по иску Е.П.А. к администрации п. Олымский



Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера

Дело

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

<адрес>

<адрес>                   ДД.ММ.ГГГГ

Касторенский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Вялых М.В.,

с участием представителя истца - адвоката ФИО3, представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Шевелёвой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 ФИО18 к администрации поселка <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

у с т а н о в и л:

ФИО15 обратилась в суд с иском к администрации поселка <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая, что являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имея право на льготы по обеспечению жильем, она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставив также все необходимые документы. Постановлением главы поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий, однако постановлением главы поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ было отменено в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий и обеспеченностью жильем. Полагает, что данными действиями ответчика нарушены ее права, поскольку считает, что является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истец ФИО16 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела была извещена надлежащим образом, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя.

В судебном заседании представитель истца адвокат ФИО3 иск поддержала и пояснила, что ФИО17 действительно является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы по обеспечению жильем, предусмотренные Законом РФ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако в удовлетворении заявления о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Ениной П.А. было отказано ответчиком в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий и обеспеченностью жильем. Вместе с тем, Енина П.А. намеренно свои жилищные условия не ухудшала, собственником жилья она не является, зарегистрирована в <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО11 и зятю ФИО4, в котором помимо указанных лиц проживают также ее внук ФИО4, внучка ФИО5 и правнучка ФИО6, 2010 года рождения. Считает, что Енина П.А. является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что заявленные ФИО19 требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФжилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах»; Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона; члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении и получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно положениям ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций; объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны; по письменным заявлениям нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Из свидетельства о заключении брака серии ЭВ следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с ФИО2.

Из справок отдела Военного комиссариата <адрес> по Горшеченскому, Касторенскому, <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 действительно являлся участником Великой Отечественной войны, ФИО21. действительно является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО7 и имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО20 имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Таким образом, ФИО22 являясь супругой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, в том числе предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 21 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ) право нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

В силу положений ст. 52 ЖК РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из имеющейся в материалах дела копии заявления ФИО24., ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию поселка <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приложив к заявлению все необходимые документы.

Постановлением главы администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО23., как вдова участника ВОВ, была включена в список очередности на улучшение жилищных условий.

Постановлением главы администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено в связи с тем, что ФИО25 намеренно ухудшила свои жилищные условия, кроме того, жильем обеспечена.

Согласно положениям ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается имеющимися в материалах дела копией паспорта ФИО26., копией технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда, копией свидетельства о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой администрации поселка Олымский от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи, справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО28 жилья в собственности не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение общей площадью 95,3 кв. м принадлежит на праве собственности ФИО11 (дочери истца) и ФИО4 (зятю истца).

Как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО27 действительно продала ФИО8 земельный участок и жилой дом общей площадью 49,1 кв. м, жилой площадью 23,6 кв. м, с хозяйственными строениями, расположенные по адресу: <адрес>, дом. 1.

Однако суд не может согласиться с доводами ответчика, изложенными в отзыве на иск от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что ФИО29 намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку как пояснила в судебном заседании представитель истца ФИО3, истец фактически с 2005 года проживала в <адрес>, куда переехала в связи с тяжелыми условиями проживания: в проданном истцом доме удобства отсутствовали, отопление печное, вода из колонки, в силу своего престарелого возраста Ениной П.А. тяжело было справляться с хозяйством в таких условиях, и она переехала проживать к своей дочери. Поскольку в доме никто не жил, дом стал разрушаться, требовал ремонта, в связи с чем в 2007 году Енина П.А. его продала.

Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО5, ФИО9, ФИО10, ФИО4, ФИО11, ФИО12, не доверять которым у суда оснований не имеется, так как их показания логичны, последовательны, согласуются между собой и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других исследованных судом доказательствах.

Учитывая изложенное, суд не может признать факт продажи истцом своего <адрес> намеренным ухудшением жилищных условий.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, для признания истца нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети и родители данного собственника.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает; местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Регистрация лица по месту жительства не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в <адрес> зарегистрирована ФИО13, помимо нее в указанном доме фактически проживают также ФИО11, ФИО4 и ФИО10, зарегистрированные по адресу: <адрес>, и ФИО5, зарегистрированная по адресу: <адрес>, со своей малолетней дочерью ФИО6, 2010 года рождения, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО5, ФИО9, ФИО10, ФИО4, ФИО11, ФИО12, не доверять которым у суда оснований не имеется, так как их показания логичны, последовательны, согласуются между собой и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других исследованных судом доказательствах.

При этом свидетели ФИО11 и ФИО4, являющиеся собственниками <адрес>, в суде пояснили, что с 2003 года они фактически проживают в этом доме, поскольку квартира, в которой они зарегистрированы, требует капитального ремонта, и проживать в ней невозможно.

Таким образом, суд считает несостоятельной ссылку истца на п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку истец ФИО30., проживающая совместно со своей дочерью ФИО11, является членом семьи собственника жилого помещения, и основания, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ к ней неприменимы.

При этом имеющийся в материалах дела договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО11 и ФИО31 не имеет правового значения для рассмотрения дела по существу, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ для признания супруга, детей и родителей собственника жилого помещения, вселенных им в свое жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Оснований, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ для признания истца нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также не имеется, поскольку как установлено в судебном заседании, фактически в вышеуказанном жилом доме проживает семья из шести человек, и, исходя из общей площади жилого помещения, которая составляет 95,3 кв. м, на долю каждого из проживающих в нем членов семьи приходится площадь, превышающая учетную норму, размер которой, согласно решению Собрания депутатов поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 кв. м.

При этом довод представителя истца о том, что большую часть площади дома составляет общая площадь, в то время как жилая площадь образована всего тремя комнатами, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу, поскольку для определения нуждаемости лица в жилом помещении по основанию, указанному в п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ необходимо исходить из общей площади жилого помещения.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, для признания ФИО32 нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, следовательно, законных оснований для удовлетворения заявленных ею исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

        В удовлетворении иска ФИО7 ФИО33 к администрации поселка <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья:                    

Копия верна:

Судья:        Вялых М.В.