О восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2011 г. с. Ербогачен

Катангский районный суд Иркутской области в составе судьи Шайдуллина Р.С., при секретаре судебного заседания Марасуловой Е.Н., с участием прокурора Лисичникова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-143/2011 Верхотуровой М.Ю. к Муниципальному отделу по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район», к Муниципальному бюджетному учреждению «Культурно-досуговое объединение Катангского района» о восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Верхотурова М.Ю. указала, что с 01 ноября 2008 года работала в структурном подразделении Районный дом культуры Отдела культуры МО «Катангский район» в должности методиста по работе с детьми и подростками. 06 июня 2011 года она получила уведомление о сокращении штатов, 05 сентября 2011 года ей вручили приказ о прекращении трудового договора –ЛС от 29 августа 2011 года, где основанием увольнения указано «сокращение численности работников организации» (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), распоряжение администрации МО «Катангский район» от 20.05.2011 года № -ро «Об утверждении штатного расписания муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорта в новой редакции». С приказом от 03 июня 2011 года № «О сокращении штатов» работодатель истицу не ознакомил. Считает увольнение незаконным, так как работодателем нарушены ее права и Трудовой кодекс Российской Федерации. Кроме того, истица является членом профсоюзной организации работников культуры. В своем мотивированном мнении профсоюз выразил несогласие на сокращение численности штата, так как причину сокращения на основании представленных работодателем документов не усмотрел. Просит признать приказ о прекращении трудового договора с работником –ЛС от 29.08.2011 года незаконным, восстановить в должности методиста по работе с детьми и подростками. Оплатить вынужденные прогулы с 05.09.2011 года.

В период нахождения дела в производстве суда, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-досуговое объединение Катангского района».

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что считает увольнение незаконным. Просила восстановить её на работе в должности методиста по работе с детьми и подростками в Муниципальном бюджетном учреждении «Культурно- досуговое объединение Катангского района» и взыскать с ответчика Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район» оплату за вынужденные прогулы.

В судебном заседании представитель истца Шеметова А.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования, при этом пояснив, что при проведения сокращения не было предложено вакансий кроме того, истица является членом профсоюзной организации работников культуры. В своем мотивированном мнении профсоюз выразил несогласие на сокращение численности штата, так как причину сокращения на основании представленных работодателем документов не усмотрел, мотивированное мнение о несогласии было направлено 08.06.2011 г.. считаю, что приказ о сокращении не мотивирован, ссылка идет только на решение думы, которая не может изменять штатное расписание. Также, считает, что при смене собственника имущества, все права переходят в КДО

после его регистрации в качестве юридического лица. Фактически, сокращения не было, а произошла реорганизация.

Представитель ответчика и соответчика в лице Свистелиной Е.Ю., действующей на основании Распоряжения от 28.10.2011 г. -рл мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю. об исполнении обязанностей заведующего Муниципальным отделом по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации муниципального образования «Катангский район» и Распоряжения от 22.08.2011 г. -рл и.о. главы администрации МО «Катангский район» ФИО20 о приеме на работу Свистелиной Е.Ю. на должность директора Муниципального бюджетного учреждения «Культурно-досуговое объединение Катангского района», в судебном заседании не признала исковые требования о восстановлении Верхотуровой М.Ю. на работе и выплате ей заработка за время вынужденного прогула, считая их необоснованными, считает, просит в иске отказать, пояснила, что на должность уже принят другой работник, а Верхотурова М.Ю. не обращалась с заявлением о приеме на работу.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается, как на основание своих требований.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

B силу ст. 180 Трудового Кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель о б я з а н предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока - выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Согласно ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, если они согласны работать в новых условиях.

В судебном заседании установлено, и подтверждено записями в трудовой книжке, приказом о приеме на работу от 30.10.2008 г. -ЛС, что Верхотурова М.Ю. работала с 01 ноября 2008 года работала в структурном подразделении Районный дом культуры Отдела культуры МО «Катангский район» в должности методиста по работе с детьми и подростками.

В соответствии со штатным расписанием Отдела культуры администрации МО «Катангский район» должность «методист по работе с детьми и молодежью» состоит в структурном подразделении Районный дом культуры.

Приказом заведующей Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район» Фарковой

Н.В -ЛС от 29.08.2011 г. Верхотурова М.Ю. уволена с работы на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности работников организации.

Суд считает, что Верхотурова М.Ю. была уволена незаконно по следующим основаниям.

