2-583-2011 иск Каслинского городского прокурора в интересах Толщиной Н.М. к Администрации Каслинского муниципального района о предоставлении жилого помещения



Дело №583-2011          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Касли        ДД.ММ.ГГГГ

Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Головкина А.Ю.,

при секретаре Леоновой Г.И.,

с участием: прокурора Каслинской городской прокуратуры Герасимчук С.В.,

представителя Администрации Каслинского муниципального района Рысевой О.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления социальной защиты населения Администрации Каслинского муниципального района Мишариной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каслинского городского прокурора поданному в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах Толщиной Н.М., к Администрации Каслинского муниципального района, о предоставлении по договору социального найма изолированного, пригодного для проживания граждан жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Каслинский городской прокурор, действуя в пределах полномочий, предусмотренных ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Администрации Каслинского муниципального района, о предоставлении Толщиной Н.М., относящейся к категории детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма изолированного, пригодного для проживания граждан жилого помещения, мотивируя тем, что в соответствии со ст.10 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав и законных интересов детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Толщина Н.М. относится к указанной категории граждан, состоит в соответствующих списках Администрации, однако, в нарушение действующего законодательства, после окончания учебного заведения, ей не было предоставлено жилое помещение, отвечающее требованиям закона.

В судебном заседании прокурор Каслинской городской прокуратуры Герасимчук С.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Истец Толщина Н.М. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с участием прокурора Каслинской городской прокуратуры.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Каслинского муниципального района Рысева О.А. заявленные требования не признала, сославшись на то, что ответчиком обязательства по предоставлению жилья детям - сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей исполняются по мере поступления денежных средств на указанные цели из соответствующего бюджета, кроме того, Толщиной Н.М. было предложено два жилых помещения, на условиях договора социального найма, отвечающих требованиям, однако, Толщина Н.М. отказалась от них.

В судебном заседании представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Администрации Каслинского муниципального района Мишарина Т.В. на удовлетворении заявленных требований не возражала, дополнительно пояснила, что в соответствии со ст.8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилое помещение указанным категориям граждан должно предоставляться по месту жительства, а исходя из представленных Администрацией Каслинского муниципального района доказательств, жилые помещения были предложены Толщиной Н.М. за пределами <адрес>, в населенных пунктах Каслинского муниципального района.

Выслушав прокурора Каслинской городской прокуратуры Герасимчук С.В., представителя ответчика Рысеву О.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления социальной защиты населения Администрации Каслинского муниципального района Мишарину Т.В., исследовав все материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Судом установлено, что Толщина Н.М., Постановлением Главы Администрации <адрес> и района п от ДД.ММ.ГГГГ, признана оставшейся без попечения родителей. В последующем, на основании Постановления Главы Администрации <адрес> и района от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в государственное детское учреждение несовершеннолетней Толщиной Н.М.», несовершеннолетняя Толщина Н.М. определена на полное государственное обеспечение в детское учреждение, в котором находилась до 2006 года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Толщина Н.М. обучалась в ГОУ НПО ПУ-18 <адрес> по специальности повар-кондитер, где находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Толщина Н.М. обучалась в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» по специальности штукатур 2 разряда, где находилась на полном государственном обеспечении.

Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации Каслинского муниципального района Толщина Н.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и поставлена на регистрационный учет.

До настоящего времени, Толщина Н.М. состоит на учете в указанном качестве, и жилое помещение ей не предоставлено, что подтверждается выкопировкой из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Каслинского муниципального района, на ДД.ММ.ГГГГ (Толщина Н.М. значится под №10).

Толщина Н.М. в собственности жилья не имеет, проживает с несовершеннолетним сыном Толщиным А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у знакомых, по адресу: <адрес>.

На основании ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Конституционно-правовой смысл абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определен в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и предусматривает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии с п.8 ст.3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года №442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления наделены полномочиями по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, жилыми помещениями. На основании п.4 ч.1 ст.4 того же закона, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления переданных им государственных полномочий.

В целях реализации указанных положений, Администрация Каслинского муниципального района утвердила «Порядок предоставления жилых помещений по договорам безвозмездного пользования жилым помещением лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, на территории Каслинского муниципального района» (утверждено Постановлением Главы Каслинского муниципального района от 23 января 2009 года №52). Указанный порядок действует на день рассмотрения дела в суде, как нормативно-правовой акт органа местного самоуправления.

Положением установлена норма предоставления площади жилого помещения по договорам безвозмездного пользования жилым помещением, составляющая 18 кв.м. (п.5 Порядка).

Учитывая изложенное, суд пришел к убеждению, что в данном случае, на органе местного самоуправления - администрации Каслинского муниципального района лежит обязанность по обеспечению Толщиной Н.М. по договору социального найма, изолированным жилым помещением, площадью не менее 18 кв.м., вне очереди.

Суд не принимает доводы представителя ответчика Рысевой О.А., относительно того, что Администрация Каслинского муниципального района не имеет соответствующих денежных средств, для приобретения жилья указанной категории граждан.

Указанные выше нормы права не ставят обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, или детям, оставшимся без попечения родителей, возложенную на орган местного самоуправления, в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у органа местного самоуправления.

Так же суд не принимает доводы представителя ответчика Рысевой О.А. относительно того, что Администрацией Каслинского городского поселения истцу Толщиной Н.М. предлагались жилые помещения, отвечающие требованиям закона, от которых она отказалась, по следующим основаниям.

Толщина Н.М. проживает в <адрес>. Администрация Каслинского муниципального района предлагала ей в качестве жилых помещений, жилой дом с земельным участком, по адресу: <адрес>, а так же жилой дом, по адресу: <адрес>. Таким образом, указанные жилые помещения не отвечают требованиям ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которой предусмотрена обязанность обеспечения жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства, то есть жилое помещение должно быть представлено Толщиной Н.М. на территории <адрес>.

Таким образом, суд находит заявленные Каслинским городским прокурором, действующим в интересах Толщиной Н.М., требования об обязании Администрации Каслинского муниципального района предоставить Толщиной Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма, изолированное жилое помещение, площадью не менее 18 кв.м., вне очереди, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь изложенным, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Каслинского муниципального района предоставить Толщиной Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма, изолированное, пригодное для проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

В случае пропуска срока для подачи кассационной жалобы, сторона, пропустившая указанный срок по уважительной причине, вправе обратиться к суду с ходатайством о его восстановлении, одновременно с подачей кассационной жалобы.

Председательствующий судья     Головкин А.Ю.

Решение вступило в законную силу.