Решение о признании права собственности в порядке наследования по закону



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов        25 июня 2010 года

Судья Касимовского районного суда Рязанской области Мельникова Н.М., при секретаре Сергеевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Королёвой Л.И. к администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, ОАО «ФИО1», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании права собственности на квартиру в <адрес>: на <данные изъяты> долю указанной квартиры в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и на <данные изъяты> долю указанной квартиры на основании договора купли-продажи, удостоверенного               ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> сельского Совета,

установил:

Королёва Л.И., обратилась в суд с указанным иском к администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, ОАО «ФИО1», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании права собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., в <адрес>: на <данные изъяты> долю указанной квартиры в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и на <данные изъяты> долю указанной квартиры на основании договора купли-продажи, удостоверенного              ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> сельского Совета.

По ходатайству истицы Королевой Л.И. определением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному гражданскому делу к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> прекращено, в связи с отказом истицы от заявленных требований к указанному ответчику.

Истица Королева Л.И. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

        Представитель истицы Королевой Л.И. - Кириченко О.С., поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> лесокомбинатом в лице ФИО3 с одной стороны, истицей Королевой Л.И. и её супругом ФИО2 - с другой стороны был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с договором ФИО2 и Королева Л.И. за покупку данной квартиры внесли в кассу <адрес> лесопункта <данные изъяты> рублей. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был удостоверен в <адрес> сельском Совете <адрес> района <адрес>. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти открылось наследство, состоящее из <данные изъяты> доли квартиры в <адрес>, а также денежных вкладов и компенсации по ним, хранящихся в дополнительном офисе <данные изъяты> банка <данные изъяты> РФ. Истица является единственным наследником первой очереди по закону после смерти ФИО2 Других наследников первой очереди по закону либо наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве, не имеется. В установленный законом шестимесячный срок после смерти наследодателя Королева Л.И. обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства. Нотариусом истице было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады, хранящиеся в дополнительном офисе <данные изъяты> банка <данные изъяты> РФ. В выдаче свидетельства о праве на наследство на <данные изъяты> долю указанной квартиры нотариусом Королевой Л.И. было отказано, в связи с тем, что договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ не был зарегистрирован при жизни наследодателя в органах БТИ, а также потому, что в данном договоре не определены доли покупателей и не указан номер приобретенной квартиры. Впоследствии истица обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с просьбой о регистрации <данные изъяты> доли квартиры в <адрес>, принадлежащей ей на основании договора купли-продажи, заключенного с <адрес> лесокомбинатом. В регистрации указанной доли квартиры Королевой Л.И. было отказано из-за отсутствия первичных документов на квартиру, а также потому, что в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ нет указания на принадлежащие покупателям доли. Решением Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ улицам, расположенным в <адрес>, присвоены названия: <адрес> и <адрес> Согласно постановлению администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, домовладению, находящемуся в <адрес>, присвоен адресный номер: <адрес>, а квартире ФИО2 - . Просит заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> Фокин С.В. в судебном заседании согласился с заявленными исковыми требованиями, пояснив, что хорошо знает истицу Королеву Л.И., а также её супруга ФИО2, которые ДД.ММ.ГГГГ приобрели у <адрес> лесокомбината квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Истица является единственной наследницей первой очереди по закону после смерти ФИО2 Других наследников первой очереди по закону либо наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве, не имеется. Считает заявленные истицей требования подлежащими удовлетворению, и за ней должно быть признано право собственности на квартиру <адрес>: на <данные изъяты> долю указанной квартиры в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и на <данные изъяты> долю указанной квартиры на основании договора купли-продажи, удостоверенного              ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> сельского Совета.

