нарушение требований пожарной безопасности



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г.Катайск Курганской области 21 июня 2011 года

Судья Катайского районного суда Курганской области, расположенного по адресу: ул.Советская, 31 в г.Катайске Курганской области, Бутакова О. А., рассмотрев материалы дела № 5-24/2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального образовательного учреждения «Лобановская основная общеобразовательная школа», <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности: 27.08.2010 г. по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Установил:

Юридическое лицо муниципальное образовательное учреждение «Лобановская основная общеобразовательная школа» (далее МОУ «Лобановская ООШ») совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), 11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что в здании МОУ «Лобановская ООШ»:

1) в нарушение п.п. 60 ППБ 01-03 РФ, п. 2.3.5 ППБ 101-89 допущена эксплуатация светильника в лыжной базе и в кабинете преподавателя физкультуры без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией светильника;

2) в нарушение п.п. 3, 57, 60 ППБ 01-03 РФ, п. 2.1.37 таблицы 2.1.3 ПУЭ монтаж электропроводов в спортивном зале выполнен по горючему основанию;

3) в нарушение п. 53 ППБ 01-03 РФ допущено размещение лыжной базы на пути эвакуации из спортивного зала;

4) в нарушение п. 90 ППБ 01-03 РФ отсутствуют светоотражающие указатели до водоисточников и по направлению движения к ним;

5) в нарушение п. 3 ППБ 01-03 РФ, п. 7 таблицы 1 СНиП 2.08.02-89* к зданию школы и столовой 3 степени огнестойкости пристроен тамбур 5 степени огнестойкости;

6) в нарушение п.п. 3, 98 ППБ 01-03 РФ, НПБ 110-03 РФ таблица 1 п. 9 здание школы не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации;

7) в нарушение п.п. 3, 16, 98, 102 ППБ 01-03 РФ, НПБ 104 03 Таблица 2 п. 7 помещения школы не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

8) в нарушение п. 3, 53 ППБ 01-03 РФ, п. 6,25* СНиП 21.01.97* на полу в коридоре используется линолеум с неизвестными пожарными свойствами;

9) в нарушение п.п. 9, 52 ППБ 01-03 РФ, п. 6.17 СНиП 21.01.97* двери эвакуационного выхода из спортивного зала открываются не по направлению выхода из здания;

10) в нарушение п. 53 ППБ 01-03 РФ перед дверью эвакуационного выхода на полу проложена труба отопления;

11) в нарушение п. п. 3, 60ППБ 01-03 РФ, п. 2.3.3 ППБ 101-89, п. 2.1.21 ПУЭ соединение жил электропроводов на лыжной базе выполнено вскрутку.

Представитель юридического лица МОУ «Лобановская ООШ» Бокова Л. В., действующая на основании приказа от ... МУ «Управление образования администрации Катайского района» ... (л.д.10), вину юридического лица в совершении правонарушения признала в полном объеме, суду пояснила, что часть нарушений является финансово-затратных, поэтому на имя начальника Управления образования направлялись заявки, отношения о выделении денежных средств на устранение данных недостатков. Начальник Управления образования в устной форме сообщила, что в июле 2011 г. будет установлена сигнализация, а к октябрю 2011 г. устранены остальные недостатки. Малозатратные нарушения будут устранены собственными силами.

Представитель отделения надзорной деятельности по Катайскому району Шадринского межрайонного отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Курганской области Баев А. В. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в протоколе об административном правонарушении, просил применить более строгую меру наказания в виде приостановления деятельности, поскольку данные нарушения влекут угрозу жизни и здоровью людей.

Заслушав представителя Бокову Л. В. и представителя Баева А. В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что юридическое лицо МОУ «Лобановская ООШ» при осуществлении деятельности по предоставлению образовательных услуг допустило нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается протоколом № 125 об административном нарушении в области пожарной безопасности от 16.06.2011 г. (л.д.4), протоколом осмотра от 12.05.2011 г. (л.д.12-13), актом проверки № 26 от 20.05.2011 г. (л.д.7-8), протоколом о временном запрете деятельности от 16.06.2011 г. (л.д.5).

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03 РФ) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. п. 2-3 ППБ 01-03 РФ организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с ППБ 01-03 РФ, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Правилами пожарной безопасности ППБ 01-03 РФ предусмотрено:

- при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 60);

- проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57);

- у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90);

- двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (п. 52);

- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг (п. 53);

- установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации (п. 98);

- в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (п. 16).

Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89), утвержденные Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 г. № 541 (далее ППБ-101-89) устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ независимо от их ведомственной принадлежности.

Пунктом 2.3.5 ППБ-101-89 предусмотрено, что в производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).

В соответствии с п. 2.3.3 ППБ-101-89 соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

Пунктом 2.3.3 ППБ-101-89 предусмотрено, что соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

Аналогичное требование содержится в п. 2.1.21 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 г. (ред. от 20.06.2003), согласно которому соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 2.1.37 указанных Правил (ПУЭ) предусмотрено, что при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований, конструкций, деталей из сгораемых материалов должно составлять не менее 10 мм. При невозможности обеспечить указанное расстояние провод (кабель) следует отделять от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Согласно п. 9 таблицы 1 «Здания» обязательного приложения к НПБ 110-03, здания общественного и административно-бытового назначения (кроме автозаправочных станций, а также палаток, магазинов и киосков, относящихся к ним, и зданий выставочных павильонов) обеспечиваются АУПС независимо от площади и этажности.

Нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323, устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

Пунктом 7 таблицы 2 указанных норм пожарной безопасности НПБ 104-03 установлен тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях школ.

Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» установлены общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

В соответствии с п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью.

Пунктом 6.17 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Пунктом 7 таблицы 1 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» предусмотрено, что степень огнестойкости пристроенных к зданию навесов, террас, галерей, а также отделенных противопожарными стенами служебных и других зданий и сооружений допускается принимать на одну степень огнестойкости ниже, чем степень огнестойкости здания.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, выявленные протоколом осмотра от 12.05.2011 г., фототаблицей (л.д.12-13,14-16), представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях МОУ «Лобановская ООШ» в случае возникновения пожара, что подтверждается заключением эксперта № 50-2-03 от 26.05.2011 г. (л.д.17-22).

В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

МОУ «Лобановская ООШ» является юридическим лицом, согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д.11).

Директором школы на имя начальника МУ «Управления образования администрации Катайского района» направлялись отношения, заявки о выделении денежных средств для устранения нарушений (л.д.26,27).

В силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, отсутствие денежных средств у МОУ «Лобановская ООШ» не является непреодолимой силой, поэтому суд приходит к выводу, что данным юридическим лицом не были предприняты все необходимые меры в целях недопущения нарушений требований пожарной безопасности

27.08.2010 г. МОУ «Лобановская ООШ» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за допущенные нарушения правил пожарной безопасности, в том числе за необорудование здания школы автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в виде штрафа (л.д.25).

Часть первая ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность МОУ «Лобановская ООШ», суд не усматривает.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность МОУ «Лобановская ООШ» является повторное совершение административного правонарушения в области дорожного движения, поскольку за совершение первого административного правонарушения МОУ «Лобановская ООШ» 27.08.2010 г. уже подвергалось административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей, который до настоящего времени не оплачен (л.д.25), при этом срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания) не истек.

Учитывая, что нарушения, допущенные МОУ «Лобановская ООШ» представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании школы и столовой МОУ «Лобановская ООШ» в случае возникновения пожара, суд считает, что деятельность образовательного учреждения в указанных зданиях необходимо приостановить, так как данный вид наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.12, ст.6.6, ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П о с т а н о в и л:

Привлечь юридическое лицо – муниципальное образовательное учреждение «Лобановская основная общеобразовательная школа» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток.

Запретить деятельность муниципального образовательного учреждения «Лобановская основная общеобразовательная школа», связанную с нахождением в здании школы и столовой, расположенных по адресу: ...,учащихся и сотрудников школы, обеспечивающих образовательный процесс.

Временный запрет деятельности зданий муниципального образовательного учреждения «Лобановская основная общеобразовательная школа» зачесть в срок административного приостановления.

Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления с подачей жалобы через Катайский районный суд.

Судья: О. А. Бутакова