Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом



РЕШЕНИЕ

по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении

г. Катайск Курганской области 10 февраля 2011 года

Судья Катайского районного суда Курганской области, находящегося по адресу: Курганская обл. г. Катайск ул. Советская д. 31, Боровинских Т.Ф., рассмотрев протест прокурора Катайского района на постановление мирового судьи судебного участка № 10 Катайского района от 24.01.2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица

Решетуна М.М., ... года рождения,

...

...

...

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Катайского района от 24.01.2011 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного врача МУ «Катайская ЦРБ» Решетуна М.М. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Прокурор Катайского района принес протест на указанное постановление, просит отменить его, дело направить на новое рассмотрение мировому судье по основаниям, предусмотренным п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ. Требования протеста мотивированы неправильным применением мировым судьей норм материального (ссылки на ст.7.17 и 15.5 КоАП РФ) и процессуального закона (одностороннее исследование доказательств по делу, не дана оценка причинам пропуска срока дачи ответа на запрос прокурора на значительный срок -7 суток), неубедительностью доводов мирового судьи о необоснованности требований и.о. прокурора района о предоставлении запрошенных сведений, наличии у Решетуна М.М. права на защиту врачебной тайны и отсутствии умысла. Судьей при рассмотрении дела не дана оценка положению Конституции о приоритете одного закона перед другим при наличии противоречий в законодательных актах, не запрошены необходимые сведения для получения доказательств законности требований прокурора. Указание мировым судьей в постановлении об отсутствии в действиях Решетуна М.М. умысла противоречит обстоятельствам, установленным судом, так как он при направлении трех ответов не выполнил требования о предоставлении необходимых сведений.

В судебном заседании и.о. прокурора Катайского района Семернёв Е.А. просил удовлетворить протест и отменить постановление по основаниям, изложенным в протесте. Пояснил, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ образует умышленное неисполнение главным врачом МУ «Катайская ЦРБ» Решетуном М.М. 12 запросов и.о. прокурора района от 07.12.2010 о предоставлении сведений в отношении конкретных лиц состоят ли они на учете врача - нарколога и врача-психиатра. Полагает, что Федеральный закон «О прокуратуре РФ» имеет большую юридическую силу, чем Основы законодательства РФ «об охране здоровья граждан».

Должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Решетун М.М. в судебном заседании пояснил, что действовал в соответствии со ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и письменным разъяснением и.о. главного врача областного наркологического диспансера. Согласен с любым судебным решением по делу, поскольку до настоящего времени нет четкого указания: вправе ли он предоставлять такую информацию по запросам, не связанным с расследованием уголовных дел и судебным разбирательством.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав и.о. прокурора Катайского района Семернёва Е.А., лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Решетуна М.М., судья пришел к выводу, что протест подлежит отклонению вследствие необоснованности, постановление мирового судьи – оставлению без изменения.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного врача МУ «Катайская ЦРБ» Решетуна М.М. было возбуждено постановлением и.о. прокурора Катайского района от 20.12.2010г. и в этот же день направлено для рассмотрения мировому судье-организатору Катайского района Курганской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Катайского района от 24.01.2011г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Решетуна М.М. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Оснований для применения пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае нет, поскольку не установлено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволивших мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы протеста прокурора о том, что при рассмотрении дела суд не принял мер к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, что повлияло на законность и обоснованность принятого по делу решения, не соответствуют действительности.

Мировым судьей были исследованы все представленные прокурором доказательства. При вынесении постановления мировой судья судебного участка № 10 Катайского района правильно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и принял законное и обоснованное решение по делу.

Статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главного врача МУ «Катайская ЦРБ» Решетуна М.М. было возбуждено за непредоставление и.о. прокурора Катайского района сведений о лицах, состоящих на учете у врача-нарколога и врача-психиатра.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.12.2010 не соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части указания места, времени совершения и события административного правонарушения. Из текста неясно: какие действия должностного лица прокурор признал составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, место, время совершения административного правонарушения.

В настоящем судебном заседании прокурор пояснил, что состав административного правонарушения образует непредставление сведений на запросы от 07.12.2010 в отношении конкретных 12 лиц, остальные факты указаны для подтверждения умышленности неисполнения должностным лицом законных требований прокурора.

В обоснование законности своих требований о предоставлении информации, составляющей профессиональную тайну, прокурор ссылается на статьи 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17января1992года N2202-1, который является специальным нормативным актом, позволяющим прокурору получать информацию о состоянии здоровья граждан, подпадающую под врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.

Направляя главному врачу МУ «Катайской ЦРБ» требования о представлении информации, изложенной в 12 запросах от 07.12.2010 на конкретных граждан, прокурор руководствовался статьями 20 и 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (л.д. 22-33). При этом статья 20 указанного Федерального закона регламентирует деятельность коллегий в органах прокуратуры и не имеет отношения к проводимой по заданию прокуратуры Курганской области сверке с органами ГИБДД и здравоохранения (л.д.16,17).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ к документам и материалам органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Однако статья не содержит указания о праве получения любой информации, а предусматривает право требовать необходимые документы, материалы и иные сведения в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

В силу статьи 3 указанного Федерального закона организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Доводы протеста прокурора о том, что мировым судьей не дана оценка положений Конституции о приоритете одного закона перед другим при наличии противоречий в законодательных актах суд не принимает, поскольку в данном случае право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну установлено Конституцией Российской Федерации, которая в силу статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Статьей 23 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В силу части 4 статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22июля1993года N5487-1 предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ); 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; 6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В редакции, действующей до изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 N 214-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, прокурор был включен в число лиц, по запросу которых допускалось предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. В связи с изменением полномочий по надзору и созданием следственного комитета при прокуратуре РФ прокурор в настоящее время таким правом не обладает.

Аналогичная норма содержится и в статье 9 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 203-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 N 4-П), согласно которой сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Статьей 8 указанного Закона установлен запрет требования сведений о состоянии психического здоровья при реализации гражданином своих прав и свобод, за исключением случае, установленных законами Российской Федерации.

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее) включены в п.2 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005 N 1111).

В соответствии с п. 6 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27июля2006года N149-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Таким образом, в законе четко указаны случаи предоставлении информации, составляющей врачебную тайну. Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит. Запрос прокурора должен быть оформлен в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и федерального закона, ограничивающего доступ к конфиденциальной информации, в данном случае с учетом требований статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22июля1993года N5487-1. В связи с несоблюдением в полном объеме указанных условий требования прокурора от 07.12.2010, а также и от 19.10,2010, 27.10.2010 не могут быть признаны законными и не являются основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного врача МУ «Катайская ЦРБ».

Доводы протеста о том, что мировым судьей не запрошены необходимые сведения для получения доказательств законности требований прокурора суд признает не основанными на законе.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в запросах, лежит на прокуроре, а мировому судье необходимо было исследовать вопрос об их законности и обоснованности, поскольку ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора. Мировой судья оценку законности и обоснованности требований прокурора изложил в постановлении от 24.01.2011.

От прокурора, участвующего в судебном заседании при рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении, ходатайств и заявлений о необходимости предоставления дополнительных доказательств не поступало.

Доводы протеста о том, что указание мировым судьей в постановлении об отсутствии в действиях Решетуна М.М. умысла противоречит обстоятельствам, установленным судом, так как он при направлении трех ответов не выполнил требования о предоставлении необходимых сведений, суд признает несостоятельными, поскольку в данном случае для установления состава административного правонарушения первостепенное значение имеет законность требований прокурора. Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что прокурор не доказал законность своих требований к главному врачу МУ «Катайской ЦРБ», поскольку предоставление указанной информации ограничено законом.

Допущенные в постановлении мирового судьи технические ошибки –указание на статьи 7.17 и 15.5 КоАП РФ - не являются существенным нарушением процессуальных требований. Кроме того, в соответствии со статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях описки при написании ст.17.7 КоАП РФ были устранены определением от 02.02.2011 (л.д.42).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 17.7, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении протеста и.о. прокурора Катайского района Курганской области.

Постановление мирового судьи судебного участка № 10 Катайского района от 24.01.2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, в отношении должностного лица – главного врача МУ «Катайская ЦРБ» Решетуна М.М., за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения – оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Курганский областной суд.

Судья: Т.Ф. Боровинских