ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Катайск Курганской области 24 августа 2010 года
Судья Катайского районного суда Курганской области, находящегося по адресу: Курганская обл., г. Катайск, ул. Советская, 31, Боровинских Т.Ф., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Муниципального общеобразовательного учреждения «...»,
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо Муниципальное общеобразовательное учреждение «...» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при следующих обстоятельствах: 13.08.2010 года по адресу: д. ... Катайского района Курганской области допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно:
1) СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»:
- п. 2.8.6 - стены учебного помещения покрыты обоями, что не позволяет проводить их уборку влажным способом;
- п. 2.3.24, п. 2.7.5 - в помещении класса не установлен умывальник;
- п. 2.8.1 – в здании школы отсутствует обязательный набор помещений: помещение для занятий по физвоспитанию, помещение для медицинского обеспечения, санузлы;
2) СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»:
- п. 6.8, п. 7.1 – для обучающихся не организовано горячее питание;
- п. 10.1, 10.2 – не организовано обеспечение обучающихся водой, расфасованной в емкости;
Законный представитель юридического лица директор Муниципального общеобразовательного учреждения «...» Яренских И.М. пояснила, что согласна с протоколом частично. ... школа является сельской малокомплектной начальной школой, которую посещает 16 детей, поэтому на протяжении всего существования учреждения детей кормили только полдником, состоящим из чая и булочки. Мебель в школе приобретена в начале 1990-х годов, находится она в пригодном состоянии. На приобретение новой мебели денег нет. В школе оборудован надворный туалет, поскольку здание неблагоустроенное, в деревне нет водопровода. Общественный колодец школе не принадлежит, расположен за территорией школы и она не несет ответственность за его содержание в надлежащем состоянии.
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Катайском, Далматовском районах Н. пояснил, что ранее МОУ «...» к административной ответственности не привлекалась. Поскольку допущенные нарушения санитарных правил создают угрозы здоровью детей, то руководитель полагает, что нет оснований для применения штрафа, и направил материал в районный суд для применения наказания в виде приостановления деятельности школы до устранения выявленных нарушений. Просит приостановить деятельность школы на 30 суток. Временный запрет деятельности в отношении школы не применялся.
Свидетель М. пояснил, что при проверке ... школы были выявлены нарушениях санитарных правил, изложенные в протоколе. Было принято решение о направлении материала в суд для применения наказания в виде приостановления деятельности школы с целью первоочередного устранения двух нарушений: обеспечение учащихся бутылированной водой и обустройство в здании школы санузла. Ранее школа к административной ответственности не привлекалась, поскольку плановые проверки проводятся редко. Указывая в протоколе на нарушение СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» подразумевал, что школа использует воду не соответствующую требованиям по качеству из аварийного колодца. Полагает, что в нарушение п. 2.4.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 школьная мебель старая, не соответствует росту учащихся, так как хотя и предназначена для начальной школы, но все столы одинаковой высоты. Предполагает, что в школе обучаются дети разного роста и столы также должны быть разными. Стулья имеют сколы, трещины, травмоопасны. Какое количество стульев не соответствует требованиям указать не может.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «...» не выполняет в полной мере требования санитарного законодательства. Правонарушение выявлено в ходе проверки, проведенной 13.08.2010г, и оформлено актом проверки № 101 от 13.08.2010г л.д.4-5). В ходе рассмотрения дела установлены и подтверждены факты нарушений, изложенные в вышеуказанном акте. Представитель учреждения Яренских И.М. не представила доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдения вышеуказанных правил и норм, ссылаясь только на финансовые трудности. Доводы представителя о невозможности выполнения данных требований по причине наличия финансовых трудностей судья признает несостоятельными, поскольку они не подтверждены документально.
При рассмотрении данного дела судья исходит из требований ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья учитывает требования ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 11 Федерального Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии со ст. 28 указанного Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. В силу ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.8.6 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Нарушение указанного требования представителем Муниципального общеобразовательного учреждения «...» признается в судебном заседании.
Пунктом 2.3.24 указанных Правил предусмотрено, что в помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники. Представитель школы признает, что в учебном классе умывальника нет.
Согласно пункту 2.7.5 Правил холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Нарушение указанного пункта Правил указано в протоколе об административном правонарушении в отношении данного юридического лица без достаточных оснований, поскольку указанные помещения в Муниципальном общеобразовательном учреждении «...» отсутствуют.
В силу пункта 2.8.1 Правил при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
Пунктом 2.7.6. Правил установлено, что в неканализованных районах общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений. Согласно пункту 2.7.7. Правил в неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.
Отсутствие в Муниципальном общеобразовательном учреждении «...» санузла, помещения для занятий по физвоспитанию, помещения для медицинского обеспечения представитель юридического лица признал.
Согласно пункту 2.4.2 Правил каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Судья приходит к выводу, что указанное нарушение в судебном заседании не нашло подтверждения, поскольку доводы представителя юридического лица о наличии цветовой маркировки не опровергнуты, а представитель территориального отдела Роспотребнадзора не представил доказательства в обоснование несоблюдения вышеуказанного пункта Правил. В протоколе об административном правонарушении имеется ссылка только на то, что «мебель старая».
Согласно пункту 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. В соответствии с пунктом 7.1 указанных Правил горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных. Нарушение данного правила подтверждено в судебном заседании представителем юридического лица.
В силу пункта 10.1 Правил в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Нарушение данного пункта необоснованно изложено в протоколе об административном правонарушении, поскольку д. ... не имеет централизованной системы питьевого водоснабжения.
Пунктом 10.2 Правил предусмотрено, что питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости. В соответствии с пунктом 10.7. Правил при отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.
В данном случае в Муниципальном общеобразовательном учреждении «...» не организован питьевой режим обучающихся с использованием воды, расфасованной в емкости.
Судья не усматривает в действиях МОУ «...» нарушений пп. 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», поскольку данное юридическое лицо не занимается устройством и оборудованием водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения, в судебном заседании не получено доказательств наличия на балансе школы общественного колодца.
Санкция статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает альтернативное виды наказания: предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При определении вида наказания судья принимает во внимание характер допущенных нарушений санитарных правил (выявленные нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов не создают прямую угрозу здоровью детей, обучающихся в данном образовательном учреждении, педагогов, обслуживающего персонала, а также иных лиц, посещающих данное учреждение), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывает важность и необходимость начала образовательного процесса учащихся в текущем учебном году, в связи с чем признает невозможным в данном случае удовлетворить ходатайство представителя Роспотребнадзора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности образовательного учреждения.
В силу части 2 статьи 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья учитывает в качестве смягчающего обстоятельства, привлечение Муниципальном общеобразовательном учреждении «...» к административной ответственности впервые и применяет наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 6.3, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь Муниципальное общеобразовательное учреждение «...» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено; потерпевшим (ст. 25.5 КоАП РФ).
Судья: Т.Ф. Боровинских