В соответствии с Положением об отделе культуры администрации МО «Катангский район», утвержденного решением Думы от 25.09.2008 г. № 4 /6 п.1.7 установлено, что в систему Отдела культуры входят относящиеся к муниципальной собственности МО «Катангский район»: Литературно-краеведческий музей им. В.Я.Шишкова; Детская школа искусств; Межпоселенческая централизованная библиотечная система; Районный дом культуры; Сельские дома культуры и дома досуга. В соответствии с ч. 6 Положения п. 6.3. реорганизация Отдела культуры может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Так, согласно Решению Думы МО «Катангский район» от 23.03.2011 г. № 1 /2 структура администрации муниципального образования «Катангский район» утверждена в новой редакции, в соответствии с которым, Распоряжением -ро от 20.05.2011 г. и.о. главы администрации МО «Катангский район» ФИО21 утверждено штатное расписание муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту, в срок до 04 июля 2011 года подлежало предупредить под роспись работников отдела и е г о с т р у к т у р н ы х п о д р а з д е л е н и й о возможном увольнении в связи с сокращением штата на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Штатное расписание муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту было утверждено и, во исполнение приведенных выше руководящих документов заведующая Фаркова Н.В. направила уведомление № от 06.06.2011 г. о сокращении штатов, в последствии был издан приказ № от 29.08.2011 г. о прекращении трудового договора с работником – Верхотуровой М.Ю.

Так, 06 июня 2011 г. Верхотуровой М.Ю. было выдано письменное уведомление о возможном увольнении на основании п. 2 ч. I ст. 81 ТК РФ (л.д. 11).

В целях обеспечения социальных гарантий населения на получение услуг в сфере культуры, повышения эффективности и качества оказания услуг организации культуры, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановлением администрации МО «Катангский район» от 09.12.2010 г. № 239-п «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а так же утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений», ст. 48 Устава МО «Катангский район», мэром МО «Катангский район» Чонским С.Ю. было издано Постановление № 126 от 18.05.2011 г. о создании муниципального бюджетного учреждения «Культурно - досуговое объединение Катангского района».

Во исполнение данного Постановления, председателем Комитета экономического развития, управления муниципальным имуществом и жилищно-коммунальным хозяйством ФИО22 вынесено Распоряжение от 29.08.2011 г. № 77 о передаче имущества, из которого следует: п. 1 Прекратить право оперативного управления отдела по развитию культуры, молодежной политике и спорту администрации МО «Катангский район» на муниципальное имущество, указанное в Перечне (в том числе клуб на 200 мест, расположенный по адресу: ул. <адрес>…)

Также, в соответствии с приведенными выше руководящих документов, Муниципальное бюджетное учреждение «Культурно - досуговое объединение Катангского района» поставлено на учет в налоговом органе и внесено в единый государственный реестр юридических лиц – 09.08.2011 г. № . На

основании Распоряжения от 22.08.2011 г. -рл Свистелина Е.Ю. принята на работу в муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-досуговое объединение» на должность директора, так, с 22.08.2011 г. ею утверждено штатное расписание, где имеется должность «методист по молодежной политике и работе с детьми».

Представленной справкой и.о. заведующей Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политике и спорту администрации МО «Катангский район» Свистеленой Е.Ю. подтверждается, что разделение бюджетного баланса отдела культуры будет произведено в конце 2011 года, в годовой бухгалтерский отчет.

Таким образом, установленные судом обстоятельства достаточно свидетельствуют о том, что Отдел культуры МО «Катангский район» в соответствии с Решением Думы МО «Катангский район» от 23.03.2011 г. № 1 /2 переименован в Муниципальный отдел по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район», вследствие утверждено новое штатное расписание и создано Муниципальное бюджетное учреждение «Культурно - досуговое объединение Катангского района», что свидетельствует о реорганизации Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район» в форме выделения.

Гражданским законодательством Российской Федерации определено, что реорганизация рассматривается исключительно как способ прекращения юридического лица, реорганизацию определяют как процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ процедура преобразования юридического лица основной своей целью имеет изменение его организационно-правовой формы. Последнее влечет за собой изменение правового статуса юридического лица, а в некоторых случаях и изменение объема прав и обязанностей участников реорганизуемого субъекта. Реорганизация иногда влечет за собой изменение организационно-правовой формы юридического лица, а также перемену лиц в имущественных правоотношениях в случаях выделения, разделения либо слияния юридических лиц.

Согласно ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Согласно части 5 статьи 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) н е м о ж е т являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации е с л и о н и с о г л а с н ы работать в новых условиях. Прекращение трудового договора в такой ситуации возможно по пункту 6 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ при отказе работника от продолжения работы. Следовательно, при реорганизации сохраняет силу трудовой договор (статья 56 ТК РФ) с обусловленной трудовой функцией (работой по определенной специальности, квалификации или должности) (статья 15 ТК РФ).

Если в новом штатном расписании образованной в результате реорганизации организации должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме. Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.

