О восстановлении на работе, взыскание оплаты вынужденного прогула, взыскании морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2011 г. с. Ербогачен

Катангский районный суд Иркутской области в составе судьи Шайдуллина Р.С., при секретаре судебного заседания Марасуловой Е.Н., с участием прокурора Лисичникова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-144/2011 по исковому заявлению Шеметовой А.Л. к Муниципальному отделу по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район», к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Катангская централизованная библиотечная система» о восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула, взыскании морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Шеметова А.Л. указала, что с 12 ноября 2007 года работала в структурном подразделении Отдела культуры администрации МО «Катангский район» Литературно краеведческом музее им. В.Я. Шишкова в должности хранителя фондов. 07 июня 2011 года истица получила уведомление о сокращении штатов, 05 сентября 2011 года приказом <данные изъяты>-ЛС от 29 августа 2011 года истица была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Истица является председателем профсоюзной организации работников культуры, в своем мотивированном мнении обком профсоюза работников культуры Иркутской области выразил несогласие на сокращение истицы. В соответствии с ч. 1 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан был предложить работу, вакантную должность в соответствии с ее квалификацией. Кроме того, истица указала, что в соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата организации допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Также работодатель, проводящий сокращение численности или штата работников организации, обязан соблюдать закрепленное ст. 179 ТК РФ правило о преимущественном праве на оставлении на работе: в содержании преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации ТК РФ выделяет преимущество двух уровней, полагает, что работодатель нарушил преимущество как первого, так и второго уровня, а именно: в семье истицы нет других работников с самостоятельным заработком. Считает, что работодателем нарушены ее право на труд, на получение заработной платы, просит признать приказ о прекращении трудового договора с работником -ЛС от 29.08.2011 г. незаконным, восстановить на вакантную должность директора литературно-краеведческого музея им. В.Я.Шишкова, оплатить вынужденные прогулы с 05.09.2011 г., взыскать с работодателя моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей.

В период нахождения дела в производстве суда, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Катангская централизованная библиотечная система».

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что считает увольнение незаконным. Просила восстановить её на вакантной должности директора литературно краеведческого музея им. В.Я Шишкова. Также пояснив, что при проведении сокращения ей не было предложено вакансий кроме того, она является председателем профсоюзной организации работников культуры. В своем мотивированном мнении профсоюз выразил несогласие на сокращение численности штата, так как причину сокращения на основании представленных работодателем документов не усмотрел, мотивированное мнение о несогласии было направлено 08.06.2011 г., считает, что приказ о сокращении не мотивирован, ссылка идет только на решение Думы, которая не может изменять штатное расписание. Также, считает, что при смене

собственника имущества, все права переходят в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Катангская централизованная библиотечная система» после его регистрации в качестве юридического лица. Фактически, сокращения не было, а произошла реорганизация.

Представитель ответчика Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район», в лице Свистелиной Е.Ю., действующей на основании Распоряжения от 28.10.2011 г. -рл мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю. об исполнении обязанностей заведующего Муниципальным отделом по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации муниципального образования «Катангский район», в судебном заседании не признала исковые требования о восстановлении Шеметовой А.Л., просила в иске отказать полностью, кроме того пояснила, что истица не обращалась с заявлением о приеме на работу во вновь созданное учреждение.

Представитель соответчика директор Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная библиотечная система» Левина В.Я., действующая на основании Устава, в судебном заседании не признала исковые требования о восстановлении Шеметовой А.Л., просила отказать, считает исковые требования необоснованными, так же пояснила суду, что 19.09.2011 г. на должность директора и хранителя фондов принят другой работник.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается, как на основание своих требований.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащему удовлетворению частично, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

B силу ст. 180 Трудового Кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель о б я з а н предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока - выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Согласно ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, если они согласны работать в новых условиях.

В судебном заседании установлено, и подтверждено записями в трудовой книжке, приказом о приеме на работу от 18.12.2007 г. -ЛС, что Шеметова А.Л. работала в структурном подразделении литературно краеведческом музее им. В.Я.Шишкова Отдела культуры МО «Катангский район» в должности хранителя фондов.

В соответствии со штатным расписанием Отдела культуры администрации МО «Катангский район» должность «директор» и «хранитель фондов» состоит в структурном подразделении, литературно краеведческого музея им. В.Я.Шишкова.

Приказом заведующей Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район» ФИО18 -ЛС от 29.08.2011 г. Шеметова А.Л. уволена с работы на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности работников организации.

Суд считает, что Шеметова А.Л. была уволена незаконно по следующим основаниям.

В соответствии с Положением об отделе культуры администрации МО «Катангский район», утвержденного решением Думы от 25.09.2008 г. № 4 /6 п.1.7 установлено, что в систему Отдела культуры входят относящиеся к муниципальной собственности МО «Катангский район»: Литературно-краеведческий музей им. В.Я.Шишкова; Детская школа искусств; Межпоселенческая централизованная библиотечная система; Районный дом культуры; Сельские дома культуры и дома досуга. В соответствии с ч. 6 Положения п. 6.3. реорганизация Отдела культуры может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Так, согласно Решению Думы МО «Катангский район» от 23.03.2011 г. № 1 /2 структура администрации муниципального образования «Катангский район» утверждена в новой редакции, в соответствии с которым, Распоряжением № 71-ро от 20.05.2011 г. и.о. главы администрации МО «Катангский район» ФИО8 утверждено штатное расписание муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту, в срок до 04 июля 2011 года подлежало предупредить под роспись работников отдела и е г о с т р у к т у р н ы х п о д р а з д е л е н и й о возможном увольнении в связи с сокращением штата на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Штатное расписание муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту было утверждено и, во исполнение приведенных выше руководящих документов заведующая ФИО19 направила уведомление от 07.06.2011 г. о сокращении штатов, в последствии был издан приказ -ЛС от 29.08.2011 г. о прекращении трудового договора с работником – Шеметовой А.Л.

Так, 07 июня 2011 г. Шеметовой А.Л. было выдано письменное уведомление о возможном увольнении на основании п. 2 ч. I ст. 81 ТК РФ (л.д. 10).

В целях обеспечения социальных гарантий населения на получение услуг в сфере культуры, повышения эффективности и качества оказания услуг организации культуры, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановлением администрации МО «Катангский район» от 09.12.2010 г. № 239-п «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а так же утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений», ст. 48 Устава МО «Катангский район», мэром МО «Катангский район» Чонским С.Ю. было издано Постановление № 129-п от 30.05.2011 г. о создании муниципального бюджетного учреждения культуры «Катангская централизованная библиотечная система».

Во исполнение данного Постановления, председателем Комитета экономического развития, управления муниципальным имуществом и жилищно-коммунальным хозяйством ФИО11 вынесено Распоряжение от 29.08.2011 г. о передаче имущества, из которого следует: п. 1 Прекратить право оперативного управления отдела по развитию культуры, молодежной политике и спорту администрации МО «<адрес>» на муниципальное имущество, указанное в Перечне (в том числе Литературно –краеведческий музей им. В.Я. Шишкова, расположенный по адресу: <адрес>

Также, в соответствии с приведенными выше руководящих документов, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Катангская централизованная библиотечная система» поставлено на учет в налоговом органе и внесено в единый государственный реестр юридических лиц – ДД.ММ.ГГГГ г. .

На основании Постановления от 16.06.2011 г. за и.о. главы администрации МО «Катангский район» ФИО8 директором учреждения Муниципального бюджетного учреждения культуры «Катангская централизованная библиотечная система» назначена Левина В.Я., так, с 22.08.2011 г. ею утверждено штатное расписание, где имеется должность «хранитель фондов».

