Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 год. Касимовский городской суд Рязанской области в составе председательствующей судьи Панюшкиной Е.Ю., при секретаре Купцовой Е.В.,
с участием истицы Ермаковой В.В. и ее представителя Кириченко О.С.,
представителя ответчика - ГУ УПФР по Касимовскому району Рожковой М.М., представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ермаковой В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району «о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости»
УСТАНОВИЛ:
Ермакова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району о признании незаконным отказа в назначении льготной пенсии и возложении обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании иска указала, что более 32 лет осуществляла медицинскую деятельность, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Но решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия стажа работы, необходимого для назначения льготной пенсии. Ответчик отказал в зачислении в льготный стаж периодов работы в должности заведующей отделом профилактической дезинфекции - дезинструкрор» и «заведующий отделом дезинфекции-дезинструктор», а также время нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках. Отказ в назначении пенсии считает неправомерным, поскольку весь период работы в должности заведующего отделом дезинфекции непосредственно осуществляла медицинскую деятельность, поскольку фактически работала дезинструктором, в связи с недостаточным количеством штатных единиц дезинструкторов в отделе должность заведующего отделом - врача-дезинфекциониста не была предусмотрена штатным расписанием и обязанность заведующей была возложена на нее. Курсы повышения квалификации проходились по направлению работодателя в обязательном порядке, в командировки она также направлялась по приказу руководства.
В судебном заседании истица и ее представитель свои исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рожкова М.М. в судебном заседании иск считает не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» «1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона следующим гражданам:
…20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».
В соответствии со ст. 19 указанного закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что истица работала:
С 3 августа 1976 года по 14 сентября 1978 года медсестрой Е. больницы Ш. района,
с 11 октября 1978 г. по 2 апреля 1979 года медсестрой К. роддома;
со 2 апреля 1979 года по 7 сентября 1987 года медицинским статистиком городской санитарно-эпидемиологической станции К.
с 7 сентября 1987 года по 3 мая 2000 года дезинструктором отделения профилактической дезинфекции городской санитарно-эпидемиологической станции К. (переименованной в К. центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора),
с 3 мая 2000 года по 1 апреля 2005 года заведующей отделением профилактической дезинфекции - дезинструктором К. центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
с 1 апреля 2005 года по 31 декабря 2008 года - заведующей отдела дезинфекции - дезинструктором филиала ГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ...» (с 1 апреля 2008 года должность переименована на «заведующую отделением профилактической дезинфекции - дезинструктор»,
с 1 января 2009 года по настоящее время - в должности дезинструктора отделения очаговой дезинфекции.
Указанные обстоятельства подтверждаются в судебном заседании копией трудовой книжки, справками с места работы, уточняющими особый характер работы, копиями приказов о приеме на работу и увольнении.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В назначении указанной пенсии решением от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано. Ответчик - ГУ УПФ по Касимовскому району засчитал истице в льготный стаж (с учетом льготного исчисления) 25 лет 6 месяцев и 22 дня, отказав во включении в льготный стаж периодов работы с 3 мая 2000 года по 1 апреля 2005 года в должности заведующей отделением профилактической дезинфекции - дезинструктором К. центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора и с 1 апреля 2005 года по 31 декабря 2008 года в должности заведующей отдела дезинфекции - дезинструктором (с 1 апреля 2008 года - заведующей отделением профилактической дезинфекции - дезинструктора) филиала ГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ...». Также ответчик не включил в льготный стаж время нахождения на курсах повышения квалификации в период с 18 октября 1993 года по 24 ноября 1993 года, и время нахождения в служебных командировках: 24 декабря 2008 года и 22-23 декабря 2009 года.
На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии действовал «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"», утвержденные постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. В разделе «Наименование учреждений» указано «Больницы всех наименований», «родильный дом», «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности». В разделе «Наименование должностей» указано «медицинская сестра», «инструктор-дезинфектор».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, действовавшим с 1 ноября 1999 г. до вступления в действие Постановления Правительства РФ N 781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с данным Списком также предусмотрены наименования указанных выше должностей и учреждений.
Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 № 634, от 23.07.1993 № 701, от 22.09.1993 № 953), действовавшим до 01.11.1999, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Учитывая, что п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Постановлением Минтруда РФ от 9.07.2003 г. № 50 установлена тождественность наименований должности «инструктор-дезинфектор» должности «дезинструктор».
Суд находит установленным в судебном заседании, что во время работы в период с 3 мая 2000 г. по 31 декабря 2008 года в должности заведующей отделом профилактической дезинфекции - дезинструктора и заведующий отделом дезинфекции - дезинструктором, истица осуществляла медицинскую деятельность, предусмотренную указанными выше нормативными документами, поскольку фактически совмещала работу дезинструктора с дополнительными обязанностями заведующей отделением (отделом), что подтверждается табелями учета рабочего времени, где должность истицы указана, как дезинструктор; карточками-справками; трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателем, где профессия истицы указана, как «дезинструктор или инструктор-дезинфектор с возложением обязанностей заведующей отделением; справками, уточняющими особый характер работы, тарификационными списками, где должность истицы также указана, как дезинструктор; трудовой книжкой, в которой имеются записи № от ДД.ММ.ГГГГ и № (вкладыш) от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении истицей высшей квалификационной категории по специальности «дезинфекционное дело»; должностными инструкциями истицы, как заведующей отделением - дезинструктора, из которых усматривается, что обязанности истцы, как заведующей отделением-дезинструктора полностью совпадают с обязанностями дезинструктора того же отделения и дополнены обязанностями заведующей отделения; карточкой форты Т2.
Кроме того, из данных персонифицированного учета Пенсионного фонда (л.д. 167-169) усматривается, что ответчик принимал сведения о льготном характере работы истицы за спорный период (полностью включены ДД.ММ.ГГГГ год включен за исключением 24 декабря - даты служебной командировки), претензий при приеме сведений персонифицированного учета не имелось, сведения о льготном характере работы в персональные данные истицы заносились.
На основании указанного выше, суд находит, что из стажа работы истицы ответчиком необоснованно исключены периоды работы с 3 мая 2000 года по 1 апреля 2005 года в должности заведующей отделением профилактической дезинфекции - дезинструктором К. центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора и период с 1 апреля 2005 года по 31 декабря 2008 года в должности заведующей отдела дезинфекции (отделения профилактической дезинфекции) - дезинструктора филиала ГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ...». Суд находит, что данные периоды работы истицы подлежат включению в льготный стаж (8 лет 7 месяцев 28 дней). В судебном заседании не установлено, что в указанные периоды работы истица находилась в административных отпусках.
Суд находит необоснованным отказ ответчика включить в льготный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18 октября 1993 года по 24 ноября 1993 года по следующим основаниями:
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Из материалов дела (приказа, свидетельства о повышении квалификации, справки учебного заведения) усматривается, что в указанные периоды Ермакова В.В. находилась на курсах повышения квалификации. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которого работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для врачей, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Данный период суд находит подлежащим включению в льготный стаж (1 месяц 7 дней).
Суд находит обоснованным отказ ответчика включить в льготный стаж истицы периода нахождения в служебных командировках для сдачи годового отчета 24 декабря 2008 года и 22-23 декабря 2009 года, поскольку доказательств того, что данные командировки были связаны с медицинской деятельностью истицы в качестве дезинструктора ею в судебное заседание не представлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ стаж ее работы в должностях, дающих право на досрочную пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью с учетом льготного исчисления составил 34 года 3 месяца 24 дня, поэтому право на указанную пенсию у нее имелось. Поэтому суд находит возможным удовлетворить требование истицы о назначении ей льготной пенсии с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Ермаковой В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району «о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости» удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда по Касимовскому району назначить Ермаковой В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский городской суд.
Судья: