РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 февраля 2012 года с. Ербогачен Катангский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шайдуллина Р.С., при секретаре судебного заседания Юрьевой Т.Ю., с участием помощника прокурора Катангского района Лисичникова В.А., представителя администрации Ербогаченского муниципального образования Дроздовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-11/2012 по заявлению прокурора Катангского района, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации образования к администрации Ербогаченского муниципального образования об обязании включить в реестр муниципального имущества Ербогаченского муниципального образования автомобильные дороги общего пользования местного значения, согласно Перечню, утвержденному постановлением администрации Ербогаченского Муниципального образования от 22.08.2011 г. № 42-п, УСТАНОВИЛ: Прокурор Катангского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Ербогаченского муниципального образования (далее по тексту – Ербогаченское МО) о возложении обязанности включить в реестр муниципального имущества Ербогаченского МО автомобильные дороги общего пользования местного значения, согласно Перечню, утвержденному постановлением администрации Ербогаченского МО от 22.08.2011 г. № 42-п, указав, что прокуратурой Катангского района проведена проверка соблюдения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, требований законодательства о местном самоуправлении в части ведения учета автомобильных дорог местного значения, утверждения перечня автодорог местного значения. В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления Ербогаченского МО в указанной сфере правоотношений. В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Согласно частям 9 и 10 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. В силу ч.8 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Постановлением администрации Ербогаченского МО от 22.08.2011г. №42-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. В соответствии с указанным Перечнем в границах населенных пунктов Ербогаченского МО расположено 68 автомобильных дорог общего пользования местного значения общей протяженностью 41,950 км. Решением Думы Ербогаченского МО от 29.11.2011 № 7/8 утверждено Положение «О реестре муниципального имущества Ербогаченского муниципального образования». В соответствии с п.1.2 Положения объектами учета Реестра являются объекты гражданских прав, находящиеся в муниципальной собственности Ербогаченского МО. Пунктом 1.4 Положения определено, что организацию учета и ведения Реестра осуществляет отдел по экономике и финансам администрации Ербогаченского МО. Вместе с тем, в нарушение требований указанных нормативных правовых актов имеющиеся автомобильные дороги общего пользования местного значения Ербогаченского МО юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципального имущества не включены. При этом, отсутствие документации о регистрации права собственности не освобождает администрацию поселения от обязанности по включению автомобильных дорог в реестр. Данные обстоятельства подтверждаются информацией администрации Ербогаченского муниципального образования от 19.12.2011г. № 02-07/984. В соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по решению вопросов, связанных с дорожной деятельностью, надлежащим содержанием автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации целевых программ, что в свою очередь нарушает права граждан в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Учитывая, что индивидуализировать жителей Ербогаченского МО не представляется возможным прокурором принято решение об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Несоблюдение администрацией Ербогаченского МО требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законом порядок, подрывает конституционный принцип правового государства и, следовательно, интересы Российской Федерации. Просил обязать администрацию Ербогаченского МО включить в реестр муниципального имущества Ербогаченского МО автомобильные дороги общего пользования местного значения. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил обязать администрацию Ербогаченского МО включить в реестр муниципального имущества Ербогаченского МО автомобильные дороги общего пользования местного значения, согласно Перечню, утвержденному постановлением администрации Ербогаченского МО от 22.08.2011 г. № 42-п. Представитель ответчика - глава Ербогаченского МО Дроздова Е.Н., действующая на основании Устава Ербогаченского МО, заявленные прокурором требования признала полностью, пояснив, что администрация Ербогаченского МО проводит работу по данному вопросу, Ербогаченское МО планирует обратиться в администрацию района с заявлением об отводе земельных участков и определения границ полосы отвода автодорог местного значения, провести работы по инвентаризации автомобильных дорог в границах населенных пунктов МО, по результатам которой будет уточнена протяженность дорог, присвоены идентификационные номера, составлены паспорта на автомобильные дороги, как на объекты транспортной инфраструктуры, в дальнейшем будет проводится включение автомобильных дорог в реестр муниципального имущества Ербогаченского МО. Исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона предоставляет доказательства по тем обстоятельствам, на которые она ссылается, как на основания заявленных требований В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Изложенные в заявлении обстоятельства представителем ответчика – главой Ербогаченского МО Дроздовой Е.Н. не опровергались, заявленные прокурором требования признаны. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск…. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, ели это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Исследовав материалы дела, суд считает возможным, применительно к 39, 173 ГПК РФ принять признание заявленных требований прокурора главой Ербогаченского МО, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, интересов Российской Федерации. Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Катангского района удовлетворить. Обязать администрацию Ербогаченского муниципального образования включить в реестр муниципального имущества Ербогаченского муниципального образования автомобильные дороги общего пользования местного значения, согласно Перечню, утвержденному постановлением администрации Ербогаченского Муниципального образования от 22.08.2011 г. № 42-п. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течение месяца. Судья: Р.С.Шайдуллин