решение о признании права собственности на долю жилого дома и о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в порядке наследования по закону



                                                Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Касимов                                                                              02 июля 2010 года                                                                                             

    Судья Касимовского районного суда Рязанской области Стрелков А.Б., при секретаре Калининой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Нефедовой М.В. к администрации муниципального образования - <адрес> городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> области о признании права собственности на <данные изъяты> долю жилого дома и о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в порядке наследования по закону,

                                                УСТАНОВИЛ:

    Нефедова М.В. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на <данные изъяты> долю жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, жилой - <данные изъяты> кв. метра со служебными строениями и сооружениями и на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенные по адресу: <адрес> область, <адрес> район, <адрес> в порядке наследования по закону. В обоснование заявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее тетя - ГЕИ (до брака ГЕИ). После её смерти открылось наследство, состоящее из <данные изъяты> доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> Наследников первой очереди по закону после ее смерти не осталось. Мама истицы - родная сестра умершей ГУИ (до брака ГУИ) умерла ДД.ММ.ГГГГ. В нотариальную контору <адрес> района для оформления наследства в установленный законом шестимесячный срок никто не обратился, но она (истица), являясь племянницей умершей, сразу после открытия наследства фактически вступила во владение наследственным имуществом: принимала и принимает до настоящего времени меры к сохранности дома, использует земельный участок, несет расходы на содержание наследственного имущества, распорядилась вещами умершей. В частности, оставила себе часть мебели, другое имущество умершей раздала родственникам и соседям. Принадлежность указанной в иске <данные изъяты> доли жилого дома ГЕИ подтверждается выпиской из реестра <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ. Данное домовладение поставлено на учет в БТИ ДД.ММ.ГГГГ, право собственности ГЕИ на <данные изъяты> его долю зарегистрировано на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ. На земельный участок, указанный в иске, имеется свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией <адрес> поселкового Совета депутатов. Однако, во всех указанных документах допущена техническая ошибка при указании владельца данного имущества, вместо правильной фамилии ГЕИ указано «Г». Данное обстоятельство является препятствием для оформления наследственных прав нотариусом. Правильное написание фамилии наследодателя подтверждается свидетельствами о браке и смерти указанного лица.

    В судебном заседании истец Нефедова М.В. уточнила исковые требования, сформулировав их окончательно следующим образом: признать за ней право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, жилой - <данные изъяты> кв. метра со служебными строениями и сооружениями и право пожизненного наследуемого владения на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенные по адресу: <адрес> область, <адрес> район, <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ГЕИ, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В уточненном варианте истец и ее представитель Кураева С.В. исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям.

    Представители ответчиков администрации муниципального образования - <адрес> городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области и межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> области, а также представители третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> области, нотариальной конторы <адрес> района <адрес> области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, возражений по иску не представили.

    Свидетели ГИА и ННА в судебном заседании подтвердили факт того, что после смерти ГЕИ истица фактически приняла оставшееся наследство, вступив во владение наследственным имуществом - принимала меры к сохранности домовладения, расположенного по адресу: <адрес> область, <адрес> район, <адрес> пользовалась земельным участком при указанном доме, распорядилась вещами умершей.

    Заслушав истца, его представителя, показания свидетелей ГИА и ННА, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

    В соответствии со ст.6 Федерального закона РФ от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третей Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.

    Статьей 1 указанного Федерального закона часть третья Гражданского кодекса РФ введена в действие с 1 марта 2002 года.

    В силу ст.1142 ГК РФ к наследникам первой очереди по закону относятся дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

    Наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери.

    Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.

    Согласно ст.1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.

    В соответствии со ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

    Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.

    Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

    Согласно п.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

    Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.

    В судебном заседании установлено, что ГЕИ умерла ДД.ММ.ГГГГ /свидетельство о смерти - л.д./. На момент смерти ГЕИ на праве собственности принадлежала <данные изъяты> доля жилого дома со служебными строениями и сооружениями, расположенного по адресу: <адрес> область, <адрес> район, <адрес>. У нее же на праве пожизненного владения имелся земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метров с К№ , расположенный по тому же адресу. Указанные факты подтверждаются: выпиской из реестра <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ. Данное домовладение поставлено на учет в БТИ ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ГЕИ на <данные изъяты> его долю зарегистрировано на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.<данные изъяты>. Право пожизненного наследуемого владения на указанный в иске земельный участок подтверждается свидетельством о праве пожизненного наследуемого владения от ДД.ММ.ГГГГ, выданным администрацией <адрес> поселкового Совета депутатов. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый номер данного участка . Судом установлено, что все указанные документы оформлены на наследодателя ГЕИ, но при их заполнении была допущена техническая ошибка в написании фамилии владельца указанного имущества, вместо правильной фамилии ГЕИ, записано «Г». Правильное написание фамилии наследодателя подтверждается архивной справкой о рождении ГЕИ /л.д.<данные изъяты>/, свидетельством о заключении брака ГЕИ и ГФМ, согласно которому супруге присвоена фамилия мужа - ГЕИ /л.д.<данные изъяты>/. Истица Нефедовой М.В. приходится племянницей ГЕИ. Мать истицы - ГУИ (до брака ГУИ) умерла ДД.ММ.ГГГГ /л.д.<данные изъяты>/. Наследником имущества по праву представления в данном случае является истица. Из материалов дела, показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей усматривается, что Нефедовой М.В. приняла наследство после смерти ГЕИ, фактически вступив во владение наследственным имуществом, а также приняв меры по сохранению наследственного имущества. Совершены указанные действия истицей в установленный законом, с учетом положений ст.6 Федерального закона РФ от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третей Гражданского кодекса Российской Федерации», срок. Достаточных данных, которые бы бесспорно свидетельствовали о том, что наследство, открывшееся после смерти ГЕИ, принято кем-либо из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, в материалах дела не имеется. Согласно ответу нотариуса <адрес> района <адрес> области ГАО., наследственное дело к имуществу ГЕИ, умершей ДД.ММ.ГГГГ, проживавшей в <адрес> района <адрес> области, <адрес>, в делах нотариусов <адрес> района <адрес> области заведено не было. Не имеется в деле также и сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство на указанное в иске имущество Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Заявлением администрация муниципального образования - <адрес> городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области сообщила о согласии с иском Нефедовой М.В. /л.д.<данные изъяты>.

    Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, судья                               

                                                       РЕШИЛ:

    Признать за Нефедовой М.В. право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, жилой - <данные изъяты> кв. метра со служебными строениями и сооружениями, расположенного по адресу: <адрес> область, <адрес> район, <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ГЕИ, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

    Признать за Нефедовой М.В. право пожизненного наследуемого владения на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенный по адресу: <адрес> область, <адрес> район, <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ГЕИ, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Рязанский областной суд, с подачей жалобы через Касимовский районный суд.

    

    Судья: