по иску Ш.Е.М. к ПФ РФ по Касторенскому району о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



                                                                                                                Гражданское дело РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>

<адрес>                              ДД.ММ.ГГГГ                                                                       

Касторенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кабановой О.М.,

при секретаре ФИО4,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

                                                           установил:

      ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование исковых требований указала следующее.

      ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность. В назначении пенсии ей было отказано на том основании, что у неё не выработан педагогический стаж 25 лет. Так в специальный стаж не были включены периоды её нахождения в учебных отпусках во время получения образования в заочной форме в Воронежском государственном университете с 4 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ, с 6 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 3 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 9 по ДД.ММ.ГГГГ.

Считает отказ в назначении пенсии необоснованным, поскольку Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённым Совмином СССР ДД.ММ.ГГГГ , действовавшем в спорный период, предусматривалось, что в стаж учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала педагогическая деятельность. Поэтому истица просит суд включить указанные выше периоды её нахождения в учебных отпусках во время получения образования в заочной форме в Воронежском государственном университете в её специальный стаж и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица ФИО2 поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

      Представитель Управления ПФ РФ в <адрес> ФИО5 (по доверенности) в судебном заседании исковые требования истицы не признала, указав, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> возражает против признания права на досрочную пенсию по старости ФИО2 в соответствии со ст. ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от ее возраста, так как специальный стаж работы ФИО2 исчисленный по нормам действующего с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , также как и специальный стаж, исчисленный с учетом применения норм Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, а именно по нормам действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РФ», на момент обращения составляет 24 года 8 месяцев.

При исчислении специального стажа в соответствии с нормами Постановления , периоды нахождения ФИО2 в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, не могут быть включены, так как пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в числе которых период нахождения в учебном отпуске не поименован.

    Кроме того, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в абзац второй пункта 5 указанных Правил, согласно которых при исчислении работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

    В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам относятся отпуска, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работникам, имеющим особый характер работы; работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.Включение в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, других отпусков, в том числе учебных, предоставляемых наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, Правилами не предусмотрено.

      Кроме того, действительно Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённым постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , на которое ссылается истица, предусматривалось засчитывать в стаж работы по специальности, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Вместе с тем, согласно п.4 названного Положения время работы (учёбы) засчитывается в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в соответствии с Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент утраты силы постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ                                    , истицей не было выработано 2/3 требуемого стажа. Следовательно, оспариваемые периоды нахождения в учебных отпусках не могут быть включены в педагогический стаж ФИО2

Выслушав доводы истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит требования ФИО2 законными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (далее ФЗ-) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ- (то есть возраста для женщин 55 лет) «лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста».

Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из материалов дела усматривается следующее.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 занимается педагогической деятельностью в образовательных учреждениях. В указанный период она работала учителем географии в Вознесеновской восьмилетней школе, учителем истории и русского языка в Жерновецкой средней общеобразовательной школе, заместителем директора по воспитательной работе в той же школе. В период с 1987 года по 1993 года ФИО2 обучалась в Воронежском государственном университете. За указанный период обучения истице предоставлялись учебные отпуска с 4 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ, с 6 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 3 июня по ДД.ММ.ГГГГ и с 9 по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, копией диплома, копиями приказов и не оспариваются ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Управление ПФ РФ по <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по п/п. 19. п.1 ст.27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от         ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в назначении указанной пенсии было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж ФИО2 не были включены периоды её нахождения в учебных отпусках.

Суд полагает данный отказ неправомерным.

В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённого Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ        , п.3 приложения к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утверждённой приказом Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ был закреплён порядок зачёта в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку в период с 1985 года по настоящее время ФИО2 осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, а потому с учётом положений ст. ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд полагает, что указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках в период с 1988 по 1993 год подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, в соответствии со ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.

      В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

      Учитывая изложенное, суд находит требования истицы законными и подлежащими удовлетворению, а доводы представителя ответчика об отказе в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии по старости несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.

      В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ               № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудоваяпенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, досрочного её назначения, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

     Стаж работы ФИО2, установленный ей в соответствии с решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ составляет 24 года 8 месяцев 0 дней.

     Установленный судом стаж в совокупности составляет 4 месяца 2 дня, а именно с 4 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ, с 6 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 3 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 9 по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения истицы в учебных отпусках во время получения образования в заочной форме в Воронежском государственном университете.

    То есть на день обращения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии её специальный стаж, с учетом стажа, установленного судом, составлял более 25 лет.

    Таким образом; на день обращения с заявлением, по мнению суда, у ФИО2 имелся требуемый специальный стаж, следовательно, у истицы возникло право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

     В связи с тем, что исковые требования ФИО2 судом удовлетворены в полном объеме, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ полагает необходимым взыскать с ответчика в её пользу понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

    Признать за ФИО2 на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> засчитать ФИО2 в специальной стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность периоды нахождения в учебных отпусках во время получения образования в заочной форме в Воронежском государственном университете: с 4 по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, со 2 по ДД.ММ.ГГГГ, с 6 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 3 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 9 по ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить ФИО3 досрочную пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, с момента ее обращения, а именно, с                ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу ФИО3 в счет возмещения понесенных ею расходов по оплате государственной пошлины 200 (Двести) рублей.

     Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Касторенский районный суд в течение 10 дней, со дня составления мотивированного решения.

Судья                                                      О.М. Кабанова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