ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания г.Катайск Курганской области 18 ноября 2011 года Судья Катайского районного суда Курганской области, расположенного по адресу: ул. Советская, д. 31, г. Катайск Курганской области, Бутакова О. А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ОАО «Молоко», юридический адрес: ..., ИНН ..., ОГРН ..., У с т а н о в и л: Юридическое лицо ОАО «Молоко» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах: на основании распоряжения от 10.10.2011 г. руководителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах 11.10.2011 г. была проведена проверка в отношении ОАО «Молоко», в результате которой было выявлено, что бактериологическим отделом производственно-технической лаборатории ОАО «Молоко» осуществляется деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека (проводят исследования выпускаемой продукции на наличии бактерий группы кишечной палочки (БГКП), воды на общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) и смывов на БГКП). Лицензия на осуществление данного вида деятельности у ОАО «Молоко» отсутствует, что является нарушением ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. 2.11, 2.1.2 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитологических болезней». По результатам экспертизы, проведенной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» бактериологический отдел производственно-технической лаборатории ОАО «Молоко» не соответствует требованиям СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитологических болезней» и СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08». В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в настоящей статье ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Представитель ОАО «Молоко» Мальцев А. А., действующий на основании доверенности № от ... (л.д. 15), в судебном заседании вину ОАО «Молоко» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не признал, пояснил суду, что на основании ст. 11 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ОАО «Молоко» обязано проводить производственный контроль в виде лабораторных исследований, что и делается, эти исследования нужны только для внутреннего контроля за продукцией. Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах Максимов Н. Г., действующий на основании доверенности № от ... (л.д. 16), в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в материалах об административном правонарушении, дополнил, что никто не говорит о том, что не нужно проводить производственный контроль в виде лабораторных исследований, эту деятельность нужно проводить, но она должна быть лицензирована. Осуществление данного вида деятельности без лицензии может привести к выпуску некачественной продукции и причинить вред жизни и здоровью человека. Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что ОАО «Молоко» имеет производственно-техническую лабораторию, никакой бактериологической лаборатории нет, данная лаборатория проверяет только физико-химические показатели готовой продукции только для себя, то есть ОАО «Молоко». Заслушав представителя Мальцева А. А., представителя Максимова Н. Г., свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд установил, что юридическое лицо ОАО «Молоко» при осуществлении деятельности бактериологического отдела производственно-технической лаборатории, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека, а именно: с проведением исследований выпускаемой продукции на наличие бактерий группы кишечной палочки (БГКП), воды на общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) и смывов на БГКП, подлежащей лицензированию в соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.2 Санитарных правил 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитологических болезней», ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в нарушение указанных законодательных норм производит данную деятельность без лицензии, которая в соответствии с экспертным заключением № 4234 от 11.10.2011 г. и заключением специалиста может привести к выпуску некачественной (опасной в эпидемическом отношении) продукции и причинить вред жизни и здоровью человека, личной и общественной безопасности. В соответствии с положениями ст. 11, п. 5 ст. 15, пп. 1-3 ст. 32, ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания, осуществлять гигиеническое обучение работников. Статьей 40 Федерального закона от 30.03.1999 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено обязательное лицензирование отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. В силу п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 г. № 4 в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утверждены санитарно-эпидемиологические правила «СП 1.3.2322-08. Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила»), введены в действие с 01.05.2008 г. Согласно п. 1.4 указанных Правил соблюдение их требований является обязательным для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, проводящих работы с патогенными биологическими агентами III группы: - диагностические с целью обнаружения и выделения возбудителя, экспериментальные и производственные работы; - исследования по контролю объектов окружающей среды и качества продукции. - исследования по контролю объектов окружающей среды и качества продукции на наличие санитарно-показательных микроорганизмов В соответствии с п. 2.1.1 указанных Правил деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и индивидуальных предпринимателей, связанная с использованием патогенных биологических агентов III - IV групп и возбудителями паразитарных болезней, должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с п. 2.1.2 указанных Правил деятельность каждого структурного подразделения (микробиологической лаборатории, цеха, производственного участка и т.п.), связанная с использованием патогенных биологических агентов III - IV групп, должна осуществляться на основании санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с СП 1.3.2322-08 (Приложение 1. Классификация микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности), бактерии группы кишечной палочки (БГКП) относятся к разделу «бактерии» IV группы, п. 13 – «escherihia coli» (кишечная палочка), способны вызвать расстройства желудочно-кишечного тракта человека, которые могут проявляться воспалением в виде энтеритов различной этиологии. Согласно экспертному заключению № 4234 от 11.10.2011 г., бактериологический отдел производственно-технической лаборатории ОАО «Молоко» не соответствует требованиям СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитологических болезней» и СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08». Сотрудники отдела не выполняют требования и рекомендации по микробиологическому исследованию молока и молочных продуктов, воды, смывов и других объектов. Бактериологический отдел не имеет лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности (СП 1.3.2322-08 п.п. 2.1.1, 2.1.2) (л.д. 7-10). Из заключения специалиста, предупрежденного об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 13-14), усматривается, что при несоблюдении лицензионных требований при работе с возбудителями III-IV групп патогенности не гарантируется качество выполняемых работ, их достоверность, возможно искажение результатов исследований, неверная оценка полученных результатов, что в свою очередь может привести к выпуску некачественной (опасной в эпидемическом отношении) продукции, и, как следствие, высока вероятность причинения вреда жизни и здоровью человека, личной и общественной безопасности. Только при выполнении лицензионных требований можно гарантировать сохранение здоровья населения. Эксплуатацию бактериологического отдела производственно-технической лаборатории ОАО «Молоко» специалист считает недопустимой. В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу ОАО «Молоко», суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность ОАО «Молоко» суд не усматривает. Сведений об имущественном и финансовом положении юридического лица суду не представлено. Учитывая, что нарушения, допущенные ОАО «Молоко» при осуществлении деятельности бактериологического отдела производственно-технической лаборатории, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека, а именно – с проведением исследований выпускаемой продукции на наличие бактерий группы кишечной палочки (БГКП), воды на общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) и смывов на БГКП, представляют прямую и непосредственную угрозу здоровью населения и сотрудников ОАО «Молоко» и могут привести к выпуску некачественной (опасной в эпидемическом отношении) продукции и причинить вред жизни и здоровью человека, личной и общественной безопасности, суд считает, что указанную деятельность необходимо приостановить, так как данный вид наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Согласно ч. 5 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. Согласно протоколу о временном запрете деятельности от 10.11.2011 г. (л.д. 5), время фактического прекращения деятельности – с момента получения настоящего протокола. Согласно о вручении почтового отправления протокол о временном запрете деятельности, протокол № с сопроводительным письмом получено ФИО6 по доверенности ... (л.д. 6). Судом установлено, что деятельность бактериологического отдела производственно-технической лаборатории, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека, а именно – с проведением исследований выпускаемой продукции на наличие бактерий группы кишечной палочки (БГКП), воды на общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) и смывов на БГКП приостановлена не была, хотя был получен протокол о временном запрете деятельности. Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что срок временного запрета, указанный в протоколе о временном запрете деятельности от 10.11.2011 г., не должен засчитываться в срок административного приостановления деятельности, поскольку деятельность не была приостановлена. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.12, ст. 19.20, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, П о с т а н о в и л: Привлечь юридическое лицо – открытое акционерное общество «Молоко» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде приостановления деятельности на срок 90 (Девяносто) суток. Запретить деятельность открытого акционерного общества «Молоко», расположенного по адресу: ..., связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека, а именно: с проведением исследований выпускаемой продукции на наличие бактерий группы кишечной палочки (БГКП), воды на общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) и смывов на БГКП. Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья: О. А. Бутакова Постановление вручено: Постановление вступает в законную силу: