О возложении обязанности МУЗ `Катангская ЦРБ`, МО `Катангский район` создать условия для доступности лекарственного обеспечения граждан



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» августа 2011 года село Ербогачен

Катангский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шайдуллина Р.С., при секретаре судебного заседания Юрьевой О.Ю., с участием:

помощника прокурора Катангского района Лисичникова В.А.;

представителя ответчика администрации МО «Катангский район» Каненкиной Ю.Е.,

представителя ответчика МУЗ «Катангская ЦРБ» Молоткова П.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-95/2011 по заявлению прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности создать условия для доступности лекарственного обеспечения граждан путем обеспечения получения фельдшерскими пунктами и врачебной амбулатории лицензий на осуществление фармацевтической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Катангского района обратился в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Катангский район» /далее по тексту администрация МО «Катангский район»/, к муниципальному учреждению здравоохранения «Катангская ЦРБ» /далее по тексту МУЗ «Катангская ЦРБ»/, при этом указав, что прокуратурой Катангского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства, направленного на охрану здоровья граждан установлено, что администрацией муниципального образования «Катангский район» в полной мере не созданы условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан в Непском муниципальном образовании -фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Непа, фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Токма, фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Ика, фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с.Бур ; в Ербогаченском муниципальном образовании - фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Оськино, фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Тетея, фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Наканно, фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Хамакар; в Подволошинском муниципальном образовании - фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Подволошино; в Преображенском муниципальном образовании – врачебная амбулатория МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Преображенка, фельдшерский пункт МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Ерема.

В соответствии со ст.8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-I к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся: организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами; создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан.

Согласно ст.13 Основ законодательства об охране здоровья граждан муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

С 1 сентября 2010г. вступил в действие Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010г. №61-ФЗ (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ), направленный на совершенствование регулирования сферы обращения лекарственных средств.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Частью 1 ст.52 Федерального закона № 61-ФЗ установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Таким образом, для целей повышения доступности лекарственных препаратов Федеральным законом № 61-ФЗ введены положения, согласно которым разрешается продажа лекарственных препаратов населению непосредственно медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, их обособленными подразделениями, в том числе амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно информации главного врача муниципального учреждения здравоохранения «Катангская ЦРБ», а также п. 1.9 Устава МУЗ «Катангская ЦРБ» (в редакции постановления администрации МО «Катангский район» от 12.03.2011г. № 60-п) учреждение имеет в своем составе структурные подразделения фельдшерские пункты в с. Наканно, с. Хамакар, с. Ика, с. Непа, с. Тетея,с. Подволошино, с. Бур, с. Токма. С. Оськино, с. Ерема, врачебной амбулатории с. Преображенка, которые расположены в Ербогаченском МО, Преображенском МО, Непском МО, Подволошинском МО, имеют статус сельских поселений. В соответствии с действующим законодательством, Уставом МУЗ «Катангская ЦРБ» (п.1.6) учредителем данных муниципальных учреждений является администрация Катангского района (муниципального образования «Катангский район»). Вместе с тем, указанные фельдшерские пункты и врачебная амбулатория розничную продажу лекарственных средств не осуществляет, лицензия на фармацевтическую деятельность отсутствует.

Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Катангский район» создать условия для доступности лекарственного обеспечения граждан путем обеспечения получения фельдшерскими пунктами и врачебной амбулаторией МУЗ «Катангская ЦРБ» лицензий на осуществление фармацевтической деятельности не позднее 01.02.2012г.

16.08.2011 года Катангским районным судом, с учетом мнения сторон вынесено определение о соединении дел в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Катангского района Лисичников В.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель ответчика администрации МО «Катангский район» Каненкина Ю.Е., действующая на основании доверенности от <данные изъяты> года, с заявлением прокурора не согласилась и суду пояснила, что 01 сентября 2010 года в ступил в силу Федеральный закон от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которому постановлением администрацией МО «Катангский район» от 22.11.2010 года № 223-п были внесены изменения в Устав МУЗ «Катангская ЦРБ», дополнив его пунктом следующего содержания: «В соответствии с Федеральным законом 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ФАПы, имеющие лицензию на продажу лекарственных препаратов населению, с целью обеспечения доступности лекарственной помощи в сельских поселениях, не имеющих аптек». Решением районной Думы от 07.12.2010 года № 4/10 «О бюджете района на 2011 г» МУЗ «Катангская ЦРБ» утверждено финансирование на лицензирование, таким образом, представитель ответчика считает, что администрацией района созданы условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, просила отказать в удовлетворении заявленных требованиях.

Представитель ответчика МУЗ «Катангская ЦРБ» Молотков П.Л., действующий на основании распоряжения от <данные изъяты> суду показал, что считает заявление прокурора обоснованным и законным, однако, полагает, что требования вряд ли исполнимы, так как территория района большая, регулярного транспорта между селами нет. В МУЗ «Катангская ЦРБ» прошло обучение шесть человек на курсах фармацевтической деятельности, на сегодняшний день четыре территории района могут получить лицензии, готовятся документы, часть пунктов планируют прикрепить к МУЗ «Катангская ЦРБ». Просил отказать в удовлетворении требований прокурора, так как в данный момент решение поставленных задач не исполнимо.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании Закона Иркутской области от 2 декабря 2004 г. N 74-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Катангского района Иркутской области" принятого Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 ноября 2004 г. N 2/29А-ЗС. На территории Катангского района Иркутской области следующие муниципальные образования: 1) Ербогаченское муниципальное образование с административным центром в селе Ербогачен; 2) Непское муниципальное образование с административным центром в селе Непа; 3) Подволошинское муниципальное образование с административным центром в селе Подволошино; 4) Преображенское муниципальное образование с административным центром в селе Преображенка.

Муниципальное образование "Катангский район" наделено статусом муниципального района с административным центром в селе Ербогачен.

В соответствии с Уставом МУЗ «Катангская ЦРБ» учредителем является администрация Катангского района.

В соответствии с Уставом МУЗ «Катангская ЦРБ» - финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется из средств районного бюджета через финансовое управление администрации Катангского района. Учредитель ЦРБ осуществляет контроль за деятельностью Учреждения, решение иных вопросов, отнесенных законодательством и Уставом к компетенции Учредителя.

Федеральным законом от 27.07.2010г. №192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений», внесены изменения в законодательные акты РФ.

Так, согласно данным изменениям право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и ФАП, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации; обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники. Следовательно, на федеральном уровне в части законодательного регулирования созданы условия, связанные с упрощением осуществления деятельности по обеспечению лекарственными средствами жителей сельских поселений.

Из представленной информации МУЗ «Катангская ЦРБ» № <данные изъяты> года следует, что учреждение имеет в своем составе структурные подразделения фельдшерские пункты в с. Наканно, с. Хамакар, с. Ика, с. Непа, с. Подволошино, с. Тетея, с. Бур, с. Токма, с. Оськино, с. Ерема, врачебной амбулатории с. Преображенка, которые расположены в Ербогаченском МО, Преображенском МО, Непском МО, Подволошинском МО -розничная продажа лекарственных средств не осуществляется, лицензии в данных подразделениях нет.

Согласно информации администраций муниципальных образований следует, что в указанных сельских поселениях организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность, отсутствуют.

Таким образом, с учетом анализа действующего федерального законодательства, требований ст.52 Федерального закона № 61-ФЗ, с целью доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселения, в связи с отсутствием других аптечных организаций, фельдшерские пункты и врачебная амбулатория, имея такую возможность, должны осуществлять розничную продажу лекарственных средств, и получить для этого лицензию на фармацевтическую деятельность.

Администрацией муниципального образования «Катангский район» полномочия по созданию условий для доступности лекарственного обеспечения граждан, проживающих в с. Наканно, с. Хамакар, с. Ика, с. Непа, с. Подволошино, с. Бур, с. Токма, с. Тетея, с. Оськино, с. Ерема, с. Преображенка, для обеспечения получения фельдшерских пунктов и врачебной амбулаторией лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, не исполняются.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образования «Катангский район» полномочий в области охраны здоровья граждан препятствует получению доступной лекарственной помощи, обеспечению лекарственными средствами жителей сельских поселений.

Отсутствие лекарственного обеспечения в указанных муниципальных образованиях нарушает право граждан на охрану здоровья, влечет возникновение угрозы того, что сельские жители не смогут получать своевременную лекарственную помощь.

В соответствии со ст.12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Катангский район» Каненкиной Ю.Е. о том, что администрацией района созданы условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан судом не принимаются, поскольку в представленной выписке из сводной бюджетной росписи МО «Катангский район» на 2011 г. по разделу «Зравоохранение» не указано обеспечение деятельности по лицензированию, других доводов и доказательств представителем ответчика не представлено.

Утверждение представителя ответчика МУЗ «Катангская ЦРБ» Молоткова П.Л., о том, что прошло обучение шесть человек на курсах фармацевтической деятельности и на сегодняшний день четыре территории района готовят документы и в последствии получат лицензии, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как необходимых подтверждающих доказательства о поименованных выше документов в суд не представлено, материалы дела указанной ответчиком информации не содержат.

При этом, суд отмечает, что Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010г. №61-ФЗ направленный на совершенствование регулирования сферы обращения лекарственных средств - вступил в действие с 1 сентября 2010г., прокурор обратился в суд с рассматриваемым заявлением 01.08.2011 года, судом установлено, что для получения лицензий на осуществление фармацевтической деятельности МУЗ «Катангская ЦРБ», администрация МО «Катангский район» необходимо было представить в лицензирующий орган вместе с заявлением полные сведения о наличии условий осуществления лицензируемого вида деятельности, чего с момента вступления в действие ФЗ «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ - сделано не было.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Катангский район», МУЗ «Катангская ЦРБ» ненадлежащим образом исполняются полномочия в области охраны здоровья граждан, что препятствует получению доступной лекарственной помощи, обеспечению лекарственными средствами жителей, которые проживают в с. Наканно, с. Хамакар, с. Ика, с. Непа, с. Подволошино, с. Бур, с. Токма, с. Тетея, с. Оськино, с. Ерема, врачебной амбулатории с. Преображенка, которые расположены в Ербогаченском МО, Преображенском МО, Непском МО, Подволошинском МО.

Руководствуясь ст., 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Катангского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить

Обязать администрацию муниципального образования «Катангский район» создать условия для доступности лекарственного обеспечения граждан путем обеспечения получения фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Непа, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Токма, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Ика, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с.Бур, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Оськино, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Тетея, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Наканно, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Хамакар, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Подволошино, врачебной амбулатории МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Преображенка, фельдшерским пунктом МУЗ «Катангская ЦРБ» с. Ерема – лицензий на осуществление фармацевтической деятельности не позднее 01.02.2012г.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Р.С.Шайдуллин