Из материалов дела следует, что до увольнения истица работала в должности методиста по работе с детьми и подростками. С 22.08.2011 года было введено в действие штатное расписание Муниципального бюджетного учреждения «Культурно - досуговое объединение Катангского района», согласно данному штатному расписанию во вновь созданном путем реорганизации юридическом лице имеется должность методиста по молодежной политике и работе с детьми.

В судебном заседании представитель соответчика Муниципального бюджетного учреждения «Культурно - досуговое объединение Катангского района» Свистелина Е.Ю. суду пояснила, что на данную должность был принят работник.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истица уволена без законных оснований, поскольку фактически её рабочее место сохранилось и после реорганизации.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что расторжение трудового договора с Верхотуровой М.Ю. на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ в данном случае произведено быть не могло, поскольку увольнение по указанному основанию предполагает наличие действительного сокращения штата работников организации, иными словами, сокращение должности методиста по работе с детьми и подростками. В данном случае имело место реорганизация юридического лица, с сохранением должностей. При реорганизации юридического лица трудовые правоотношения в силу прямого указания ст. 75 ТК РФ сохраняются. Наличие правопреемника у трудовых отношений не позволяет сделать вывод об их сокращении. От продолжения работы в Муниципальном бюджетном учреждении «Культурно - досуговое объединение Катангского района» истица не отказывалась. Следовательно, при реорганизации трудовые правоотношения с Верхотуровой М.Ю. должны были быть сохранены.

Доводы представителя ответчика, соответчика о том, что увольнение произошло на основании закона и о том, что истица сама не обратилась с заявлением по трудоустройству, судом отклоняются как необоснованные.

Кроме того, суд считает, что работодателем был нарушен установленный законом порядок увольнения. В судебном заседании представитель истицы Шеметова А.Л. суду пояснила, что 06.06.2011 года ей было вручено уведомление предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, которое произойдет 05.09.2011 г. вместе с тем, работодателем не выполнены требования ст. 180 ТК РФ, а именно не предложено иной имеющейся работы (вакантной должности).

Также судом установлено, что профсоюзный комитет работников культуры МО «Катангский район» выразил несогласие с массовым сокращением численности штата работников культуры МО «Катангский район».

Установленные судом обстоятельства достаточно свидетельствуют о том что, с 22.08.2011 г. должность методиста по молодежной политике и работе с детьми существует в реорганизованном юридическом лице Муниципальном бюджетном учреждении «Культурно - досуговое объединение Катангского района».

В силу вышеизложенного, а также учитывая положения ст. 75 Трудового кодекса РФ, суд считает, что Верхотурова М.Ю. подлежит восстановлению на работе в Муниципальном бюджетном учреждении «Культурно - досуговое объединение Катангского района» с 05.09.2011 г.

Согласно ст. 394 ГПК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Установлено, что Верхотурова М.Ю. не работает с 05.09.2011 г. и с этого дня по день вынесения решения по 28 ноября 2011 г. исчисляется время вынужденного прогула.

Представителем ответчика, соответчика Свистелиной Е.Ю. предоставлен расчет заработной платы Верхотуровой М.Ю. за период с 06.09.2011 г. по 25.11.2011 г. не полученной за время вынужденного прогула заработной платы, которая составляет <данные изъяты> рублей 24 коп. Однако при выплате заработной платы за время вынужденного прогула, суд учитывает полученное Верхотуровой М.Ю. выходное пособие при увольнении в сумме <данные изъяты> рублей 84 коп., что подтверждается представленной в судебное заседание справкой б/н Отдела культуры, выданной и.о. заведующей отделом Е.Ю. Свистелиной Е.Ю. и за минусом этой суммы ко взысканию подлежит <данные изъяты> рублей 40 коп.

Суд соглашается с расчетом среднего заработка за вынужденный прогул Верхотуровой М.Ю., предоставленный ответчиком, который истцом и его представителем не оспорен.

В соответствии со ст. 98, ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика определяется с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в соответствии с которым по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном при подаче заявления имущественного характера, при цене иска до от 20 001 рубля до 100000рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000рублей, что составляет <данные изъяты> рублей 16 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 211 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Верхотуровой М.Ю. удовлетворить.

Признать приказ -ЛС от 29.08.2011 г. о прекращении трудового договора незаконным.

Восстановить Верхотурову М.Ю. в должности методиста по работе с детьми и подростками в Муниципальном бюджетном учреждении «Культурно- досуговое объединение Катангского района».

Взыскать с Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования «Катангский район» в пользу Верхотуровой М.Ю. средний заработок за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> 40 копеек (<данные изъяты>).

Взыскать с Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования «Катангский район» в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> 16 копеек (<данные изъяты>).

Решение суда в части восстановления Верхотуровой М.Ю. на работе и взыскания среднего заработка за вынужденный прогул в сумме <данные изъяты> рублей 40 копеек (<данные изъяты>) подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течении 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Судья: Р.С.Шайдуллин