о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2010 год. Касимовский городской суд Рязанской области в составе председательствующей судьи Панюшкиной Е.Ю., при секретаре Купцовой Е.В.,

с участием истицы Суховой О.В.,

представителя ответчика Рыжовой М.М., представившей доверенность от [Дата обезличена] г. [Информация обезличена],

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Суховой О.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району «о досрочном назначении трудовой пенсии по старости»

УСТАНОВИЛ:

Сухова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. В обоснование иска она указала, что [Дата обезличена] года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. В назначении указанной пенсии ей было отказано решением ответчика от [Дата обезличена] года по причине того, что у нее нет необходимого стажа. Отказ в назначении пенсии считает незаконным, так как ответчик не включил в ее педагогический стаж учебные отпуска в период ее заочного обучения в педагогическом институте и время нахождения на курсах повышения квалификации. Истица указала, что по действующему на тот момента законодательству учеба в педагогическом вузе включалась в льготный стаж, если ей непосредственно предшествовала и последовала педагогическая деятельность, а курсы повышения квалификации были обязательными, ей начислялась заработная плата и отчислялись страховые взносы.

В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда по Касимовскому району Рыжова М.М. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истица не имеет стажа педагогической деятельности в учреждениях и должностях, поименованных Списком, необходимого для получения льготной пенсии.

Представитель третьего лица - ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области в судебное заседание не явился, заявление с иском не согласился и просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» «1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

…19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

…2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 указанного закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью засчитывается за работу в должностях, предусмотренных „Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшим до 22 сентября 1993 г., в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 Положения, засчитывалось также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В судебном заседании установлено, что истица работала:

с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] года учителем русского языка и литературы [Информация обезличена] школы,

с [Дата обезличена] года по [Дата обезличена] года воспитателем группы продленного дня в школу [Информация обезличена],

с [Дата обезличена] года по [Дата обезличена] года учителем начальных классов школы [Информация обезличена],

с [Дата обезличена] года по [Дата обезличена] года учителем русского языка и литературы [Информация обезличена] школы,

с [Дата обезличена] года по настоящее время учителем русского языка и литературы [Информация обезличена] школы.

В судебном заседании установлено, что [Дата обезличена] года Сухова О.В. обратилась в Управление пенсионного фонда по Касимовскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением от [Дата обезличена] года Управление Пенсионного фонда по Касимовскому району отказало Суховой О.В. в назначении пенсии, мотивировав отказ тем, что периоды учебных и административных отпусков со [Дата обезличена] г., с [Дата обезличена] г., со [Дата обезличена] г., с [Дата обезличена] г., с [Дата обезличена] г., с [Дата обезличена] г., с [Дата обезличена] г., с [Дата обезличена] г., и с [Дата обезличена] г. не могут быть включены в льготный стаж, так как включение периодов учебы и административных отпусков не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы от [Дата обезличена] г. [Информация обезличена]. Остальной период льготной работы, который, по мнению ответчика, подлежит включению в льготный стаж, составляет 24 года 09 месяцев 4 дня, чего недостаточно для назначения пенсии.

Суд находит необоснованным отказ ответчика включить в льготный стаж истицы периодов нахождения в учебных отпусках. Как установлено в судебном заседании, учебные отпуска предоставлялись истице в связи с обучением по заочной форме в Рязанском государственном педагогическом институте с [Дата обезличена] год. Данное обстоятельство подтверждается копией диплома истицы. В период заочного обучения в педагогическом ВУЗе истица работала учителем начальных классов общеобразовательной школы [Информация обезличена]. В указанный период действовало «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Согласно п. 2 указанного положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В судебном заседании установлено, что в связи с учебой в ВУЗе истце предоставлялись учебные отпуска: [Дата обезличена] г. ([Дата обезличена] дней), с [Дата обезличена] г. ([Дата обезличена] день), с [Дата обезличена] г. ([Дата обезличена] дней), с [Дата обезличена] г. ([Дата обезличена] дней). Данный факт подтверждается в судебном заседании копиями лицевых счетов (карточками-справками) и справкой, уточняющей особый характер работы. В соответствии с изложенным, суд находит требование истицы о включении в льготный стаж данных периодов учебных отпусков (всего 3 месяца 8 дней) подлежащим удовлетворению.

Суд находит необоснованным отказ ответчика включить в льготный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена] года ([Дата обезличена] дня) по следующим основаниями:

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Из выписки из приказа Управления образования и молодежной политики Касимовского района [Информация обезличена] от [Дата обезличена] года усматривается, что в указанный период Сухова О.В. находилась на курсах повышения квалификации в [Адрес обезличен]. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которого работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для учителей, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Данный период суд находит подлежащим включению в льготный стаж.

Таким образом, суд находит установленным в судебном заседании, что на момент обращения истицы к ответчику за назначением пенсии [Дата обезличена] года, её стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью составлял 25 лет 0 месяцев и 15 дней. На основании изложенного суд находит установленным, что право на получение пенсии на момент обращения к ответчику у Суховой О.В. уже имелось, поэтому ее иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Суховой О.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району «о досрочном назначении трудовой пенсии по старости» удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району назначить Суховой О.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с [Дата обезличена] года.

Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский городской суд.

Судья: