – муниципальное общеобразовательное учреждение «Зырянская основная общеобразовательная школа» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Зырянская основная общеобразовательная школа» на срок 60 суток. Запретить деятельность муниципальному общеобразовательному учреждению «Зырянская основная общеобразовательная школа», связанную с нахождением в зданиях основной, начальной школы и столовой, расположенных по адресу: ...,учащихся и сотрудников школы, обеспечивающих образовательный процесс. Временный запрет деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Зырянская основная общеобразовательная школа» зачесть в срок административного приостановления. Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления с подачей жалобы через Катайский районный суд. Судья: О. А. Бутакова