действия администрации по непредоставлению жилья стоявшим в очереди детям сиротам, признанны незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2011 года г. Каспийск.

Каспийский городской суд в составе:

председательствующего судьи Джабраиловой А.Д.,

с участием представителя Зангиевой А.Ш.

при секретаре Ильясовой М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салимовой ФИО8 и Салимовой ФИО9 к администрации городского округа «город Каспийск» о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставления жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Салимова ФИО10 и Салимова ФИО11 обратились в суд с иском о признании незаконными действий администрации городского округа «город Каспийск» и возложении обязанности предоставления жилья, отвечающего требованиям жилищного законодательства.

Свои требования они обосновали тем, что являются сиротами. Их мать умерла в июне 1988 года, а отец в мае 2001 года был лишён родительских прав на основании решения Каспийского городского суда.

Постановлением Каспийской городской администрации за № № от ДД.ММ.ГГГГ бабушка Салимова ФИО12 была назначена опекуном. Постановлением Каспийской городской администрации за № № от ДД.ММ.ГГГГ они были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно их учётных дел они состояли в списке под № 12 и № 13.

В июне 2010 года они обратились в администрацию города Каспийска, чтобы выяснить, как продвинулась их очерёдность на получение жилья, им сообщили, что они состоят в очереди под № 14 и под № 15.

Эти действия администрации они считают незаконными, так как с 2006 года их очередь не продвинулась.

В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты, находящиеся под опекой, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании Салимовы поддержали свои исковые требования и просили обязать ответчика предоставить им жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Представитель ответчика Велиметова С.А., действовавшая на основании доверенности, исковые требования признала частично и пояснила, что вины администрации в данном случае нет, так как жильё приобретается по мере поступления денежных средств. В 2010 году было приобретено 15 квартир, в связи с чем, очёредность истиц продвинулась и они одними из первых в 2011 году получат жильё.

Заслушав частников процесса, изучив материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно ст. 8 Федерального Закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.».

«Выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.»

Согласно Постановления Правительства РД от 20 февраля 2002 года за № 35 «О первоочередных мерах по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан ежегодно, начиная с 2002 года предусматриваются средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из постановления Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 года за № 161 « Об утверждении Порядка обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан», усматривается, что «дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм».

В материалах гражданского дела имеются свидетельства о рождении Салимовой ФИО13 и Салимовой ФИО14, из которых следует, что Салимова ФИО15 родилась ДД.ММ.ГГГГ, а Салимова ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В графе отец и мать имеются записи: отец Салимов ФИО17, мать: Курбанова ФИО18. Согласно свидетельства о смерти Курбанова ФИО19 умерла 11 июня 1988 года.

Решением Каспийского городского суда от 15 мая 2001 года Салимов ФИО20 лишён родительских прав в отношении дочерей Салимовой ФИО21 и Салимовой ФИО22.

Суду были представлены учётные дела в отношении Салимовой ФИО23 и Салимовой ФИО24. Их заявления о постановке их на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, зарегистрированы в администрации города Каспийска 6 декабря 2006 года.

В учётных делах имеется отметка, что постановлением администрации г. Каспийска от 15 декабря 2006 года Салимовы поставлены на учёт как нуждающиеся в получении жилого помещения. На учётном деле имеется также отметка, что в списке детей-сирот Салимова ФИО25 стоит под № 12, а Салимова ФИО26 под № 13.

Истицы представили в суд, копии извещений, подписанных ведущим специалистом администрации, датированные 20 декабрём 2006 года, о том, что, согласно постановления Каспийской городской администрации за № 523 от 15 декабря 2006 года они приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и номер учётных дел № 12 и № 13.

Согласно справкам ДУП «Техинвентаризация» г. Каспийска за Салимовой ФИО27 и Салимовой ФИО28 домовладение в г. Каспийск не зарегистрировано. Соответствующая информация имеется от Каспийского отдела Управления федеральной регистрационной службы по РД.

Администрацией муниципального образования «город Каспийск» представлен в суд список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильём в 2010 году и 2011 году.

Согласно этого списка Салимова ФИО29 значится под № 16, а Салимова ФИО30 под № 17. Суд от представителя ответчика не получил чёткого ответа на вопрос, почему истицы, находившиеся в 2006 году под № 12 и под № 13, в 2010 году значатся под номерами № 16 и № 17. Как пояснила представитель ответчика, только в 2010 году было приобретено 15 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы представителя администрации о том, что Салимовым не было возможности выделить жильё, так как до них ещё стояли в очереди на получение жилья другие лица, суд считает необоснованными и противоречащими действующему законодательству.

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ « Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.»

Статья 57 ЖК РФ регулирует предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу части 2 статьи 57 ЖК РФ «Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: « детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы»

При таких обстоятельствах, суд считает действия администрации, по непредставлению жилья истицам, незаконными.

В соответствии со ст. 50 Жилищного Кодекса РФ:

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года за № 4 ( в редакции от 8 июня 2009 года) «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» Нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливаются:

на семью из трех и более человек по - 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи;

на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади;

на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади.

Таким образом, Салимовой ФИО31 и Салимовой ФИО32 должно быть предоставлено каждой жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м.

Согласно постановления Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 года за № 161 Салимовы должны быть обеспечены жилыми помещениями за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 50, 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Дагестан от 20 февраля 2002 года за № 35 «О первоочередных мерах по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 года за № 161 « Об утверждении Порядка обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан», ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Салимовой ФИО33 и Салимовой ФИО34, удовлетворить.

Действия Администрации городского округа «город Каспийск» по непредставлению во внеочередном порядке жилых помещений Салимовой ФИО35 и Салимовой ФИО36, признать незаконными.

Обязать Администрацию городского округа «Город Каспийск» предоставить Салимовой ФИО37 благоустроенное жилое помещение – однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 33 квадратных метров в г. Каспийск вне очереди за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Обязать Администрацию городского округа «Город Каспийск» предоставить Салимовой ФИО38 благоустроенное жилое помещение – однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 33 квадратных метров в г. Каспийск вне очереди за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня оглашения в Верховный Суд Республики Дагестан, путём подачи кассационной жалобы через Каспийский городской суд.

Председательствующий:

Решение отпечатано в совещательной комнате.