Таким образом, установленные судом обстоятельства достаточно свидетельствуют о том, что Отдел культуры МО «Катангский район» в соответствии с Решением Думы МО «Катангский район» от 23.03.2011 г. № 1 /2 переименован в Муниципальный отдел по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район», вследствие утверждено новое штатное расписание и создано Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Катангская централизованная библиотечная система», что свидетельствует о реорганизации Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политики и спорту администрации МО «Катангский район».

Гражданским законодательством Российской Федерации определено, что реорганизация рассматривается исключительно как способ прекращения юридического лица, реорганизацию определяют как процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ процедура преобразования юридического лица основной своей целью имеет изменение его организационно-правовой формы. Последнее влечет за собой изменение правового статуса юридического лица, а в некоторых случаях и изменение объема прав и обязанностей участников реорганизуемого субъекта. Реорганизация иногда влечет за собой изменение организационно-правовой формы юридического лица, а также перемену лиц в имущественных правоотношениях в случаях выделения, разделения либо слияния юридических лиц.

Согласно ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Согласно части 5 статьи 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) н е м о ж е т являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации е с л и о н и с о г л а с н ы работать в новых условиях. Прекращение трудового договора в такой ситуации возможно по пункту 6 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ при отказе работника от продолжения работы. Следовательно, при реорганизации сохраняет силу трудовой договор (статья 56 ТК РФ) с обусловленной трудовой функцией (работой по определенной специальности, квалификации или должности) (статья 15 ТК РФ).

Если в новом штатном расписании образованной в результате реорганизации организации должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме. Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.

Из материалов дела следует, что до увольнения истица работала в должности хранителя фондов. С 22.08.2011 года было введено в действие штатное расписание Муниципального бюджетного учреждения культуры «Катангская централизованная библиотечная система», согласно данному штатному расписанию во вновь созданном путем реорганизации юридическом лице имеется должность хранителя фондов.

В судебном заседании представитель соответчика Муниципального бюджетного учреждения культуры «Катангская централизованная библиотечная система» Левина В.Я. суду пояснила, что на должности «директор» и «хранитель фондов» были принят работники.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истица уволена без законных оснований, поскольку фактически её рабочее место «хранитель фонда» сохранилось и после реорганизации.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что расторжение трудового договора с Шеметовой А.Л. на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ в данном случае произведено быть не могло, поскольку увольнение по указанному основанию предполагает наличие действительного сокращения штата работников организации, иными словами, сокращение должности хранителя фондов. В данном случае имело место реорганизация юридического лица, с сохранением должностей. При реорганизации юридического лица трудовые правоотношения в силу прямого указания ст. 75 ТК РФ сохраняются. Наличие правопреемника у трудовых отношений не позволяет сделать вывод об их сокращении. От продолжения работы в Муниципальном бюджетном учреждении «Катангская централизованная библиотечная система» истица не отказывалась. Следовательно, при реорганизации трудовые правоотношения с Шеметовой А.Л. должны были быть сохранены.

Доводы представителя ответчика, соответчика о том, что увольнение произошло на основании закона и о том, что истица сама не обратилась с заявлением по трудоустройству, судом отклоняются как необоснованные.

Кроме того, суд считает, что работодателем был нарушен установленный законом порядок увольнения. В судебном заседании истица Шеметова А.Л. суду пояснила, что 07.06.2011 года ей было вручено уведомление предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, которое произойдет 05.09.2011 г. вместе с тем, работодателем не выполнены требования ст. 180 ТК РФ, а именно не предложено иной имеющейся работы (вакантной должности).

Также, в исковом заявлении и в судебном заседании истица указывала, что она является не освобожденным председателем первичной профсоюзной организации работников культуры Катангского района, однако на её увольнение не давалось согласие соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Проверив представленные доказательства в этой части, суд установил, что согласно протокола первичной профсоюзной организации работников культуры Катангского района от 26.12.2007г Шеметова АЛ избрана председателем первичной профсоюзной организации работников культуры Катангского района.

