ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания г.Катайск Курганской области 20 июня 2011 года Судья Катайского районного суда Курганской области, расположенного по адресу: ул.Советская, 31 в г.Катайске Курганской области, Бутакова О. А., рассмотрев материалы дела № 5-21/2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального образовательного учреждения «Корюковская основная общеобразовательная школа», <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Установил: Юридическое лицо муниципальное образовательное учреждение «Корюковская основная общеобразовательная школа» (далее МОУ «Корюковская ООШ»), 16.05.2011 г. в 09:00 совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), 11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что в здании МОУ «Корюковская ООШ»: 1) в нарушении п. 3, 36 ППБ 01-03 РФ, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85* не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения; 2) в нарушение п.п. 60 ППБ 01-03 РФ, п. 2.3.5 ППБ 101-89 допущена эксплуатация светильников без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника; 3) в нарушение п. 108 ППБ 01-03 РФ, приложение 3 таблица 1 помещение не оборудовано первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности; 4) в нарушение п. 27 ППБ 01-03 РФ отсутствует наружное освещение школы по периметру; 5) в нарушение п. 57 ППБ 01-03 РФ распределительные коробки не закрыты крышками; 6) в нарушение п. 3 ППБ 01-03 РФ, п.1.6* СНиП 2.01.02-85*, п. 4.3 СНиП 21.01-97*) допущено устройство сгораемых перегородок в общем коридоре первого этажа; 7) в нарушение п.п. 9, 98 ППБ 01-03 РФ, НПБ 110-03 РФ таблица 1 п. 9 здание школы не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; 8) в нарушение п.п. 3, 16, 98, 102 ППБ 01-03 РФ, НПБ 104 03 Таблица 2 п. 7 помещения школы не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Представитель юридического лица МОУ «Корюковская ООШ» Кульбердинов М. А., действующий на основании приказа № от (дата) МУ «Управление образования администрации Катайского района» о назначении на должность директора МОУ «Корюковская ООШ» (л.д.11), вину юридического лица в совершении правонарушения признал в полном объеме, суду пояснил, что здание школы очень старинное, поскольку денежных средств у школы не имеется, то неоднократно на имя начальника управления писали отношения о выделении денежных средств для устранения данных нарушений. В настоящее время распределительные коробки закрыты. Начальник управления сообщила ему, что в июле 2011 г. в школу будет направлена хоз.группа для устранения недостатков и к 1 сентября 2011 г. все будет устранено. Представители отделения надзорной деятельности по Катайскому району Шадринского межрайонного отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Курганской области Мыльников Р. А. и Баев А. В. в судебном заседании поддержали доводы, указанные в протоколе об административном правонарушении, просили привлечь МОУ «Корюковская ООШ» в виде приостановления деятельности. Заслушав представителя Кульбердинова М. А. и представителей Мыльникова Р. А., Баева А. В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что юридическое лицо МОУ «Корюковская ООШ» при осуществлении деятельности по предоставлению образовательных услуг допустило нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается протоколом № 122 об административном нарушении в области пожарной безопасности от 16.06.2011 г. (л.д.5), протоколом осмотра от 16.05.2011 г. (л.д.7), актом проверки № 35 от 20.05.2011 г. (л.д.12-13), протоколом о временном запрете деятельности от 16.06.2011 г. (л.д.6). Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03 РФ) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. п. 2-3 ППБ 01-03 РФ организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с ППБ 01-03 РФ, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. ППБ 01-03 РФ предусмотрено: - нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться (п. 36); - при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 60); - помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3 (п. 108); - территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря (п. 27); - проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57); - установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации (п. 98); - в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (п. 16). Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденные Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 г. № 541 (далее ППБ-101-89) устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ независимо от их ведомственной принадлежности. Пунктом 2.3.5 ППБ-101-89 предусмотрено, что в производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками). Пунктом 7 таблицы 2 норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323 установлен тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях школ. Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» установлены общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. В соответствии с п. 4.3 СНиП 21-01-97* в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01. Согласно п. 1.6 СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы» в зданиях 1 и 11 степеней огнестойкости допускается применять перегородки из гипсокартонных листов по ГОСТ 6266089 с каркасом из негорючих материалов с пределами огнестойкости не менее соответственно 1 и 0,5 ч. При этом в общих коридорах, лестничных клетках, вестибюлях, холлах и фойе гипсикартонные листы не допускается окрашивать горючими красками. В п. 1.8 СНиП 2.01.02-85* указано, что в зданиях всех степеней огнестойкости кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий, полы, двери, ворота, переплеты окон и фонарей, а также отделку (в том числе облицовку) стен и потолков независимо от нормируемых пределов распространения огня по ним допускается выполнять из горючих материалов. При этом стропила и обрешетку чердачных покрытий (кроме зданий V степени огнестойкости) следует подвергать огнезащитной обработке. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, выявленные Актом проверки от 20.05.2011 г. № 35 в здании МОУ «Корюковская ООШ» (л.д.12-13), представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании МОУ «Корюковская ООШ» в случае возникновения пожара, что подтверждается заключением эксперта № 53-2-03 от 01.06.2011 г. (л.д.17-21). В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Частью 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Судом установлено, что директором школы на имя начальника МУ «Управления образования администрации Катайского района» направлялись отношения о выделении денежных средств для устранения нарушений (л.д.24-27). Однако, доводы представителя МОУ «Корюковская ООШ» о том, что юридическим лицом приняты все необходимые меры в целях недопущения нарушений требований пожарной безопасности, в судебном заседании не нашли своего подтверждения. В период с 2009 по 2010 гг. дважды в год в МОУ «Корюковская ООШ» проводились проверки и были выявлены те же самые нарушения, которые до настоящего времени не устранены, МОУ «Корюковская ООШ» за данные нарушения неоднократно привлекалось к административной ответственности в виде наложения административного штрафа (л.д.28-44). Часть первая ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность МОУ «Корюковская ООШ», суд не усматривает. Сведений об имущественном и финансовом положении юридического лица суду не представлено. Учитывая, что нарушения, допущенные МОУ «Корюковская ООШ» при осуществлении предоставления образовательных услуг представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании МОУ «Корюковская ООШ» в случае возникновения пожара, суд считает, что деятельность образовательного учреждения в указанном здании необходимо приостановить, так как данный вид наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.12, ч. 1 ст. 20.4, ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, П о с т а н о в и л: Привлечь юридическое лицо – муниципальное образовательное учреждение «Корюковская основная общеобразовательная школа» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности муниципального образовательного учреждения «Корюковская основная общеобразовательная школа» на срок 60 суток. Запретить деятельность муниципального образовательного учреждения «Корюковская основная общеобразовательная школа», связанную с нахождением в здании, расположенном по адресу: ...,учащихся и сотрудников школы, обеспечивающих образовательный процесс. Временный запрет деятельности муниципального образовательного учреждения «Корюковская основная общеобразовательная школа» зачесть в срок административного приостановления. Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления с подачей жалобы через Катайский районный суд. Судья: О. А. Бутакова