Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2011 год. Касимовский городской суд Рязанской области в составе председательствующей судьи Панюшкиной Е.Ю., при секретаре Купцовой Е.В.,
с участием истицы Фроловой Л.И.,
представителя ответчика Уваровой Ю.П., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фроловой Л.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району «о досрочном назначении трудовой пенсии по старости»
УСТАНОВИЛ:
Фролова Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району о признании незаконным отказа в назначении пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование иска она указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. В назначении указанной пенсии ей было отказано решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что у нее нет необходимого стажа. Отказ в назначении пенсии считает незаконным, так как ответчик не включил в ее педагогический стаж работу в должности пионервожатой в ВС школе в период с 1 сентября 1982 года по 15 августа 1983 года, также учебу в п. институте в период с 1 сентября 1983 года по 25 июня 1986 года и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5 сентября 1990 года по 25 августа 1991 года.
В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда по Касимовскому району Уварова Ю.П. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истица не имеет стажа педагогической деятельности в учреждениях и должностях, поименованных Списком, необходимого для получения льготной пенсии.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» «1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
…19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
…2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».
В соответствии со ст. 19 указанного закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью засчитывается за работу в должностях, предусмотренных „Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
В соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства.
В судебном заседании установлено, что истица работала:
с 26 августа 1982 года про 15 августа 1983 года в должности пионервожатой ВС,
с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года училась в РП институте на факультете ПиМ,
с 15 августа 1987 года по 25 августа 1988 года в должности учителя начальных классов ВС,
с 1 сентября 1988 года по 1 сентября 2006 года учителем начальных классов средней школы К.Г.
с 1 сентября 2006 года по настоящее время в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с правом ведения уроков СОШ.
В период с 29 апреля 1989 года по 4 сентября 1990 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, в период с 5 сентября 1990 года по 25 августа 1991 года истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Фролова Л.И. обратилась в Управление пенсионного фонда по Касимовскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управление пенсионного фонда по Касимовскому району отказало Фроловой Л.И. в назначении пенсии, мотивировав отказ тем, что должность пионервожатой не предусмотрена разделом "Наименование должностей" действующего Списка должностей и учреждений, утвержденного Правительством РФ от 29 октября 2002 года № 781, также указанным выше списком не предусмотрено включение в льготный стаж периода учебы в институте и периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с полутора до трех лет, поэтому указанные выше периоды работы в должности п-ой, период обучения в ВУЗе и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5.09.1990 г. по 25.08.1991 г. не могут быть включены в льготный стаж. Остальной период льготной работы, который по мнению ответчика, подлежит включению в льготный стаж, составляет 21 год 11 месяцев и 26 дней.
Суд находит, что отказ включить в льготный стаж работы указанные выше периоды является необоснованным. В силу ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 31.12.2002 г. № 198-ФЗ, от 29.11.2003 г. № 154-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 14.02.2005 № 3-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 3.06.2004 г. № 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231-О) осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в п. 1 ст. 27 указанного выше Федерального закона. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона.
Как следует из действовавшего в спорный период «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"(действовало до 22 сентября 1993 г.), учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В соответствии с п. 2 указанного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 Положения, засчитывалось также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы истицы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из представленных истицей документов усматривается, что до поступления в п. ВУЗ истица работала в должности ш.п-ой средней школы, уволилась в связи с поступлением в ВУЗ, а непосредственно по окончании института приступила к работе также в должности учителя средней школы. В соответствии с изложенным, суд находит требование истицы о включении в ее льготный стаж периода с 1 сентября 1983 года по 1 июля 1987 года подлежащим удовлетворению.
Суд находит необоснованным отказ ответчика включить в льготный стаж истицы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
На основании изложенного, суд находит, что на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ стаж ее работы в должностях, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии составлял 27 лет 8 месяцев и 29 дней.
Поскольку за назначением пенсии истица в установленном порядке обращалась ДД.ММ.ГГГГ, и, как установлено в судебном заседании, право на получение пенсии на тот момент у нее уже имелось, суд находит возможным удовлетворить исковое требование и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району назначить Фроловой Л.И. указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Фроловой Л.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району «о досрочном назначении трудовой пенсии по старости» удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району назначить Фроловой Л.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский городской суд.
Судья: