решение по гр. делу по иску Д.А.Н. к УПФР в Касторенском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



                                                                            Гражданское дело РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>

<адрес>                           ДД.ММ.ГГГГ                                                                       

    Касторенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кабановой О.М.,

при секретаре ФИО5,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

у с т а н о в и л:

ФИО4 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (далее - Управление УПФ РФ) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указывая в обоснование заявленных исковых требований следующее.

Он проработал свыше 23 лет в Алексеевской основной общеобразовательной школе. В сентябре 2010 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> за досрочным назначением трудовой пенсии. Решением начальника Управления ПФР РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. С данным отказом он не согласенпо следующим основаниям. Он проходил срочную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период, когда действовало и применялось Постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Кроме того, работниками УПФ РФ в <адрес> не засчитаны и не включены в педагогический стаж периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера по легкой атлетике и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера <адрес>ной детской юношеской спортивной школы, которая в периоды с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ являлась самостоятельным образовательным учреждением, имела собственный баланс и смету расходов, но, поскольку РОНО являлся учредителем ДЮСШ, прием и увольнение осуществлялось приказами по РОНО, а все расчеты производились через централизованную бухгалтерию районного отдела народного образования. Во время работы в ДЮСШ им осуществлялась физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа среди детей, то есть педагогическая деятельность. Помимо этого, до начала педагогической деятельности он проходил обучение в Курском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Курского областного отдела народного образования от ДД.ММ.ГГГГ он был по распределению направлен на работу в <адрес>. В период обучения действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , всоответствии с п. 2 которого, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах. Истец считает, что период обучения в педучилище такжедолжен быть включен в педагогический стаж. Поновому пенсионному законодательству правовой основой для начислениядосрочной трудовой пенсии педагогам является исключительно стаж работы с детьми. Поэтому он считает, что периоды работы тренером в ДЮСШ, военной службы по призыву и обучение в педагогическом училище подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Просит судпризнать решение начальника ГУ УПФ РФ в <адрес> незаконным и удовлетворить его требования в полном объеме.

В судебном заседании истец ФИО4 поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснил, что чёткого разграничения понятий «тренер» и «тренер-преподаватель» по какой либо специальности раньше не было. Он осуществлял педагогическую деятельность в отношении детей различного возраста, нёс определённую ответственность за их физическое состояние. Необходимо принять во внимание, что ДЮСШа работала по программе физвоспитания общеобразовательных школ. В течение учебного года организовывались различные школьные и районные соревнования по лёгкой атлетике, лыжному спорту, слёты. В организации данных мероприятий он регулярно принимал участие.

ФИО2 фонда РФ в <адрес> курской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании заявленный ФИО4 иск не признала и пояснила, что специальный стаж работы ФИО4, исчисленный по нормам действующего с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ               № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , также как и специальный стаж, исчисленный с учетом применения норм Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, то есть по нормам действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РФ», на момент обращения истца составляет 22 года 12 дней.При установлении пенсии после ДД.ММ.ГГГГ применяются нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».С учетом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ, может производиться по нормам действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ пенсионного законодательства - Закона Российской Федерации от20.11.1990года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, ФИО4, претендующему на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, исчисление стажа на соответствующих видах работ может производиться по оптимальному варианту: в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , либо на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, регулировавших пенсионное обеспечение педагогических работников.

Согласно п. 2 Постановления ФИО3 от06.09.1991 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды именно педагогической деятельности, в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной     подчиненности учреждений или организаций, поэтому период прохождения ФИО4 военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, засчитан быть не может.

Периоды работы ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера по легкой атлетике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера <адрес>ной детско-юношеской спортивной школы также не могут быть засчитаны в спецстаж, поскольку данная должность не поименована Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность в которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет.

Требования ФИО4 в отношении включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода его обучения в Курском педагогическом училище, не могут быть предметом рассмотрения, так как к поданному в УПФ РФ в <адрес> заявлению о назначении указанного вида пенсии документ, подтверждающий факт обучения истца, приложен не был. В связи с чем, не включение периода обучения ФИО4 в специальный стаж оспариваться не может.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит требования ФИО4 подлежащими удовлетворению частично.

Согласно п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (далее ФЗ-) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ- (то есть возраста для мужчин 60 лет) «лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста».

Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из материалов дела усматривается следующее.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Дёмин А.Н. занимается педагогической деятельностью в образовательных учреждениях. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал тренером по лёгкой атлетике <адрес>ной детско-юношеской спортивной школе. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в рядах Советской Армии. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал тренером Касторенской детско-юношеской спортивной школы. Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, копией приказа, справкой и не оспариваются ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ Дёмин А.Н. обратился в Управление ПФ РФ по <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по п/п. 19. п.1 ст.27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ему в назначении указанной пенсии было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж Дёмина А.Н. не были включены периоды его работы в качестве тренера и тренера по лёгкой атлетике в Касторенской детско-юношеской спортивной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Суд полагает данный отказ неправомерным.