В соответствии со ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудового договора по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ.

Однако, эти требования закона не были соблюдены при увольнении Шеметовой А.Л. по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Представитель ответчика Свистелина Е.Ю. в судебном заседании, не могла подтвердить, что работодателем о предстоящем увольнении Шеметовой А.Л. по сокращению штата сообщалось и запрашивалось ли мотивированное мнение выборного профсоюзного органа.

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что при увольнении истицы отелом культуры были допущены нарушения трудового законодательства уволена Шеметова А.Л. незаконно и подлежит восстановлению на п р е ж н е й работе.

Также, установленные судом обстоятельства достаточно свидетельствуют о том что, с 22.08.2011 г. должность хранителя фондов существует в реорганизованном юридическом лице Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Катангская централизованная библиотечная система» в структурном подразделении музее В.Я.Шишкова.

В силу вышеизложенного, а также учитывая положения ст. 75 Трудового кодекса РФ, суд считает, что Шеметова А.Л. подлежит восстановлению на работе в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Катангская централизованная библиотечная система» с 05.09.2011 г. в должности хранителя фондов. Исковые требования о восстановлении истицы на вакантную должность директора литературно-краеведческого музея им. В.Я.Шишкова не подлежат удовлетворению, поскольку, в соответствии с трудовым законодательство согласно ст. 394 ГПК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на п р е ж н е й работе органом, рассматривающим трудовой спор с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула, в данном случае прежней работой является должность хранителя фондов.

Установлено, что Шеметова А.Л. не работает с 05.09.2011 г. и с этого дня по день вынесения решения по 28 ноября 2011 г. исчисляется время вынужденного прогула.

Представителем ответчика Свистелиной Е.Ю. предоставлен расчет заработной платы Шеметовой А.Л. за период с 06.09.2011 г. по 25.11.2011 г. не полученной за время вынужденного прогула заработной платы, которая составляет <данные изъяты> рубля 64 коп. Однако при выплате заработной платы за время вынужденного прогула, суд учитывает полученное Шеметовой А.Л. выходное пособие при увольнении в сумме <данные изъяты> рублей 02 коп., что подтверждается представленной в судебное заседание справкой б/н Отдела культуры, выданной и.о. заведующей отделом ФИО12 и за минусом этой суммы ко взысканию подлежит <данные изъяты> рублей 62 коп.

Суд соглашается с расчетом среднего заработка за вынужденный прогул Шеметовой А.Л., предоставленный ответчиком, который истцом не оспорен.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, однако, суд считает, что сумма морального вреда, заявленная истицей в размере <данные изъяты> рублей, не подлежит удовлетворению, поскольку, с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд полагает, что истицей не представлены доказательства причинения ей со стороны ответчика физических и нравственных страданий. Также истицей не представлено доказательств, что в ее семье нет других работников с самостоятельным заработком.

В соответствии со ст. 98, ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика определяется с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в соответствии с которым по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном при подаче заявления имущественного характера, при цене иска до от 20 001 рубля до 100000рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000рублей, что составляет рублей 42 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 211 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шеметовой А.Л. удовлетворить частично.

Признать приказ -ЛС от 29.08.2011 г. о прекращении трудового договора незаконным.

Восстановить Шеметову А.Л. в должности хранителя фондов литературно краеведческого музея В.Я. Шишкова Муниципального бюджетного учреждения «Катангская централизованная библиотечная система».

Взыскать с Муниципального отдела по развитию культуры, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования «Катангский район» в пользу Шеметовой А.Л. средний заработок за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> рублей 62 коп. (<данные изъяты> руб. 62 коп.); взыскать в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей 42 коп. (<данные изъяты>), в остальной части иска отказать.

Решение суда в части восстановления Шеметовой А.Л. на работе и взыскания среднего заработка за вынужденный прогул в сумме <данные изъяты> 62 коп. (<данные изъяты> руб. 62 коп) подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течении 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Судья: Р.С.Шайдуллин