Представитель ответчика - ОАО «ФИО1» - Горелова В.Ю. в судебном заседании пояснила, что ОАО «ФИО1» является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, поскольку указанное юридическое лицо было учреждено в январе ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, оно не является правопреемником <адрес> лесокомбината. Считает, что в удовлетворении заявленных исковых требований к ОАО «ФИО1» следует отказать, поскольку спорная квартира на балансе данного юридического лица никогда не значилась.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - Сидорова Л.А. в судебном заседании показала, что Управление Росреестра по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, поскольку оно не может претендовать на право собственности истицы на указанную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также оспаривать указанное право в судебном порядке.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - нотариальный округ - <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения истицы Королевой Л.И., представителя истицы Кириченко О.С., представителей ответчиков - Фокина С.В., Гореловой В.Ю., Сидоровой Л.А., показания свидетелей свидетель 1 и свидетель 2, находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

         В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

         На основании ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

        Как усматривается договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> лесокомбинатом в лице ФИО3 с одной стороны и истицей Королевой Л.И. и её супругом ФИО2 - с другой стороны, <адрес> лесокомбинат продал, а Королева Л.И. и ФИО2 приобрели за <данные изъяты> рублей квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Денежные средства за покупку данной квартиры внесены в кассу <адрес> лесопункта, а сам договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ удостоверен в <адрес> сельском Совете <адрес>.

В соответствии со свидетельством о браке установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ей была присвоена фамилия Королева.

       Решением Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ улицам, расположенным в <адрес>, присвоены названия: <адрес> и <адрес>.

       Согласно постановлению администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> от                ДД.ММ.ГГГГ, домовладению, находящемуся в <адрес>, присвоен адресный номер: <адрес>, а квартире ФИО2 - .

       Как усматривается из справки администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, квартира в <адрес> в размере <данные изъяты> доли принадлежит на праве собственности ФИО2, а в размере <данные изъяты> доли - Королевой Л.И.

В силу ст. ст. 1152, 1153 ГК РФ, для принятия наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества и т.д.

        Согласно свидетельству о смерти , ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Наследником первой очереди по закону после смерти ФИО2 является его супруга - Королева Л.И.

        Из материалов наследственного дела к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 усматривается, что Королева Л.И. приняла открывшееся после смерти ФИО2 наследство, подав об этом заявление в нотариальную контору. На часть наследственного имущества, а именно: денежные вклады с причитающимися процентами и компенсацией Королевой Л.И. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону.

Допрошенные в судебном заседании свидетели свидетель 1 и свидетель 2 показали, что хорошо знают супругов ФИО - Королеву Л.И. и ФИО2, проживающих по адресу: <адрес>. Указанная квартира была приобретена ФИО у <адрес> лесокомбината на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства в размере <данные изъяты> рублей за покупку данной квартиры были внесены истицей и её супругом в кассу <адрес> лесопункта. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был удостоверен в <адрес> сельском Совете <адрес>. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Подтвердили, что наследницей первой очереди по закону после смерти ФИО2 является его супруга - истица Королева Л.И., проживающая в настоящее время в квартире , находящейся по адресу: <адрес>, и обратившаяся в установленный законом шестимесячный срок после смерти наследодателя в нотариальную контору за оформлением своих наследственных прав.

Таким образом, суд приходит к выводу, что договор купли-продажи квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, между <адрес> лесокомбинатом в лице ФИО3 с одной стороны и истицей     Королевой Л.И. и её супругом ФИО2 - с другой стороны был заключен                  ДД.ММ.ГГГГ и сторонами исполнен, в связи с чем, у суда имеются основания для признания за Королевой Л.И. права собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., в <адрес>: на <данные изъяты> долю указанной квартиры в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и на <данные изъяты> долю указанной квартиры на основании договора купли-продажи, удостоверенного              ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> сельского Совета.

         Вместе с тем, суд считает, что исковые требования Королевой Л.И. к                               ОАО «ФИО1» являются не подлежащими удовлетворению, а данное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, как усматривается из решения Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «ФИО1» не является правопреемником <адрес> лесокомбината, а в соответствии со справкой , выданной МИФНС России по <адрес>, <адрес> лесокомбинат отсутствует в едином государственном реестре юридических лиц.

.

         Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Королёвой Л.И. к администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> о признании права собственности на квартиру в <адрес> удовлетворить.

Признать за Королёвой Л.И. право собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., в <адрес>: на <данные изъяты> долю указанной квартиры в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и на <данные изъяты> долю указанной квартиры на основании договора купли-продажи, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> сельского Совета.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение подлежит представлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Касимовский районный суд.

Судья                                          Н.М. Мельникова