    Разрешая вопрос о включении в специальный стаж Дёмина А.Н., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу осуществляющему педагогическую деятельность периода прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права

    В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

    Период службы Дёмина А.Н. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

    Таким образом, вышеназванный период службы Дёмина А.Н. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

    Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Разрешая вопрос о включении в специальный педагогический стаж периодов работы истца в должности тренера по лёгкой атлетике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера <адрес>ной детско-юношеской спортивной школы, суд исходит из следующего.

    В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности, в том числе, во внешкольных детских учреждениях.

    Список, утвержденный Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривал в разделе «Наименование учреждений» внешкольные учреждения, в разделе «наименование должностей» - должность тренера-преподавателя.

    Постановлением Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о детской спортивной школе добровольных спортивных обществ профсоюзов, в соответствии с которым детская спортивная школа являлась внешкольным учреждением по физическому воспитанию детей и подростков, основной задачей ДСШ, являлось, в том числе, оказание всемерной помощи общеобразовательной школе и родителям в воспитании детей; для проведения учебных занятий школа имеет тренеров, предусмотренных штатным расписанием или сметой; тренеры несут ответственность за правильное проведение учебно-тренировочной и воспитательной работы.

В данном случае в оспариваемый период работа истца осуществлялась в учреждении, указанном в Списках «Наименование учреждений», а должность тренера и тренера по лёгкой атлетике, которые указаны в трудовой книжке Дёмина А.Н. - не предусмотрены Списками.

Судом также установлено, что в оспариваемые периоды работы в должности тренера и тренера по лёгкой атлетике фактически выполняемая истцом работа соответствовала той, которая указана в Списках, истец выполнял функциональные обязанности тренера - преподавателя, то есть осуществлял деятельность в отношении детей.

В спорные периоды работы истец имел среднее профессиональное образование поспециальности «физическая культура» с квалификацией «учитель физической культуры», что подтверждается копией диплома.

    ДД.ММ.ГГГГ истец, окончивший педучилище, физкультурное отделение был назначен тренером по лёгкой атлетике в <адрес>ную ДЮСШ, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Дёмин А.Н. по окончанию службы по призыву в рядах Советской Армии вновь продолжил работу в ДЮСШ.

Суд также отмечает, что в вышеназванном Положении о спортивной школе различия между наименованием «тренер» и «тренер-преподаватель» не делалось. О том, что при написании должности лиц, осуществлявших подготовку спортсменов в спортивных школах, существовали различные наименования, в том числе «тренер» вместо «тренер-преподаватель», хотя их работа аналогична, свидетельствует и Приказ Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ -ИТ.

Вместе с тем предметом рассмотрения УПФ РФ в <адрес> не был период обучения истца в Курском педагогическом училище, никакие документы в связи с этим к заявлению о назначении пенсии в УПФ РФ истцом не представлялись, поэтому суд полагает, что и оснований для включения указанного периода у суда не имеется. Помимо этого, согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ,учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается также и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Дёмин А.Н. же до поступления в педучилище педагогического стажа не имел.

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ               № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудоваяпенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, досрочного её назначения, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

     Стаж работы Дёмина А.Н. установленный ему в соответствии с решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ составляет 22 года 12 дней.

     Установленный судом стаж в совокупности составляет 2 года 11 месяцев 19 дней.

    То есть на день обращения Дёмина А.Н. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии его специальный стаж, с учетом стажа, установленного судом, составлял 25 лет.

    Таким образом; на день обращения с заявлением, по мнению суда, у Дёмина А.Н. имелся требуемый специальный стаж, следовательно, у истца возникло право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

     В связи с тем, что исковые требования Дёмина А.Н. судом удовлетворены, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ полагает необходимым взыскать с ответчика в её пользу понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Дёмина Александра Николаевича удовлетворить частично.

    Признать за Дёминым Александром Николаевичем право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> засчитать Дёмину Александру Николаевичу в специальной стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность период прохождения им военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды его работы в должности тренера по лёгкой атлетике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера <адрес>ной детско-юношеской спортивной школы.

    Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Дёмину Александру Николаевичу досрочную пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, с момента его обращения, а именно, с                ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Дёмину Александру Николаевичу отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу Дёмина Александра Николаевича счет возмещения понесенных им расходов по оплате государственной пошлины 200 (Двести) рублей.

     Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Касторенский районный суд в течение 10 дней, со дня составления мотивированного решения.

Судья                                             О.М. Кабанова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