Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера Дело № Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Касторенский районный суд <адрес>, в составе: председательствующего судьи Прохоровой Л.А., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «ФИО6 сельсовет» <адрес> незаконным, у с т а н о в и л: <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (далее МО) «ФИО8 сельсовет» <адрес>, выразившегося в нарушении требований действующего экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной проверкой установлено наличие на территории <адрес> <адрес> на расстоянии около 15 метров по направлению на восток от здания Дома культуры и на расстоянии около 25 метров по направлению на северо-запад от здания магазина «Престиж», кроме того, на расстоянии около 3 метров по направлению на север от здания магазина ПО «ФИО7» несанкционированных свалок бытовых отходов (отходов от жилищ, бытового мусора), которые находятся на земельных участках размерами 3х5 метров и 2,5х5 метров соответственно. При этом территории свалок не огорожены и надлежащим образом не оборудованы. О наличии несанкционированных свалок администрация муниципального образования «ФИО9 сельсовет» осведомлена, что подтверждается актом проверки, объяснением главы администрации. Администрация муниципального образования «ФИО10 сельсовет» при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. Однако, сбор и утилизация бытовых отходов, находящихся на территории свалок, не производится. Поскольку незаконное бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, то просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «ФИО11 сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на территории <адрес> <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, и привести занимаемый участок в надлежащее состояние. В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора <адрес> ФИО2 заявленные требования полностью поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, и, уточнив при этом наименование заинтересованного лица - администрации муниципального образования «ФИО12 сельсовет» <адрес>, которое в настоящее время согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц зарегистрировано как администрация ФИО13 сельсовета <адрес>, а также указав, что незаконное бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, просил признать незаконным бездействие администрации ФИО14 сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на территории <адрес> <адрес>. Кроме того, просил обязать администрацию ФИО15 сельсовета <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на территории <адрес> <адрес> и привести занимаемый земельный участок в надлежащее состояние. Заместитель главы Администрации ФИО16 сельсовета <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования прокурора <адрес> с учетом их уточнения признала в полном объеме, при этом дополнительно пояснила, что в настоящее время администрацией, несмотря на недостаточность средств в бюджете на эти цели, проводятся работы по уборке свалок с расположенных на территории ФИО17 сельсовета улиц, несанкционированная свалка на <адрес> также будет ликвидирована. Для временного складирования бытовых отходов на расстоянии 500 метров от села Жерновец отведен участок, кроме того, Администрацией ФИО18 сельсовета планируется заключить договор с ЧП ФИО1 об использовании его грузового транспорта с целью вывоза отходов на территорию, отведенную для временного складирования бытовых отходов села ФИО19 по мере его накопления. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В силу ст.13 вышеуказанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со ст. 22 приведенного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способ которого должен быть безопасен для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как следует из пункта 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами допускается временное складирование отходов производства и потребления только на открытых специально оборудованных для этого площадках. На основании п.1.2 санитарных правил «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 34 данного закона в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). В соответствии со ст. 4 Устава МО «ФИО20 сельсовет» в структуру органов местного самоуправления ФИО21 сельсовета <адрес> входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация ФИО22 сельсовета. Согласно п. 18 ст.3 и ст. 33 Устава к вопросам местного значения и к компетенции администрации ФИО23 сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Как следует из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, администрация ФИО24 сельсовета <адрес> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ей основного государственного регистрационного номера 1024600580542. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц также содержит сведения о юридическом лице - администрации ФИО25 сельсовета <адрес>. По делу установлено, что на территории <адрес> <адрес> на расстоянии около 15 метров по направлению на восток от здания Дома культуры и на расстоянии около 25 метров по направлению на северо-запад от здания магазина «Престиж» находится несанкционированная свалка бытовых отходов (отходов от жилищ, бытового мусора). Указанная свалка находится на земельном участке размерами 3х5 метров. Кроме того, на расстоянии около 3 метров по направлению на север от здания магазина ПО «ФИО26» также находится несанкционированная свалка бытовых отходов (бытовой мусор, битая стеклотара). Данная несанкционированная свалка занимает территорию размерами 2,5х5 метров. Несанкционированные свалки не огорожены и надлежащим образом не оборудованы. Сбор и утилизация бытовых отходов, находящихся на территории свалок, не производится. Данные обстоятельства не отрицались в судебном заседании и заместителем главы администрации ФИО27 сельсовета ФИО4 Кроме того, о наличии несанкционированных свалок глава администрации осведомлен, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснением от его имени. Не оспаривалось данное обстоятельство в судебном заседании и заместителем главы администрации ФИО28 сельсовета ФИО4 Несанкционированное размещение свалок бытовых отходов вблизи жилых домов села ФИО29 свидетельствует о том, что администрация ФИО30 сельсовета не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате ее бездействия нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированных свалок создает угрозу нарушений указанных прав. Таким образом, непринятие администрацией ФИО31 сельсовета мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования. Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования на благоприятную окружающую среду. В этой связи суд приходит к выводу, что бездействие администрации ФИО32 сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вблизи жилых домов на <адрес> <адрес> является незаконным, и считает необходимым обязать администрацию ФИО33 сельсовета принять меры к ликвидации данных несанкционированных свалок бытовых отходов и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние. Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке. В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, если гражданин считает, что действиями (бездействием) должностного лица нарушены его права и свободы, он вправе обратиться непосредственно в суд. К действиям (бездействию) должностного лица, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - ФИО34 сельсовета <адрес>, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. В соответствии со ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации ФИО35 сельсовета <адрес> удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации ФИО36 сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вблизи жилых домов на <адрес> <адрес>. Обязать администрацию ФИО37 сельсовета <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вблизи жилых домов на <адрес> <адрес>, и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение месяца. Судья Л.А. Прохорова